swordmaster.org > Оружие и Доспехи > Рогатый шлем из Кассасельватики

Рогатый шлем из Кассасельватики


31-марта-2016. Разместил: SHARIK

В  1958 году в окрестностях виллы семьи  Паллавичино в Кассасельватике [итал.  Casino Pallavicino di Casaselvatica], коммуна Берчето, Парма  (итал. Berceto, Parma), находящееся на высоте более чем 800 метров над уровнем моря, случайно было обнаружено так называемое захоронение «воина из Кассасельватики (итал. del guerriero di Casaselvatica)». Оно является одним из самых важных и интересных погребений кельтов или лигурийцев на территории провинции Парма для описания вооружения первой половины III века до н.э. Захоронение с кремацией и положением, каменном гробу.

Датируется первой четвертью III века до н. э. (Латенский LT B2 или Лигурийский III B2), это погребение захоронение в гробу, обложенном плитами из песчаника, человека мужского пола, в возрасте около 25-30 лет.

Гробница была обложена с четырех сторон грубо отёсанными плитами из песчаника, погребенный лежал головой на запад. Череп покрывал бронзовый шлем украшенный гравировкой вокруг дна. Шлем снабжен наушами и по обеим сторонам были приварены две опоры из тонкого металла, предназначенные для поддержки двух схематичных рогов (один рог сохранился), также из тонкого металла на котором отчеканен орнамент.
G. A. Mansuelli, Berceto (Aemilia, Parma). Scoperte in frazione Casaselvatica, riportato in Daniele Vitali, Celti e Liguri nel territorio di Parma.

Череп погребенного характеризуется «короткоголовостью» – широкий, не высокий, череп, характерный для  Альпийского типа европеоидной расы (Фиоренцо FACCHINI и Telesca Минелли, Эмилия Preromana 7, 1971-1974).

Внутри гробницы было обнаружено различное оружие и исключительный бронзовый шлем типа Монтефортино с рогами из тонкого металла, и другие ценные находки.

«Ритуально убитый» оружейный комплекс «воина из Кассасельватики» в экспозиции в Национальном археологическом музее Пармы
«Ритуально убитый» оружейный комплекс «воина из Кассасельватики» в экспозиции в Национальном археологическом музее Пармы.
 

Оружие

Меч (la spada) ритуально согнутый в три раза, выкован из дамасской стали, обоюдоострый клинок, характерной для латенской культуры формы. Клинок, был помещен в ножны, органическая часть которых полностью истлела, сохранилась обоймица-перемычка и наконечник ножен.

Длина явно неполная, сообщает Kruta Poppi, сохранилось 65см, но скорее всго он был 75 см, при максимальной ширине в 4,5 см. Из-за плохой сохранности очень трудно проследить тип меча и навершие рукояти, не показаны гвозди крепления, найденные в захоронении.

Схема металлических двустворчатых ножен меча латенской культуры
Схема металлических двустворчатых ножен: обратите внимание на перемычку для подвески с помощью пояса и портупеи, и наконечник, который позволяет надежно бокировать две половинки ножен. - Thierry Lejars, Les fourreaux d’épée laténiens. Supports et ornementations, in L’immagine tra mondo celtico e mondo etrusco-italico. Aspetti della cultura figurativa nell’antichità, a cura di Daniele Vitali)..

Нож однолезвийный (ит. Il coltello) текущая длина клинка составляет 24см (Луана Крута Поппи предполагает общую длину около 30 см). Хвостовик квадратный в сечении 9см длиной, кончик хвостовика изогнут U-образно. U-образное окончание допускает два толкования: 1) чтоб хоть как-то препятствовать соскальзыванию руки с непокрытого черенка; 2) в древности хвостовик был покрыт органическим материалом (дерево, рог, кожа) и U-образный загиб препятствовал соскальзыванию покрытия.

реконструкция древнего кельтского ножа
Реконструкция ножа из Кассасельватики. U-образный мзгиб хвостовика под роговой рукояткой. Клинок в покрылся окалиной в кузнице.

Копье (La lancia). Перо наконечника с центральным ребром, обоюдоострое, сломанное, как и меч. Необычайно  большого размера: 61см лезвия 12 см втулки, внутренний диаметр примерно 1,7 см, в общей сложности железный наконечник 73 см. Согласно Kruta Poppi, основание пера, которое  непонятно: ромбической или округлой формы, должно быть 6 см максимальной ширины, и 1,5 см у острия.

Вток в форме удлиненного конуса, 24 см длина (наружный диаметр 2,2 см), заключительная часть округлой формы.

