Доспехи Индо-Персидского стиля позднего средневековья и нового времени
В Индии до 16 века использовалось очень мало доспехов. И это при том что там с древних времен ковали лучшие мечи и сабли из полулегендарного индийского булата.
Последствия монгольского нашествия, очень сильно дали о себе знать только в 16 веке. В 13 веке хорошо организованная армия исламского Дэлийского Султаната смогла отразить монгольское нашествие, а в конце 14 века удалось хоть и с большим трудом выдержать грабительские походы Тимура (Тамерлана). Индия потеряла значительную часть северных границ. В первой половине 16 века была основана Империя Великих Моголов, занявшая по началу мусульманский север Индии, а к началу 18 века почти всю Индию. Знать великих моголов происходила из тюркских и монгольских родов, языком великих моголов были тюркские и монгольские наречия. С завоевателями на территорию Индии пришла и их культура и способы ведения войны. Многие Персидские образцы доспехов и оружия нашли в Индии свою вторую родину, так и появилось понятие Индо-Персидский и его синоним Индо-Ираский стиль доспехов. С оружием так не сложилось проникновение персидского оружия в Индию имело место быть, но было не значительным.
Куда более серьезным оказалось проникновение европейского оружия. Но подробное описание персидского и индийского холодного оружия требует отдельных статей.
Много доспехов было вывезено из Индии и Ирана во время колониального владычества Великобритании, сейчас они находятся в европейских и американских музеях и частных коллекциях богачей. И что интересно именно Индо-Иранские доспехи являются самым ходовым товаром на аукционах антиквариата. Подлинность многих весьма спорная, а большинство является просто подделками. Уже в 19 веке на Ближнем Востоке развилась целая индустрия изготовления экзотического восточного оружия и доспехов для продажи путешественникам, поэтому историческая ценность таких доспехов невысока, но они очень даже украшают интерьер.
|
|
|
Когда говорят доспех Индо-Персидского стиля обычно имеют ввиду такой комплект: Полукруглый шлем с кольчужной бармицей, кольчугу, трубчатые наручи. |
Персидская кираса чар айна состояла из четырех крупных подпрямоугольных пластин. Спинная пластина была выше передней и часто имела полукруглый или треугольный верх. Боковые пластины были заметно уже передней и задней, для рук были полукрулые вырезы. Для дополнительного смягчения ударов и просто для удобства в ношении изнутри пришивалась или приклеивалась мягкая подкладка. |
Подобные доспехи очень похожи на скажем китайский доспех "дин га" то есть тысяча гвоздей. По индийски это звучит "чилта хазар маша" и переводится: "одеяние из тысячи гвоздей". Распространилось из-за Монгольского нашествия. |
В 16-18 веках оружие и доспехи Индо-Персидского (и Турецкого) стиля широко применяли в Средней Азии, Афганистане, Крыму и Московии.
Комплекты Индо-Персидских доспехов
|
|
|
Набор из Раджастхана, включает в себя шлем Кулах-кхуд и чихалта хазар маша,
начало XVIII в. Национальный музей. Дели. |
Защитный комплект из Лахора. 18 век. Состоит из кольчужного панциря с геометрическим узором, образованным стальными и латунными кольцами, чар-айна. шлема кулах-худ и наручей базубанд. Королевские арсеналы (Royal Armouries). Лидс. |
|
|
|
Персидский боевой топор Табар (Tabar), шлем кулах кхуд, зерцало чар-айна, трубчатый наруч с кольчужной рукавицей. Иран 18 век. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия (Royal Armouries Museum, Leeds). |
Кираса чар айна, круглый стальной щит с четырмя умбонами шлем кулах кхуд, буздыган-булава, Иран 18 век. RAM, Leeds. |
|
|
|
Иранский доспех 17-18 век. Музей Виктории и Альберта. Англия. (Victoria and Albert Museum, London). |
Распашная кольчужная рубаха кольчужный капюшон, шлема кулах кхуд персидского и сикхского стиля. Происхождение Лахор, Индия сер. 18 века. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия (Royal Armouries Museum, Leeds). |
|
|
|
Полосатая кольчуга. С мягкой накидкой. Шлем кулах кхуд. Иран 18 век. RAM, Leeds. |
Могольский кольчато-пластинчатый доспех и шлем, конский доспех, шишак, чар айна 17 ст, пороховницы. 17-18 ст. RAM, Leeds. |
Мягкий шлем, усиленный кольчужным полотном. Доспех чилта хазар маша с наручами в таком же стиле. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия. |
|
|
|
|
|
|
Чилта хазар маша (Куртка тысячи гвоздей), базубанд (наручи), зира паджама (zirah pajama - кольчужные трусы) дхал (щит). А также шлема кулах кхуд, кирасы чар айна, сабли, пистолеты, мушкеты и копья персидских и индийских воинов – из коллекции музея Стибберта во Флоренции, Италия (Stibbert Museum, Florence Italy). |
Индийская чилта хазар маша крупным планом. Несколько слоев плотной хлопчато-бумажной ткани прошиты насвозь латунной проволокой таким образом получается живописный узор на покрышке из красного бархата. Большую плотность придает широкая латунная шляпка заклепки. Stibbert Museum, Florence Italy. |
|
|
|
Чилта хазар маша, India, 18 век. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия. |
Доспех раджипута. 18 век. Высоа кафтана: 102.8 cm. Коллекция Уоллеса, Лондон, Англия.
