swordmaster.org > Всякое разное > Кресты из коллекции В.В. Тарновского

Кресты из коллекции В.В. Тарновского


30-января-2015. Разместил: SHARIK

В фондах Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского (далее ЧИМ) хранится коллекция материалов из раскопок Н.Ф. Беляшевского 1891-1892 гг. на городище Княжа Гора, расположенном на правом берегу Днепра, южнее Канева у с. Пекари (Беляшевский 1892: 61-104; 1893: 134-146). В литературе этот памятник принято отождествлять с летописным градом Родень, упомянутым в летописи под 980 г. (Мезенцева 1968).

Византийский крест-энколпион (группа I)
Рис. 1. Византийский крест-энколпион (группа I)

Раскопки проводились на средства и на землях мецената В.В. Тарновского и находки поступили в его коллекцию древностей. Еще при жизни Василия Васильевича, по его просьбе, предметы доисторического и великокняжеского отделов систематизировал и каталогизировал Н.Ф. Беляшевский. Каталог украинских древностей коллекции В.В. Тарновского с приложением 16 таблиц иллюстраций, был издан в Киеве в 1898 г. Во ІІ отделе каталога представлены предметы из раскопок и случайных находок на Княжей Горе, предметы, найденные между Кня-жей и Марьиной Горами, и предметы из раскопок у с. Липлявы на Полтавщине, приобретенные у Н.Я. Тарновского (Тарновский 1898). Материалы в каталоге разделены на группы, далеко не всегда подробно описаны и только некоторые из них проиллюстрированы.

Часть вещей из коллекции В.В. Тарновского была включена в каталог Б.И. и В.Н. Ханенко с фотографиями и подробным описанием (Ханенко 1899; 1900). После смерти Василия Васильевича, согласно завещанию, его коллекция древностей была передана Черниговскому губернскому земству для создания музея. В 1901 г. все материалы были перевезены из Киева в Чернигов, а с 1902 г. музей уже был открыт для посетителей (Половникова 1996: 34—38 ). К сожалению, целостность коллекции В.В. Тарновского была нарушена. Во время Второй мировой войны находки из нее были депаспортизованы, частично утрачены или затеряны.

Богатый вещевой материал с Княжей Горы, в том числе и предметы христианского культа, неоднократно привлекал внимание исследователей. Основным источником информации о них служили довоенные публикации, прежде всего в каталогах В.В. Тарновского и Б.И. и В.Н. Ханенко (Коваленко, Пуцко 1993: 300-309; Корзухина, Пескова 2003).

В каталоге В.В. Тарновского описаны: 51 энколпион, 17 — каменных (из них 2 — с концами, обложенными серебряными пластинами, и 1 — с золотой обкладкой), 3 — янтарных, 1 — серебряный и 20 медных нательных крестиков; 5 «прорезных Распятий с гвоздями на нижней стороне» и 5 железных крестов.

На сегодняшний день в ЧИМ хранятся 20 энколпионов, 3 каменных крестика (1 — с золотой обкладкой концов), 2 крестика из цветного металла и одно Распятие на шестиконечном кресте.

Отождествить, более или менее достоверно, с номерами в каталоге В.В. Тарновского можно только 15 энколпионов, 3 крестика и 1 накладное Распятие (табл. 1 и 2). Остальные соотнести очень сложно, т.к. фотографий большинства предметов в каталоге нет, описание зачастую очень краткое и размеры однотипных вещей сопоставимы.

По классификации Г.Ф. Корзухиной и А.А. Песковой в коллекции наиболее широко представлены энколпионы II и IV групп (по 6 экземпляров), на втором месте — кресты III группы (4 экз.), далее — VII группы (2 экз.) и по одному кресту I и IX групп.