Реконструкция наконечника и вток. Мастерская Diego Pasti (Bologna)

Общая длина железной части составляет 97 см, что делает объект не типичным, скорее всего символом статуса, а не объектом действительно функциональным,особенно в горных условиях, из-за большого размера, его очень трудно использовать.

Копья подобных типов станут более распространенными в области e кельтов с конца третьего века и особенно к 150 г. до н.э., в периоде, в котором происходит очень сильная модификация кельтских армий, их боеспособность увеличивается (LT D). Воин подготовленный на тренировках, в ближнем бою стремительно атакует противника так называемым «штыковым копьем (итал. lance a baionetta)». Штыковые формы будут иметь различную морфологию, в которой основание пера будет развиваться и дальше для того, чтобы выдержать ударные нагрузки, но наконечник копья подобный Кассасельватикскому распространения не получит.

Прмерная эволюция кельтского вооружения
период Латен A1 период Латен A2 период Латен B период Латен C период Латен D

Шлем

Размеры, о которых сообщает Kruta Poppi: Высота тульи: 20 см, внутренний диаметр 14,5 х 22,5;  диаметр навершия шлема: 2,25 см; науши: 13,5 см.

Меры, о которых сообщает М. Catarsi Dall'Aglio: Максимальная высота шлема: 47,5cm Ширина: 60 см.  Высота рога: 48см

Фото шлема из Кассасельватики Прорисовка шлема из Кассасельватики
Фото и прорисовка шлема из Кассасельватики (согласно Manuela Catarsi Dall’Aglio)  

Шлем, безусловно, основной предмет захоронения, приводится в учебниках и представлен в экспозиции (в зале Brixia. Roma e le genti del Po). Данный бронзовый шлем типа Монтефортино подтипа С в соответствии с классификацией, предложенной Филиппом Коарелли в 1976 году.

Эта модель, характерная для конца IV века и первой половине III столетия  до н.э., характеризуется наушами серповидно-анатомической формы, что, по сравнению с более старыми моделями наушей в форме трилистника, дают лучшую защиту в конфликтных зонах, через развитие проекций, воин имеет более высокую степень защиты носа, щек, рта и подбородка, не уменьшает поле зрения и способности говорить/взаимодействовать воину с товарищами. К тому же семейству принадлежат два другие шлема, найденные в Эмилия-Романья: шлем богатой могиле Benacci 953 в Болонье, он по крайней мере, найден был в центре производства этрусков Италии, датируется между концом IV и первыми десятилетиями III века до н. э. (Giuseppe Sassatelli, Tomba Benacci 953, in I galli e l’Italia, p. 118), там надпись «erimaqú spolítiú»  гробнице Benacci Caprara в Болонье (Анна Маринетти предлагает читать его как "Erimaqu lo spoletino" в надписи "sudpicena" на шлеме из Болоньи в новом прочтении).

классификация шлемов Монтефортино
По классификации шлемов Монтефортино, предложенная Coarelli: шлем Casaselvatica относится к типу C

Особенность шлема в бронзовых рогах из тонкого листа (был найден только один), вставленных в специальные петли, приваренные к тулье; единственный найденный рог украшен рельефными солнечными мотивами (розетками) и геометрическими узорами.

Шлем Кассасельватика выставлен в Национальном археологическом музее Парма

Рогатый бронзовый шлем из Кассасельватики крепление рогов на шлеме из Кассасельватики Петля для наушей шлема крепление рогов на шлеме из Кассасельватики Рогатый бронзовый шлем из Кассасельватики

Как вы можете видеть на первой фотографии шлема он был выставлен в экспозиции в Национальном археологическом музее Пармы и в течении нескольких лет красовался надписью, которая определяла его как "шапка жокея (итал. berretto da fantino)". Шлемы Монтефортино, в некоторых музеях выставляются до сих пор с таким определением. В принципе эти шлемы благодаря своей форме и козырьку, действительно похожи на шапки жокеев.

Анатомические науши сохранили в себе внешние отверстия от системы шнуровки с кожаным ремнем, фиксируемым под подбородком (или завязками, наподобие платка). Кожаная полоса пропускалась через два маленьких кольца, закрепленных в задней части шлема, с помощью соединительной системы от которой в настоящее время осталось только отверстие.

