swordmaster.org > Исторический костюм > К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI-XVII вв.)

К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI-XVII вв.)


17-июля-2014. Разместил: SHARIK

Одежда казацкой пехоты первой половины XVII века уже рассматривалась в ряде наших работ1. В этот раз мы решили проанализировать опубликованные источники (воспоминания современников, судебные акты, описания имущества и т.д.), чтобы выяснить, какие сукна использовали для пошива своей одежды запорожцы, реестровые казаки, а также казаки, находившиеся на службе Речи Посполитой в составе почтов магнатов и старост.

Первое известное нам упоминание относится к 1578 г., когда казацкие послы получили от короля Стефана Багория по 15 флоринов и по 8 локтей сукна «на два ермякя» (ермяк или гермяк — верхняя плечевая одежда с суконным или меховым воротником). Эти же послы договорились, что на каждого из порядка 500 пеших казаков, которые позднее составили реестр, будет выдаваться по 15 флоринов и по 4 литовских аршина сукна в год, на конного планировалось чуть больше2. По сведениям З. Стефаньской это был сорт «лунского», то есть лондонского, английского сукна3. Однако были ли получены обещанные деньги и материалы неизвестно, тем более, что имеется свидетельство, как в 1587 г. казацкий «старший» Я. Оришевский прибыл на коронный сейм и, сев по-турецки, просил уплатить казакам долг по «жолду»4.

Следующий документ отложился в Луцкой городской книге 1584 г. в ходе судебного следствия о краже предназначенных правительством Речи Посполитой для казаков «чотыры белый» сукна5. К сожалению, текст опубликован только в дореволюционной русской транскрипции. Что же здесь имелось ввиду? В известном этимологическом словаре старопольского языка С.Б. Линды мы находим два близких значения:

1) bela — тюк сукна размером на 20 поставов6;

 2) biel — сорт белой материи7.

Исходя из этого, можно предположить, что речь идет о четырех тюках сукна, с большой долей вероятности — белого цвета.

Фактура каразеи на колете 1-го кирасирского полка прусской армии, 1740-е - 1750-е гг. Шиптух. Из собрания Военного музея в Стокгольме.
Фактура каразеи на колете 1-го кирасирского полка прусской армии, 1740-е - 1750-е гг. Шиптух. Из собрания Военного музея в Стокгольме.

Далее, в сеймовой расчетной книге 1600 г., имеется запись о выделении денег и сукон для платы казакам за участие в Молдавской войне8. Затем, в 1614 г., польские комиссары дали запорожскому войску такую ординацию (предписание): «Войско казацкое будет по старому обычаю нести пограничную службу против татар и турок, выведывать вести о неприятеле и защищать переправы, за определенную плату, а собственно ежегодно 10 тыс. золотых и 700 поставов каразеи, что должны им ежегодно присылаться в Киев»9. Но, как известно, казаки на это предложение не согласились, потому что оно удовлетворяло интересы лишь трети из них, к тому же и сам сейм отказался его утвердить. В 1620 г. очередная польская комиссия постановила: «поставов каразеи более реестровым казакам не выдавать, а платить деньгами»10.

Из всего этого можно сделать вывод, что и упоминавшиеся ранее сукна скорее всего были сорта под названием каразея. Это грубая, простая шерстяная ткань в косую нитку с ворсом, белая или серая разных оттенков, которая также красилась в различные цвета. В словаре Линды читаем о ней: «sukno proste grube, Woicwodowic wienc w sharze chadzali» (простое грубое сукно, наши военачальники ходили в сером)11. Имеется свидетельство XVII в. про одежду польских солдат: «Żołnierze staropolsci w karazyi, w szarym suknie chodzili»12. To есть польские солдаты также ходили в каразее, одежде из серого сукна. О каразее как простой, похожей на мужицкую ткани, шедшей на одежду польской пехоты и казаков упоминает в своей работе и З. Стсфаньска13.

В связи с этим интересна аналогия, связанная с использованием для пошива солдатской одежды шведской пехоты короля Густава Адольфа каразеи, покупавшейся в Англии и Шотландии и также имевшей серый цвет14. Кроме того, на одежду для шведских солдат шел сорт белого или крашеного

домотканого с ворсом сукна под названием вадмал. Заметам, что грубое «амбурскос» сукно разных цветов, вероятно также похожее по фактуре на вадмал, или им и являвшееся, импортировалось из Швеции в Московское царство, где также использовалось для пошива одежды пехоте15.