Таблица 1
Тип Инвентар­ный № № в каталоге 1898 г. Размеры (в см) Сохранность Датировка
1 I. 2. А 5-2/5 35 6,8 (с петлями 7,9) х 4,3 створка оборотная X-XII
2 II. 1.1. А 5-10/5 7,7 (с петлями 9,5) х 6,9 8,0 (с петлями 9,7) х 7,0 две створки XII-XIII вв.
3 II. 1.1. А 5-154/5 8,6 (с петлями 10,5) х 7,5 створка оборотная рубеж XII-XIII вв.
4 II. 1.1. А 5-148/5 7,9 (с петлями 9,8) х 7,0 створка оборотная XII-XIII вв.
5 II. 1.1. А 5-14/5 39? 7,7 (с петлями 9,2) х 6,8 створка лицевая XII-XIII вв.
6 II. 2.1. А 5-11/5 70 9,8 (с петлями 11,1) х 7,9 створка лицевая перв. четв. XII в.
7 II. 4.3. А 5-149/5 63? 5,8 (с петлями 7,0) х 4,2 створка оборотная перв. пол. XIII в.
8 III. 1.1. А 5-150/5 45 8,5 (с петлями 10,6) х 7,2 створка лицевая XII в.
9 III. 1.1. А 5-151/5 46 8,0 (с петлями 9,7) х 6,7 створка лицевая XII в.
10 III. 2.3. А 5-12/5 1695 5,8 (с оглавием 9,0) х 4,5 целый, с оглавием по модели XII в.
11 III. 2.4. А 5-5/5 4,8 (с петлями 6,2) х 4,2 целый кон. XII - перв. пол. XIII вв.
12 IV. 2.1. А 5-3/5 55 8,5 (с петлями 9,9) х 7,3 створка лицевая III четв. XII в.
13 IV. 3.2. А 5-9/5 57 8,0 (с петлями 9,6) х 6,0 целый XII - перв. пол. XIII вв.
14 IV. 3.3. А 5-152/5 60 8,4 (с петлями 9,8) х 6,3 створка оборотная XII в.
15 IV. 3.3 А 5-153/5 59 8,6 (с петлями 10,2) х 6,4 створка лицевая XII в.
16 IV. 5.1. А 5-7/5 64 5,0 (с петлями 6,2) х 3,5 створка лицевая XII в.
17 IV. 5.4 А 5-6/5 65 4,6 (с петлями 6,1) х 3,8 целый XII - перв. пол. XIII вв.
18 VII. 2.1 А 5-13/5 74 6,3 (с оглавием 9,6) х 5,4 целый, с оглавием перв. пол. XIII в.
19 VII. 3.1 А 5-8/5 71 7,2 (с оглавием 10,6) х 5,6 целый, с оглавием перв. пол. XIII в.
20 IX. 1. А 5-4/5 1696 7,5 (с петлями 8,8) х 5,3 створка оборотная нач. XIII в.

 

Группу I составляют византийские энколпионы.

К предметам восточнохристианского художественного импорта принадлежит оборотная створка энколпиона с прямыми, слегка расширяющимися концами с резным изображением Богоматери в позе Оранты и Богомладенца в рост перед нею, над головой греческая надпись ΠΑΝΑΓΗΑ (рис. 1). Этот энколпион относится к числу «сирийских» и датируется X-XII вв. (Куницкий 1990: 110, 112).

Все остальные энколпионы из коллекции датируются XII-XIII вв. и принадлежат, преимущественно, к киевской группе металлопластики.

Группа II представлена 7 створками энколпионов с высоким рельефом.

1-6 — кресты-энколпионы с высоким рельефом (группа ІІ); 7-10 — рельефно-черневые кресты-энколпионы (группа III)
Рис. 2. 1-6 — кресты-энколпионы с высоким рельефом (группа ІІ);
7-10 — рельефно-черневые кресты-энколпионы (группа III)

Две лицевые и три оборотные створки принадлежат средним энколпионам с закругленными концами. На лицевых створках заплывшие изображения композиции Распятия в двух вариантах и 3 святых в медальонах. На одной из них вследствие некачественного литья образовались три незаполненных металлом отверстия (рис. 2: 4).

 Композиция Распятия представлена без выделения Крестного древа, только с обозначением возглавия и подножия, Христос изображен в препоясании, с головой, склоненной к правому плечу (рис. 2: 1, 4).

На оборотных створках изображение Богоматери Одигитрии в рост дополняется тремя медальонами с погрудными прямоличными изображениями святых. Бортики створок и медальонов украшены косой насечкой, на одной из створок сохранились углубленные надписи: по сторонам от изображения Богоматери МР Θ, ГЕ/ОР/ГН, ПР/КО/П[1] , на двух других экземплярах надписи не читаются (рис. 2: 1, 2, 3).