Схема фиксации шлема на голове, при помощи кожаного шнурка пропущенного от колец на затылочной части к петлям на подбородке, в нижней части наушей. Фиксация шнурка шлема в нижней части наушей под подборородком. Мраморный бюст Пирра (I-й век н. э.) Затылок шлема Кассасельватика с отверстием под крепление колец для шнурка.
Схема фиксации шлема на голове, при помощи кожаного шнурка пропущенного от колец на затылочной части к петлям на подбородке, в нижней части наушей. John Miles Paddock, The Bronze Italian Helmet The development of the Cassis from the last quarter of the sixth century B. C. to the third quarter of the first century A. D. Volume II Фиксация шнурка шлема в нижней части наушей под подбородком. Мраморный бюст Пирра (I-й век н. э.) найдено в Villa dei Papiri di Ercolano, римская копия с греческого оригинала сейчас на выставке в Национальном археологическом музее Неаполя. Затылок шлема Кассасельватика с отверстием под крепление колец  для шнурка.
Кольца (одно не сохранилось) для крепления шнурка во внутренней затылочной части бронзового шлема. Монтефортино, 400-300 год до н.э. Реконструкция шлема Кассасельватика с поперечным кожаном шнурком под подбородком
Кольца (одно не сохранилось) для крепления шнурка во внутренней затылочной части бронзового шлема.   Монтефортино, 400-300 год до н.э. da Vulci ac, Musei Vaticani Реконструкция шлема Кассасельватика с поперечным кожаном шнурком под подбородком - фото Marco Elli Карта находок бронзовым шлемов IV-III века. Un elmo di bronzo tra le carte d’archivio di Giovanni Gozzadini

Данный рогатый шлем находит несколько сравнений с другими образцами, найденных в Италии, в том числе Appennino Tosco-Emiliano e le Marche, оба из бронзы и датированы IV и III до н.э.; Шлем лигурийского воина Guerriero di Pulica (обнаружен в могиле в кабине вместе с латенским мечом); шлем della t. 132 di Monte Tamburino; один единственный рог из тонкого листа бронзы  нашли в San Rossore di Pisa; шлем датируемый III веком (или V?) di Todi (иногда называемый da Canne”) с огромными рогами, смонтированный вниз. Есть также шлемы как бы без рогов, но со следами петель для крепления рогов: два примера шлем t. XXV di Montefortino d’Arcevia и l’elmo da Numana (tipo B di Coarelli), в настоящее время хранится в Musée du Cinquantenaire в Брюсселе, он состоял в частной коллекции графа Помпео Ария (который завещал свою коллекцию  Museo Nazionale Etrusco di Marzabotto).

Бронзовые шлемы, украшенные рогами из тонкого листа
Бронзовые шлемы, украшенные рогами из тонкого листа:
n.1, Collezione P. Aria; n. 2, da Montefortino d’Arcevia t. XXV; n. 3 da San Rossore, Pisa; n. 4 da Todi; n. 5 da Casaselvatica (Parma); n. 6 da Pulica di Fosdinovo (La Spezia); n. 6 da Monte Tamburino di Monte Bibele (Bologna) tomba 132 – da Daniele Vitali, Un elmo di bronzo tra le carte d’archivio di Giovanni Gozzadini

Следует отметить, что несколько рогатые шлемы,  по крайней мере di Pulica, da Numana и di Todi не имели первоначально рогов до более поздней стадии обработки (per l’elmo "Frankenstein” di Pulica cfr. Guerrieri dell’età del ferro in Lunigiana a cura di Emanuela Paribeni; per Numana cfr. Un elmo da Numana a Bruxelles di Marta Mazzoli: per Todi cfr. Un elmo con iscrizione latina arcaica al Museo di Cremona di Filippo Coarelli). Они производились в мастерской в центральной Италии, а потом они проходили своего рода модернизацию с добавлением рогов, установленных на шарнирах. Тема, почему устанавливались именно рога, требует дополнительного обсуждения. Рога, входящие в сферу культурной антропологии античности и выяснение их символическое значение, например как признак возмужания, военного оружия или смысл роста/перерождение (смотрите ниже для гипотетического значения функциональные рогов).

Шлем из захоронения известного как  «Воин из Пулика (итал. Guerriero di Pulica)». Тип Монтефортино С по Коарели (tipo C Coarelli.), первая половина III века до н. э. Вес сохранившейся части 5 фунтов - 2,26 кг.

В дополнение к этим выводам, рогатые шлемы представлены также в двух кампанских надгробных фресках(итал. tombali campani), датируемых между четвертым и третьим веками до н. э., в обоих случаях их носили кавалеристы.