Кроме серой некрашеной каразеи, в рассматриваемый период на Украине достаточно распространена была одежда и из каразеи белой. Такие упоминания мы встречаем неоднократно в различных источниках, например «ярмяки каразеевые белые, жупан каразеевый белый» в Житомирских гродских (судебных) актах16. В тех случаях, когда вещи изготовлялись из крашеной каразеи, это как правило тоже отмечалось в актовых материалах: «портки синие каразиевые»17, «жупан синий каразеевый»18.

Как именно выглядела каразея в XVII в. с полной уверенностью сказать трудно, но можно предположить, что по своей фактуре и характеристикам она не отличалась от каразеи XVIII в. В первой половине этого столетия из каразеи шили мундиры, например кирасирские колеты прусской армии Фридриха Великого.

Теперь немного о внешнем виде самой сермяги-свиты, народного кафтана. В XVII в. он в общих чертах был похож на жупан, но простого кроя, с небольшим воротником-стоечкой, длиной до колена. Так, в сермяге, короткой как рубаха, упоминается дававший в 1648 г. выкуп татарам польский шляхтич пан Синявский19. Как видим, шляхта тоже иногда носила сермяги, как и зажиточное мещанство20. Их шили из белого, серого домотканого сукна, реже из натурального темно-коричневого или почти черного21. Эти сорта так и назывались — сермяжное сукно. Из него также шили жупаны, штаны, «убране сермяжное»22. Например, белого цвета сермяжный жупан был украден польскими жолнерами23.

Свита конца XVII века из Полтавского краеведческого музея Свита конца XVII века из Полтавского краеведческого музея Свита конца XVII века из Полтавского краеведческого музея
Свита конца XVII века из Полтавского краеведческого музея

Кроме каразеи и сермяжной ткани в описаниях имущества XVII века часто встречается «габа». Это светлое некрашеное грубое турецкое сукно с ворсом, возможно полотняного переплетения. Например, из габы были некоторые утерянные вещи казаков, состоявших на службе у старосты в 1636 г.: «епанча габенная, жупан габеный». Здесь же упомянуты жупан серый муравский, то есть из сукна, изготовляемого в Моравии, и светло-серый доломан24. За поддержку крымского хана Инаста в том же году запорожцы, кроме денег, получили белое сукно — габу25. В описании таможенных пошлин на турецкие товары 1654 г. перечислены: «габа, киндякы, мусулбес, атлас»26. Среди украденных у купцов вещей упомянута «епанча габяная»27.

Ценные свидетельства об одежде запорожских казаков дошли до нас в описаниях современников-очевидцев. В них есть указания как одеваются «старинные казаки», носители запорожских традиций и ценностей, которые намеренно носили простую одежду, — жупаны и сермяги из грубого сукна, белого и серого цвета. Таким же образом одевалась и запорожская старшина. Новоизбранный в 1622 г. казацкий гетман Голуб, как и все его окружение-старшина, носили простые серые сермяги28. В трактате-меморандуме из архива Радзивиллов, при перечислении разнообразного козацкого снаряжения одежды начала 1620-х годов, встречаем каразею, при этом в качестве плечевой одежды упоминаются только сермяги, жупаны отсутствуют29.

Описывая внешний вид казаков первой четверти XVII в., Шимон Старовольский отмечал: «Железной или легкой брони никто, даже сам гетман, не имеет, также нет богатой одежды, наряжаются в грубую ткань (имеется ввиду свитка-сермяга. — С. Ш.) и укрываются теплым плащом (кирея — бурка. С. Ш.)»30. О расцветке одежды автор говорит следующее: «Разве только некоторым старшим (старшине. — С. Ш.) одежды цветные от короля дарят. Эти поношенные красные покровы всадники только носят »31.

Фрагмент красного кунтуша, кон. XVII в. Из собрания Военного музея в Стокгольме. Сукно, подкладка шелковая.
Фрагмент красного кунтуша, кон. XVII в. Из собрания Военного музея в Стокгольме. Сукно, подкладка шелковая.