Следующая лицевая створка от большого прямоконечного энколпиона с прямыми слегка расширяющимися концами. На ней изображение Распятия с выделением поперечины Крестного древа, с возглавием и подножием, с символами Солнца и Луны над головой Распятого. Пальцами рук Христос касается голов небольших погрудных изображений Богоматери и Иоанна Богослова в нижних углах боковых створок. Бортики створки и края Крестного древа выделены прямой насечкой. Надписи углубленные, в возглавии МХС, в средокрестии под руками Христа слева НСС, справа ХСЪ (рис. 2: 5).

Еще одна оборотная створка принадлежит малому прямоконечному кресту-энколпиону с едва расширяющимися концами, с изображением в рост в легком повороте Богоматери в молении, со склоненной головой. На верхнем конце помещено прямоличное поясное изображение святого, на боковых — поясные изображения святых, обращенных к Богоматери. Створка очень мелкая по глубине, изнутри на боковом конце сохранилась, вероятно, часть лицевой створки, скрепленной сквозной заклепкой.

В.Г. Пуцко и В.П. Коваленко отождествляют эту створку с № 63 по каталогу В.В. Тарновского (Коваленко, Пуцко 1993: 303). В каталоге описана «часть энколпиона плохой сохранности без нижнего конца; ... пространство между изображениями было заполнено разноцветной эмалью, которая от огня расплавилась» (Тарновский 1898: 9, 10). Экземпляр из нашей коллекции целый, обломаны только левая верхняя и правая нижняя петли, и следов эмали не наблюдается (рис. 2: 6).

Группа III — рельефно-черневые кресты-энколпионы — представлена двумя целыми крестами и двумя лицевыми створками.

Лицевые створки принадлежат энколпионам с закругленными концами с рельефным изображением Распятия. Основная поперечная перекладина Крестного древа передана углубленными линиями, возглавие — чернью, вплотную к верхнему медальону с изображением св. Георгия. На боковых концах помещены черневые погрудные изображения Богоматери и Иоанна Богослова, не заключенные в медальоны. На одной створке сохранились надписи под руками Христа, слева ЪХАОН, справа Θ3Υ0Ρ (рис. 2: 8). На другой створке читаются надписи под изображением св. Георгия, слева ГОР, справа РГН, и в средокрестии под руками Распятого, слева ΜΡΘΥ, справа HANO (рис. 2: 7). По краям створки сохранилась косая насечка.

Следующий энколпион целый, с граненым оглавием, малый, с закругленными концами; найден между Марьиной и Княжей горами. На лицевой створке грубое рельефное изображение Распятия, без предстоящих на боковых концах креста, над головой Христа углубленными линиями нанесен четырехконечный крест.

На оборотной створке грубое непонятное изображение, по-видимому, Богоматери с ладонями, раскрытыми перед грудью, над головой углубленными линиями изображен четырехконечный крест, на боковых концах вырезаны звезды и неясные значки, по-видимому имитирующие буквы. По краю обеих створок — углубленные линии и насечки (рис. 2: 10).

Еще один крест этой группы — целый, с закругленными концами, малый. На лицевой створке плохо сохранившееся рельефное изображение Распятия и совсем нечитаемые изображения на боковых концах. Верхняя часть створки утрачена. На оборотной створке восьмиконечный крест с сиянием и монограммы в четырех медальонах на концах: вверху — IC, внизу — XC, слева — [N]H, справа — [K]A (рис. 2: 9).

1-6 — черневые кресты-энколпионы (группа IV)
Рис. 3. 1-6 — черневые кресты-энколпионы (группа IV)

Группа IV — черневые энколпионы — отличается большим разнообразием вариантов и представлена двумя целыми крестами, тремя лицевыми и одной оборотной створкой.

Лицевая створка энколпиона с закругленными концами, с изображением Распятия, предстоящих по бокам и св. Георгия вверху, в медальонах, по краю створки косые насечки. Надписи углубленные, резные. В возглавии ICXC, под изображением св. Георгия слева — ГЕО, справа — РНГН, в средокрестии под руками Христа слева — ΜΡ ΘΥ, справа — НОАИЪ (рис. 3: 1).

Следующий тип представлен двумя прямоконечными крестами с расширяющимися концами. Один из них имеет слегка различающиеся по размерам створки, возможно, принадлежащие разным изделиям, инкрустирован чернью. На лицевой створке изображение Распятия, верхней части Крестного древа придан вид равноконечного креста, по сторонам от него символические обозначения Солнца и Луны. По бокам поперечной перекладины полустершиеся поясные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова с сопроводительными углубленными надписями [Μ]ΡΘΎ и H[A]N (рис. 3: 6).