Museum Number: The Wallace Collection, A1828 |
Личный доспех Индийского Могольского императора Акбара. Year A. H. 989 = A. D. 1581. Кулах Кхуд шлем, кираса (только задняя пластина) в европейском стиле, трубчатые наручи. The inscription on the collar reads: "The personal garment of the emperor of lofty fortune, Akbar". Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya museum, Mumbai India. |
|
|
|
Индо-персидский доспех из коллекции Ховарда Риккется - the Howard Ricketts Collection. |
Индо-персидские доспехи и щит. Royal Armouries Museum, Leeds |
Воин Сикхов (Sikh warriors). Shot from the Golden Temple Exhibition in SOAS, London, Septembre 2011. |
|
|
|
Кольчато-пластинчатая рубаха зира бактар, Моголы, Индия, середина 17 века. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия (Royal Armouries Museum, Leeds). |
Шлем из Юго-Восточного Пакистана Западной Индии – Синда (Sind) с забралом укрепленным на кольчуге. Кольчато-пластинчатый жилет состоит из вертикальных стальных пластин, покрытых латунью с вытраленными на ней узорами. 18 ст. Национальный музей в Кракове Польша (National Museum, Krakow Poland). |
Доспех воина из Синда. XVIII в. Шлем, куртка, штаны и обувь этого воина состоят из соединенных кольчугой стальных пластинок с медными окантовками и накладками. Лицо полностью закрыто треугольным кольчужным клапаном с вырезами для глаз. Королевские арсеналы (Royal Armouries). Лидс. |
|
|
|
Chihal'ta hazar masha, "coat of 1000 nails", India, 18th century. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия (Royal Armouries Museum, Leeds). |
Индийская чилта хаза маша. Была захвачена 2 августа 1857 г. у Каура Сингха (Koer Singh) возглавлявшего восстание раджипутов, майором Винсентом Эйром (Vincent Eyre). Музей пехоты в Сюррэе, Гилфорд Англия. (The Surrey Infantry Museum, Clandon Park, Guildford England). |
Вксьма экзотический пример доспеха, состоящего из мисюрки и чар айна кирасы, сформированные из шкуры морского крокодила, со стальными пряжками и мягкими накладками. Внутренний диаметр колец мисюрки всего в 3 мм. Середина 17-го века. |
|
|
|
Могольский кольчато пластинчатый доспех для человека и коня. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия (Royal Armouries Museum, Leeds). |
Сикхский шлем, чар айна, наручи базубанды, сабля, кинжал катар, чакрум. Shot from the Golden Temple Exhibition in SOAS, London, Septembre 2011. |
Индо-персидский доспех для всадника и коня. 18 век. Музей Стибберта во Флоренции. Италия. |
|
|
|
Кольчато-пластинчатый доспех с кольчужным шлемом. Музей города Пудуккоттай, юг Индии |
Ближневосточные доспехи в Кролевском Музее Онтарио, торонто, Канада (the Royal Ontario Museum. Toronto). |
Сфероконический шлем и кираса европейского стиля. Дворец-музей рядом с Алвар, Раджастан, Индия (City Palace Museum in Alwar, Rajasthan). |
|
|
|
Доспехи персидского стиля. Национальный Музей в Кракове. Польша. |
|
|
Доспех из Синда ( конца 18–нач. 19 века. Один из крайне редких примеров Индо-Персидского доспеха закрывающего воина полностью. Этот доспех связывают с семьей тамошних эмиров Талпуров, правивших с 1783 до 1843. Павших под натиском Британской Империи. Музей Метрополитен в Нью Йорке. The Metropolitan Museum of Art, New York. |
|
|
|
Индийские доспехи из национального музея в Дэли. Zirah (chainmail shirts), cuirass (chest armour in the European style), kulah khud (helmets), bazu band (arm guards), talwar (swords). |
Татарские доспехи и щиты из замка Бедзин. Польша (Muzeum Zagłębia, in en:Castle in Będzin, Poland). |
|
|
|
Индийский доспех 18 век. Кольчуга из разноцветных колец, базубанды с рукавицами, кираса чар айна. На кольчуге сохранился парчовый воротник. Музей Лувр, Париж, Франция. (Louvre Museum, Paris France.) |