Как сообщает венецианец Альберт Вимина, во время войны казаки одеваются очень просто, ценные же одежды продают или пропивают32. Подобное отношение казаков к ценным вещам отмечает в своем описании Украины Г.Л. Боплан. Он также обращает внимание на простоту и аскетизм казацкой верхней плечевой одежды — свитки-сермяги, которую наблюдал во время военных походов33. В начале сентября 1633 г., во время войны с Московским государством, ксендз Колуцький видит основную массу запорожцев-казаков в серой одежде, только некоторых, вероятно старшину, в синем и красном34. В 1649 г. за неумение и нежелание воевать с мозырьских или чернобыльских казаков сняли именно сермяги, отобрали оружие и выгнали из казацкого войска35.

Во время боевых действий современники неоднократно наблюдали казаков и в одежде белого цвета, что нашло отражение в письмах поляков, где встречаются такие метафорические строки о погибших неприятелях: «поле забелело» или «забелело поле их трупом»36. Белую одежду у казаков отмечал обозный литовский С. Осинский. В 1651 г. казацкий полк описывается очевидцем следующим образом: «все на добрых конях, в белых сермягах»37. Один из мушкетеров польской армии видел одетых в белое казаков во время битвы под Корсунем38. В хронике города Львова указано, что казаки не имеют панцирей, ходят как в суконных, так и в полотняных кафтанах на московский манер. Исходя из контекста можно предположить, что речь идет о стеганых кафтанах39.

Следует отметить один стереотип, ставший расхожим благодаря известной книге И. Свешникова, где описываются казаки в битве при Берестечко, якобы одетые в «черные жупаны»40. Этот фрагмент был заимствован из книги Н. Костомарова, правда там сказано о «коротеньких черных свитках» казаков41. Историк ссылается на очевидца событий С. Грондского, написавшего книгу на латыни. Но там, в соответствующем фрагменте, ничего конкретного про одежду не сказано: «Ех oppocito vero Chmiclnizki, proximos versus meridiem colics occupando quasi nebula aliqua conferissimus agminibus obumbrando carraginem suam producebit: sinistram alam Chano committendo, dextram autem ipse ductando»(C противоположной стороны появился Хмельницкий. С юга заняли холм плотными массами, надвигаясь подобно облакам или туману темными рядами, Хан на левом крыле, а они на правом). Таким образом, присутствует разве что намек на темно-серые, в цвет облаков, свитки-сермяги, что никак не противоречит другим свидетельствам.

В то же время упоминания черного цвета плечевой одежды в актовых материалах встречаются сравнительно редко и фиксируются не у казаков. Так, жупан черный сермяжный крадут у священника А. Дружиловского42. В описании украденных вещей иудеев встречаем Мовшы Израсливича «черный гермяк, и шубу, а у Изияша Якубовича украдены жупан черный канавасовый, две шубы жидовских черных фалендишових»43. У литовских шляхтичей во время войны отбирают, среди прочего, «кафтан черный сукенний рысями подшит, кафтан атласный черный»44.

Кунтуш конца XVII века. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова. Фактура сермяжной ткани коричневого оттенка. Фрагмент кунтуша из коллекции Государственного Эрмитажа.
Кунтуш конца XVII века. Реконструкция и рис. С.И. Шаменкова. Фактура сермяжной ткани коричневого оттенка. Фрагмент кунтуша из коллекции Государственного Эрмитажа.

Надо сказать, что черного цвета дешевая ткань (кир) в Речи Посполитой шла на одежду шляхетских слуг, а также для траурных и погребальных церемоний, согласно тогдашним представлениям45. Сукно черного цвета, предназначенное для пошива траурной одежды, упоминается в актах, например: «czarnego lundysza zaluiancego»46. Украшалась такая одежда в соответствующей стилистике, розетки с кистями на концах нашивок могли нести изображения черепов47.

Впрочем, в источниках иногда упоминаются и другого плана предметы казацкого гардероба, нежели простые сермяги. Так, в описи имущества от 30 октября 1618 г. из книги Житомирского городского суда, относящейся к делу об ограблении двух казаков, выполнявших поручение овручекого старосты, значатся две довольно дорогие фалендишевые делии на желтой кожаной подкладке48. Фалендиш — это сорт голландского или английского сукна среднего качества. Например, «жупан лазурный фалендишевий 25 зол[отых]»49.

Также, среди вещей казаков на службе у старост, в актах встречаем «жупан люнский блакитний»50, «доломан облочистый шиптуховый»51. Люнскос или лундское — качественное английское сукно преимущественно синих оттенков: «взято жупана два люнських из гузиками срсбнсми, гермак люнський синий, убране синее лунское»52. Доломан «облочистый» означает, что он был пошит из ткани серо-синего отттенка, а шиптух — это сорт толстой грубой шерстяной ткани польского или немецкого производства, вероятно полотняного переплетения.