Фреска на могиле воина Нола (Nola). Рогатый шлем - это опять же тип Монтефортино C
Фреска на могиле воина Нола (Nola). Рогатый шлем - это опять же тип Монтефортино C
 
Капуа: могила Weege №12; шлем с рогами
Капуа: могила Weege №12; шлем с рогами

Эти два изобразительных источника, в дополнение к крайней редким рогатым шлемам (не нужно забывать, что есть также простой формы шлемы Пилос (итал. pileati), которые иногда встречаются с рогами) в целом укрепляют гипотезу о том, что эти шлемы должны были ранжировать воинов, на кавалеристов или военных лидеров и символизировать их принадлежность к элите. На самом деле, эти шлемы с рогами, которые из-за их размеров и хрупкости, вряд ли пригодны для носки в реальных боевых условиях. А вот для специального "маркера" роли воина на поле боя или в церемониях, которые требуют указание его ранга/статуса. В качестве доказательства этого, нужно вспомнить, как что могильник la t. 132 di Monte Tamburino один из самых богатых некрополей, где кроме драгоценностей, оружия (в дополнение к мечу, у есть накоченик копья, три дротика, остатки щита) для обоих объектов символом статуса как стригиль и клетка сосуда (итал. ed il vaso a gabbia), которые относятся к легкой атлетике и к уходу за телом, а также для спортивных соревнований.

Воин Casaselvatica должен был быть видным членом своего сообщества. Но вопрос, естественно: что это за сообщество, было ли оно Лигурийское или Кельтское?


Лигурийской воин или Кельтский?

Определение к одной из двух этнических групп затруднено по нескольким факторам:

1. Особое захоронение: типичное захоронение воина в Лигурийской культуре является захоронение в гробнице, изнтури обложенной камнями, вместе со сломанным оружием. Трудным моментом для принадлежности погребенного к Лигурийскому этносу является кремация мертвого тела и его последующее положение в оссуарии внутри гробницы. В случае Casaselvatica факта тело было сожжено, но не сложено внутрь ящика для костей. Кроме того, для кельтов хоть и не типично класть в гробницу сломанное оружие, но  так делалось в некрополях Болоньи и Монте Тамбурино (в среднем и последнем этапе некрополя, ровесниках могилы Кассасельватика).

2. Неоднозначность оружия: есть разнообразное оружие Лигурии III до н.э.,  которое не может быть однозначно идентифицировано как Лигурийское: этническая принадлежность не столь прослеживается по оружию. В западной Лигурии в объекте в IV и III до н.э. (и не только) мы наблюдаем процесс, отсутствия собственной военной технологии, меч лигурийского воина будет вполне характерным для Латенской культуры. К мечу можно добавить большое количество латенских фибул, имевших хождение наряду с лигурийскими фибулами, шлемов Монтефортино, этрусского производства. Как индикатор Посидоний выделял Лигурийские щиты.

Лигурийский воин
"Воин лигурийцев имеет вооружение в целом, легче, чем у римлян. Он защищен овальным щитом, одет в модную галльскую тунику с узкой талией, обернутую вокруг светлой кожей и  меч среднего размера".
Posidonio fr. 118 Jacoby in Diodoro V 39, 1

Несмотря на принятие латенского (lateniana) меча, который нуждается в поясе для подвески, следует отметить, что пояс почти никогда не находят в лигурийских погребениях. Редкий случай представляет собой два погребения, в которых есть признаки подвеса меча, например di Tombara di Pariana (в который также появляются другие необычны вещи как латенская привеска в форме яйца, характерный женская принадлежность) и в захоронени di Pulica. В захоронении Casaselvatica кажется, нет следов системы подвески меча.

3. Шлем двусмысленность: в дополнение к оружию, шлем не имеет однозначной этнической прнадлежности, что не помогает прояснить этническую принадлежность своего владельца. Является ли шлем трофейным или нет. Рогатые шлемы и их представления были найдены в контекстах, которые влияют на широкий диапазон: кельтский, италийский, этрусскив, самнитский. Некоторые авторы, однако считают, что всадники должны быть только в шлемах с гребнем. Если лигурийская среда определена для захоронения di Pulica, то шлемы di Monte Tamburino и Marche прослеживаемы как кельтские. Тем не менее, по отношению к шлему di Todi, с его гигантскими рогами вниз свою очередь, у меня нет никакой информации на данный момент о культурном происхождении (этруски, умбра?), но мы не должны забывать, что изображеный на прекрасной статуе известный как Марс из Тоди (итал. Marte di Todi), Ahal Trutitis, имеет кельтское происхождение. Фрески из кампани, несмотря на то что некоторые авторы указывают что всадники изображены в шлемах с гребнями, показывают, что рогатые шлемы были не только у кельтов или лигурийцев. Поэтому склоняются к одной или другой группе трудно.