Востоное оружие, конское снаряжение, доспехи. Баварский армейский музей в здании Нового замка. Ингольштадт. Германия. |
|
|
|
Кольчато пластинчатый доспех и шапка мисюрка из Национальног Музея Румынии. Бухарест. |
Корпусные доспехи Индо-Персидского стиля
С конца 13 века сразу после победоносного монгольского нашествия и во время завоевательных войн Тимура широкое распространение получил доспех состоящий из мягкой тканевой основы с присоединенными изнутри при помощи железных или бронзовых заклепок железными пластинами. Таим образом делался корпус доспеха и пристегивающиеся к нему наплечники и набедренники. Но наплечники и набедренники могли быть из широких железных сегментов. Также известен такой доспех в виде кафтана к которому изнутри подбиты железные пластины. Назывался этот доспех по-монгольски хатагу-дэгель, то есть крепкий как сталь кафтан, что в общем весьма описательно. Другим общепринятым названиями этого доспеха являются куяк и ярык, которые на тюркских наречиях чаще всего обозначают просто "доспех" К стати изобретателями этого доспеха считают тюркские племена Кыргызов.
Ярким внешним признаком этого доспеха являются ровные живописные ряды шляпок от заклепок которыми крепятся пластины с изнанки. М. Горелик выделяет также подобный доспех но без металлического подбоя, изготовленный из толстого слоя мягких материалов.
Применение традиционных доспехов из широких кожаных сегментов или мелких чешуек соединенных шнурками между собой, то есть ламинарного и ламеллярного стиля в отличии от зоны Персидского влияния в Индии не зафиксировано, поскольку на момент завоевания Индии Моголами такие доспехи вышли из употребления.
Индийским уникальным стилем доспехов стал толстый ватный или войлочный боевой кафтан, похожий на монгольский хатангу дэгель с приклепанными снаружи к нему зерцальными пластинами. В индо-персидском регионе он назывался чихалта хазар маша (сhihal'ta hazar masha – одеяние из тысячи гвоздей), но эти панцири представляли из себя просто проклепанные стеганые кафтаны с несшитыми рукавами (чилта – сложенная 40 раз куртка), без пластин изнутри. И пластины приклепывали только в наиболее открытых ударам местах. Как альтернативу пластинам использовали широкие круглые шайбы. С внутренней стороны эти гвозди-заклепки просто загнуты, внутренних шайб нет, но иногда есть кожаная подкладка.
Персидская кираса из четырех (реже шести) крупных пластин чар айна (перс. char aina – четыре зеркала) с 17 века имела широкое распространение на территории Азии и даже Московского государства как эффективная защита от пуль гладкоствольного кременного огнестрельного оружия, известно применение этого доспеха до середины 19 века, то есть полного поражения индийской Сикхской Империи от Великобритании.
Моголами применялись также кирасы изготовленные по европейскому образцу.
Отголосками давних оружейных и доспешных традиций на территории Индии являются щиты из кожи слона и носорога и доспехи из кожи и даже из чешуи животных.
Одна из важных составляющих индо-персидского доспеха – это кольчуга и кольчато пластинчатый панцирь зира бактар (перс. zirah baktar – кольчуга панцирь), который соответствует принятым в русском оружие ведении названиям юшман и калантарь. Индийские юшманы часто ничем не отличались от турецких или персидских, то есть представляли собой кольчужную рубаху со вставленными в районе живота и солнечного сплетения и по бокам горизонтально лежащими стальными пластинами собранными с небольшим нахлестом и застегивающуюся спереди, спина такого доспеха закрыта пластинами чуть меньшего размера почти полностью.
Национальным Индийским отличительным вариантом является юшман у которого может быть четыре, а то и две, широкие крупные пластины на животе и солнечном сплетении.