Группа VII — энколпионы с мелкими плотно компонованными рельефными изображениями — представлена двумя целыми изделиями.

1-2 — кресты-энколпионы с мелкими плотно скомпонованными рельефными изображениями (группа VII); 3 — крест-энколпион редкого типа (группа IX)
Рис. 4. 1-2 — кресты-энколпионы с мелкими плотно скомпонованными рельефными изображениями (группа VII); 3 — крест-энколпион редкого типа (группа IX)

Первый энколпион — с граненым оглавием, с закругленными концами. На лицевой створке изображение Богоматери с ладонями перед грудью (поколенной) и четыре погрудных прямоличных изображения святых-евангелистов в медальонах. Надписи углубленные: слева от изображения Богоматери МР, справа ΥΦ. На оборотной створке изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом и два архангела в медальонах. Все фигуры большеголовые, с массивными носами. Края створок и медальоны выделены гладким бортиком (рис. 4: 1).

Второй энколпион — прямоконечный, с граненым оглавием, края створок выделены гладким бортиком. На лицевой створке изображение Этимасии, на концах погрудные изображения предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова и двоих святых. На оборотной створке поясное изображение Богоматери Оранты и четыре символа евангелистов (телец, ангел, лев, орел) на концах в прямоугольных рамках, обозначенных невысокими бортиками (рис. 4: 2).

Группу IX составляют энколпионы редких типов. В нашей коллекции она представлена одной створкой энколпиона (рис. 4: 3).

В каталоге В.В. Тарновского под № 1696 описан целый энколпион с биконическим оглавием, найденный между Марьиной и Княжей горами. Его изображение и описание публикуется в статье В.П. Коваленко и В.Г. Пуцко, а также в каталоге Г.Ф. Корзухиной и А.А. Песковой (Коваленко, Пуцко 1993: 308, рис. 3, 4; Корзухина, Пескова 2003: 229-230). В настоящее время в фондах ЧИМ сохранилась только оборотная створка прямоконечного креста-энколпиона с рельефным изображением скорбящего Иоанна Богослова, херувима и серафима по бокам с сопроводительными углубленными надписями, над головой Иоанна рельефная надпись IOAN/О БГО/СЛОВО.

Как можно видеть, коллекция крестов-энколпионов, собранная В.В. Тарновским, достаточно разнообразна. Из девяти групп, выделенных Г.Ф. Корзухиной и А. А. Песковой, в ней представлены шесть.

Нательные крестики из коллекции В.В. Тарновского не были предметом специального изучения. Из большой коллекции крестиков-тельников (41 крестик из разных материалов), представленных в «Коллекции украинских древностей», до настоящего времени сохранилось только 2 литых крестика из цветного металла и 3 — из камня:

Таблица 2
Инвентарный № № по каталогу 1898 г. Наименование Размер, см Материал
1 А5 - 174/5 1708 Крестик 2,1 X 1,7 Медный сплав
2 А5 - 175/5 1711 Крестик 3,6 X 2,6 Медный сплав
3 А5 - 1/5 21 Крестик 3,1 X 1,7 Камень, золото
4 А5 - 15/5 1689? Крестик 2,3 X 1,7 Пирофиллит
5 А5 - 17/5 1701? Крестик 2,1 X 1,5 Пирофиллит
6 А5 - 155/5 87 Накладное Распятие 7,6 X 6,0 Медный сплав

№ 1 — четырехконечный двусторонний, концы перекладин заканчиваются тремя шариками, в средокрестии композиция из пяти шариков (рис. 5: 1). Этот крестик происходит из раскопок у с. Липлява Полтавской губернии. Такие крестики широко распространены на территории Древней Руси: представлены в новгородских древностях, на Киевщине, во владимирских, костромских курганах, Белоозере (Седова 1981: 52; Николаева, Недошивина 1997: 173; Нечитайло 2001: 67; Захаров 2004: 163).

Кресты-тельники и накладка с Распятием:  1-2, 4 — медный сплав; 3 — камень, золото; 5-6 — пирофиллит
Рис. 5. Кресты-тельники и накладка с Распятием:
1-2, 4 — медный сплав; 3 — камень, золото; 5-6 — пирофиллит

№ 2 — четырехконечный односторонний, орнаментирован, с фигурными окончаниями лопастей (рис. 5: 2). Автору известна только одна аналогия данной вещи (Нечитайло 2001: 66, № 190 Б).