4. Отсутствие сопутствующих предметов: насколько известно керамики или других предметов креме комплектом шлема и оружие не было обнаружено, они могли помочь в идентификации

5. Спорная территория: та часть Апеннинского полуострова, где было найдено захоронение, вдоль оси перевала Ла-Чиза соединяющего Эмилию и Луниджана, к реке Магра и села Амелья, это место всегда было  спорным между различными культурами и племенами: этрусской, лигурийской, кельтской и более поздних римской. В то время как Лигурийские погребений были также обнаружены в предгорьях к каноническим лигурийским равнинам в IV и III до н.э. Также надо учитывать, что в долинах крупных рек в провинции Парма (Стироне, Чено, Таро, Baganza) появились латенские материалы и продолжали там присутсвовать до начала н. э. (последний краткий обзор результатов раскопок лигурийских и кельтских памятников в Парме можно увидеть Celti e Liguri nel territorio di Parma di Daniele Vitali).

Тот факт, что в долинах Апеннин уже в III веке до н. э. археологически засвидетельствованы гробницы лигурийские как и кельтские, а также присутствуют материалы Латенской культуры (La Tene). Это может свидетельствовать о существовании полосы разобщение между двумя этническими группами, в силу которого объясняется кажущейся логическое противоречие между текстами Полибия и Ливия, касающиеся событий войны против Ганнибала, после битвы Треббии 218 г. до н.э. У Полибия, карфагенское войско зимовало якобы у кельтов, в то время как Ливия – у лигурийцев.
Manuela Catarsi dall’Aglio, La seconda età del ferro nel territorio parmense.

Связи кельтов и лигурийцев были настолько плотными, что Ливий написал о них так:

Воины Лигурии всегда были связаны с воинами Галлии, их группы привыкли приносить взаимную помощь, учитывая их близость.
Livio XXXVI 39, 6

В свете этих проблем, это очень трудно определить этническую принадлежность воина, похороненного в Кассасельватике: восточно-лигурийский или западно-гальский? И если лигурийский, к какой из нескольких лигурийскими общин, которые тяготели между Тосканой и Эмилией-Романья могли принадлежать? Например: фриниаты (Friniates) – возможно, но слишком восточно; велиаты (Veleiati) – возможно, но слишком западно, Апуаны (Apuani) – возможно, но слишком далеко на юг, Илваты (Ilvati) – их трудно найти, но оно не должно быть слишком далеко от Пьяченцы. Согласно Ливи., который ставит их между народами не находившимися на той стороне реки ПО – 200 человек были сожжены в Пьяченце, в то время как этот город взял Квинт Минуций Руфус в 197 г. до н.э.

И если решение было ...

И если в конце концов возможно будет найдено решение, как сообщает Мануэла Катарсис:

Было обнаружено, в результате оползней, на краю огромного плато, спускающиеся к реке Baganza, нижнее обнажение, которое напоминает группу валунов-менгиров, получившее название Прыгающий Дьявол (Salti del Diavolo). Сочетание обелискообразных валунов с предположительно доисторическими местами поселений уже наблюдалось в Парме: Groppo di Rocca, Varsi in Val Ceno и Canale di Miravescovo in Val Taro. Для того чтобы подчеркнуть святость места захоронения была использована связь между валунами и языческими культами в этом месте под названием "Прыгающий Дьявол", которая наверняка отражает народную память о языческих ритуалах.
Manuela Catarsi, La seconda età del ferro nel territorio parmense.

Валуны-менгиры были расположены вблизи места захоронения, это более логично для лигурийцев, чем для кельтскому племени бойи.

Если принять что захоронение Кассасельватика было лигурийским, то в целом мы имеем дело со знатным воином, тело которого было традиционно сожжено, но кости и пепел, не помещены в оссуарий, а помещены в гроб всвязи с усиленимем в тех краях кельтских традиций  (например некрополь в районе Касалеччино (Casalecchio), где будет прослеживаться дальнейшее этническое различие швейцарцев -?). Возможно, это кельтский воин из сосднего племени бойи. Может быть просте не было времени разбирать кто лежит на погребальном костре.

 

 Источник: Воин из Кассасельватики лигурийский или бойев? (итал. Il guerriero di Casaselvatica: ligure o boico?), перевод мой


Вернуться назад
Top.Mail.Ru