Также чисто индийским является кольчато-пластинчатый доспех из крупных вертикальных пластин, соединенных кольчужным плетением.
В отличии от Турции, Восточной Европы и Персии в Индии не применялись кольчато-пластинчатые панцири из горизонтально лежащих с нахлестом мелких пластин, известных как бехтерец.
|
|
|
Потрепаный, но тем не менее очень красивый пример чилта зазар маша. Корлевские Арсеналы в Лидсе. Англия. |
Чешуя из чешуй животного панголина, позолочена, Раджахстан, нач. 19 века. Корлевские Арсеналы в Лидсе. Англия |
|
|
|
Чилта хазар маша. Национальный музей. Дели. |
Чилта хазар маша с зерцалом, и фото зерцала крупным планом. Музей Виктории и Альберта. Лондон (Victoria and Albert Museum, London). |
|
|
|
Персидская кольчуга и кираса чар айна 17 век. The Metropolitan Museum of Art |
Персидская кольчуга, 17 век, с тисненным рисунком и двумя заклепками на каждом кольце. The Metropolitan Museum of Art. |
Индийская (могольская) кираса в европейском стиле: с левой стороны на арабском языке указана дата 1152-1154 A.H. что соответствует (1739-40 or 1741-42 A.D). Параметры: Высота 40.64 cm, ширина 46.36 cm. The Metropolitan Museum of Art. |
|
|
|
Анатомическая латунная кираса, на честь богини Варахи-Керала, Индия, XVIII-XIX вв. Музей искусства в Гонолулу. США. (Honolulu Museum of Art) |
Кираса чар айна 18 век. Две пластины прямоугольные они закрывают грудь и спину, боковые пластины имеют вырезы для рук. Гарвардский музей искусства (Harvard Art Museums, Cambridge, Ma). США. |
Персидская чар-айна 17-18 век.. Музей Метрополитен в Нью Йорке. The Metropolitan Museum of Art, New York. |
|
|
|
Индийский (Могольский) кольчато-пластинчатый доспех, конец 17 века. аукцион Whisnant Galleries |
|
|
|
Кольчато пластинчатый доспех Сирия или Египет 15-16 век. Royal armouries, UK. |
Узорчатая индийская кольчуга из железных и латунных колец. Вид сзади, конец 18 века. Бархатный воротник. Victoria and Albert Museum, London |
Кираса чар айна шлем с наносником, 18-й век. Victoria and Albert Museum, London |
|
|
|
Кольчато-пластинчатая рубаха. 17-18 век. Грудь и солнечное сплетение закрывают четыре крупные пластины. По бокам также крупные пластины с врезом для рук. Спина защищена большим количеством мелких горизонтальных пластин поставленных с нахлестом друг на друга. Национальный музей Индии. Дели. (National Museum Delhi). |
Персидская кольчуга, надпись латунными кольцами включает в себя "Молитву Али", произносимую во время опасности. Музей Метрополитэн в Нью Йорке. США. |
Индо-Персидская защита рук и ног
Защита рук и ног представлена известны кольчужными чулками и штанами, известны даже кольчато пластинчатые штаны. Кроме длинных рукавов кольчуги применялись трубчатые наручи базубанд (перс. bazuband), но большинство кольчуг не имели длинных рукавов, а закрывали только плечи. Во многих наручах сохранилась шелковая подкладка из подбитая ватой и простеганная.
В отличии от турецких наручей индийские часто имели острый а не закругленный конец. Также персидские трубчатые наручи выделяются тем что состоят из двух половин соединенных наподобие дверной петли. Но это деление не строгое и на севере Индии на территориях Великих Моголов и Сикховмогут быть наручи всех типов. Визитной карточкой трубчатых наручей южных регионов Индии является выгнутая в наружу форма с шариком на кончике локтевого загиба.
В Индии сформировался также и свой уникальный стиль кольчато-пластинчатых наручей дастана (индийск. dastana). Они отличаются что собраны из продолговатых стальных пластин, лежащих параллельно руке и соединенных между собой кольчугой. Часто словом дастана называют и трубчатые наручи привезенные из Индии.