№ 3 — из камня темного цвета, шестиконечный с двумя одинаковыми перекладинами, отстоящими на равном расстоянии от верхнего и нижнего концов, три нижних конца обложены золотыми пластинами со сканой проволокой (рис. 5: 3). Найден в 1891 г. во время раскопок Н.Ф. Беляшевского в составе большого клада золотых и серебряных вещей (Беляшевский 1892: табл. ІІ: 3). Такие «корсунчики», обложенные золотом и серебром, Г.Ф. Корзухина относит к кладам IV группы, зарытым между 70-ми гг. XII в. и 1240 г. (Корзухина 1954: 30-31).

№ 4 — из серого, зернистой структуры пирофиллита, четырехконечный, верхний и нижний концы несколько длиннее перекладины (рис. 5: 6).

№ 5 — из серого, зернистой структуры пирофиллита, четырехконечный, нижний конец несколько удлинен (рис. 5: 5).

Из пяти прорезных Распятий коллекции В.В. Тарновского в фондах музея сохранилось одно (рис. 5: 4) — это одностороннее рельефное изображение Распятия на шестиконечном кресте, с монограммами на верхней перекладине Крестного древа, снабженное с тыльной стороны четырьмя штырями, что свидетельствует о креплении на деревянной основе. Датируется этот крест-Распятие началом XIII в. (Коваленко, Пуцко 1993: 308).

Почти все рассмотренные предметы созданы древнерусскими мастерами и датируются в основном XII-XIII вв. — временем заключительного этапа существования городища на Княжей Горе и гибелью последнего во время нашествия орд Батыя (Толочко 1980: 210).

В коллекции ЧИМ сохранилась лишь часть собранной В.В. Тарновским богатой коллекции древностей, оказавшейся распыленной в период Второй мировой войны, но ее ценность не уменьшилась с течением времени и многие предметы, входящие в состав коллекции, заслуживают специального внимания.

 

Литература
  1. Беляшевский 1892 — Беляшевский Н.Ф. Раскопки на Княжей Горе в 1891 г. // Киевская старина. Т. XXXVI. 892.
  2. Беляшевский 1893 — Беляшевский Н.Ф. Раскопки на Княжей Горе в 1892 г. // Киевская старина. Т. XLI. 1893.
  3. Захаров 2004 — Захаров С.Д. Древнерусский город Белоозеро. М., 2004.
  4. Коваленко, Пуцко 1993 — Коваленко В.П., Пуцко В.Г. Бронзовые кресты-энколпионы из Княжей Горы // Byzantinoslavica, LIV. 1993.
  5. Корзухина, Пескова 2003 — Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии XI-XIII вв. СПб., 2003.
  6. Куницький 1990 — Куницький В.А. Близькосхідні енколпіони на території Південної Русі // Археологія. № 1. 1990.
  7. Мезенцева 1968 — Мезенцева Г.Г. Древньоруське місто Родень. Княжа Гора. Київ, 1968. Нечитайло 2001 — Нечитайло В.В. Каталог христианських нагрудних виробів мистецтва періоду Київської Русі (X — перша половина XIII ст.). Київ, 2001.
  8. Николаева, Недошивина 1997 — Николаева Т.В., Недошивина Н.Г. Предметы христианского культа // Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.
  9. Половникова 1990 — Половникова С.О. Музей українських старожитностей ім. В.В. Тарновського // Родовід. № 2 (14). Київ, 1990.
  10. Седова 1981 — Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М., 1981. Тарновский 1898 — Тарновский В.В. Каталог украинских древностей коллекции В.В. Тарновского. Киев, 1898.
  11. Толочко 1980 — Толочко П.П. Киев и Киевская земля XII-XIII веков. Киев, 1980.
  12. Ханенко Б.И. и В.Н. 1899 — Ханенко Б.И. и В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Вып. I. Киев, 1899.
  13. Ханенко Б.И. и В.Н. 1900 — Ханенко Б.И. и В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Вып. II. Киев, 1900.

Автор: Л.Ф. Сытая (Чернигов). Кресты из коллекции В.В. Тарновского // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Гали Фёдоровны КОРЗУХИНОЙ (Санкт-Петербург, 10-16 апреля 2006 г.). — СПб.: Нестор-История, 2010.


Вернуться назад
Top.Mail.Ru