Тут следует упомянуть что сплошное бронирование, в силу тактических особенностей ведения войны, не характерно для Индо-Персидского стиля доспеха, но иногда применялось Моголами и воинами Синда. Металлическая защита кисти руки использовалась очень редко и то, в основном в Персидском регионе. Рукояти индийских мечей и сабель довольно-таки надежно закрывают кисть.
|
|
|
Кольчато-пластинчатый наруч дастана |
Трубчатые наручи. |
Персидские наручи с кольчужной рукавицей. |
|
|
|
Персидские кольчато-пластинчатые штаны. Нач. 19 века. К тому времени такие доспехи утратили свою боевую ценность, но все еще использовались в парадных целях. На его пластинах есть выгравированы сцены охоты леопардов на зайцев Вес всего 4 800 грамм, (10 lb. 9 oz). Колекция Хиггинса. США. (Higgins Armory Museum). |
|
|
|
Хорошо сохранившийся с оригинальной подкладкой наруч. Обратите внимание он для правой руки, многие воины использовали только один наруч для руки в которой держали оружие, во второй руке был щит. Гарвардский музей Искусства (Harvard Art Museums) США. |
Трубчатый наруч покрытый позолотой с ормаментом в стиле кофтгари. С ребром жесткости над запястьем и кольчужной рукавицей. National Museum Delhi. |
Пара Индийских наручей из Лахора, нач. 19 века. Сохранилась шелковая набитая хлопком подкладка с рукавицами в которых есть просто вырезы для пальцев. Королевские Арсеналы в Лидсе. Англия. |
|
|
|
Индийский базубанд, с рукавицей. The Metropolitan Museum of Art.. |
Кольчужная рукавица от базубанда. Исторический музей города Плевен. Болгария. |
Южноиндийский трубчатый наруч. Музей Метрополитен в Нью Йорке, США. |
|
|
|
Наруч базубанд. |
Наруч дастана. |
Наруч дастана. Гусударственный музей города Шеннай. Индия (Government Museum, Chennai). |
|
|
|
Защита руки. С подкладкой и рукавицей, 17–18 век. Индия или Персия. Музей Высокого Искусства в Лионе (Musée des Beaux-Arts Lyon, France). |
Южноиндийский наруч 1650-60. Азиатский Музей а Сан Франциско (Asian Art Museum in San Francisco, California). |
Персидские наручи, нач 18 века. Королевские арсеналы в Лидсе. Англия. |
Немного оружия и щитов
Круглый стальной щит традиционно называется дхал (перс. dhal; есть еще индийское название сепар separ).
|
|
|
Индийские булавы, двуглавый цеп, шестоперы, меч. бевые секиры табар, 18-19 век, Индия. Royal Armouries Museum, Leeds |
|
|
Щит из кожи слона. 53 см в диаметре. 17 век. |
Стальной щит дхал (dhal) Вид на внутреннюю подкладку. Лахор, Индия, конец 18 века. Royal Armouries Museum, Leeds |
|
|
Collection at Rambagh Museum Amritsar. |
Музей Стибберта во Флоренции |
|
|
Кожаный щит из Национального музея Румынии в Бухаресте. |
|
Доспехи индо-персидского стиля в музеях бывшего СССР
Главный исторический музей России - ГИМ, Москва
|
|
|
Зерцало чарайна, Иран, 17 век. ГИМ. Москва |
Юшман (повреждён), мисюрка. Россия, XVI-XVII в.; сталь, железо, медь. |
Наручи, Иран, XVII век. |
Кольчато-пластинчатый панцырь нач 17 в. из коллекции Кузнецова-Красноярского. А также сабли и татарские шлема щит и детали доспехов из Львовской оружейной палаты, Украина.
Стальной щит из Каменец-подольского музея, Украина
Доспехи татарского воина XVI век Музей г. Касимов. Россия
Автор фото: Абдиев Александр (Ynaklich), источник photo.qip.ru.
Что интересно булава с набалдашником в виде головы быка названа «определтель рода войск». Действительно, булавы применялись и как ранговый предмет.
Музей г. Тула. Похожие: щит-калкан, шлем - кулахкхуд и мисюрка
Шлем и щит в Русском музее в Звенигороде
Оружие и доспехи индо-персидского стиля в Музее Истории Азербайджана в г. Баку
Стенд с кавказским оружием в Пятигорском музее (Россия Предкавказье, щит с большим количеством заклепок турецкого стиля, боевой персидский топор Табар
Персидское оружие и доспехи в Полтавском Краееведческом Музее, Украина
Литература
- Константин Носов, В. Голубев. Традиционное оружие Индии. Эксмо. 2011 год.
- Рассел Робинсон. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения Издательство: Центрполиграф. 2006 год.
- Джордж Камерон Стоун. Оружие и доспехи всех времен и народов. Астрель. 2010 год.
Вернуться назад
|