В описях имущества встречается «жупан синий, тифтуховий, з кгузиками сребними»53. Кроме того, в конце XVII века появляется дешевое сукно под названием тузинок, от таусинное — синего цвета.

Одним из возможных источников получения сукон для пошива одежды во время военных действий являлась контрибуция. В 1655 г. гетман Богдан Хмельницкий потребовал у львовского магистрата выкуп за город и его жителей: «мешканці міста повинні дати викуп чотириста тисяч злотих. На нашіх військових слуг повинні дати сто сувоїв сукна фалендишу та двісті сувоїв шиптуху, а також тисячу кожухів, дві тисячи чобіт. А зокрема на полковників і на різних військових старшин п'ятдссят сувоїв кармазину, двісті сувоїв півгранату, десять штук адамашку, п ятдссят центнерів свинцю для піхоти» (жители города должны дать выкуп в четыреста тыс.зл. на наших войсковых слуг должны дать сто тюков сукна фалсндыша и двести тюков сукна шиптуха, а также тысячу кожухов. А также на полковников и на разных войсковых старшин пятьдесят тюков кармазина, двести тюков полграната, десять штук адамашка, пятьдесят центнеров свинца для пехоты. — перевод наш, С. Ш.)54.

Бой турецких войск Османа-паши и Джафара-паши против Козаков. Миниатюра из Шаханшахнаме, 1592 г.
Бой турецких войск Османа-паши и Джафара-паши против Козаков. Миниатюра из Шахнаме, 1592 г.

В этом письме указаны сорта сукна, которые требовались в качестве контрибуции для «военных слуг» — категории казацкого войска, куда входили канцеляристы, пушкари, литаврщики. В польском варианте текста в этом пункте указана и конная челядь гетмана55. Вторая часть контрибуции (кармазин, шёлк — адамашек, пивгранат) должна была пойти полковникам и другим начальным людям. Рядовым казакам-пехотинцам предусматривался лишь свинец.

Известно, что выкуп был получен, но в каком объеме — однозначно сказать трудно. Судя по изложенному в ряде дошедших до нашего времени писем ходу переговоров магистрат не соглашался на такой выкуп, не было ни свинца, ни денег, ни сукон в таком количестве, как потребовали. И неизвестно на каком варианте контрибуции в результате сошлись. В итоге львовяне смогли собрать денег и разных товаров на сумму в 20 тыс. битой монеты. Никаких данных о качестве и количестве сукон нет56. Кроме того, часть полученного гетман отдал русскому корпусу, участвовавшему в осаде города.

Итак, благодаря этому документу мы можем представить сорта сукон, использовавшихся в одежде старшины войска Богдана Хмельницкого, а так же у привилегированной категории военных слуг. Надо сказать, что дорогой фалендыш фигурирует и в более ранних документах. Например, послам Войска запорожского (осавулам, сотникам, старшим) в 1639 г. выдали по 10 локтей сукна именно этого сорта57. Вероятно, несмотря на гетманские универсалы и запреты грабежа, какое-то количество дорогих тканей, разных сортов, использовалось и при пошиве одежды рядовых казаков, но, к сожалению, четкие данные по этому поводу у нас отсутствуют, а на общий вид войска эти единичные случаи никак не влияли.

Ситуацию с одеждой, сложившуюся на Украине, в результате «козацкой революции» своеобразно иллюстрирует еще один интересный документ. Речь идет о фрагменте сатирического поддельного письма-универсала, вероятно составленного учениками или преподавателями одной из братских украинских школ. Этот текст 1653 г. содержит ряд указаний о том, как должны теперь себя вести, что сеть, какие прически носить в казацком государстве польская шляхта и мещане. Среди прочего указывается и в какой одежде на Украине им отныне разрешается ходить: «В сукманах шовкових красних, аби не ходили, только в каразейових»58.

Во второй половине XVII в. казаки по-прежнему носят сермяги и жупаны из простых сермяжных и габяных тканей59. В 1678 г., во время осады Чигирина османскими войсками, казаков гетмана Самойловича видят в разноцветных кафтанах60. В конце столетия встречаем такое описание реестровых казаков: «Войско зась городовое (реестровцы) не все одежно и овшем болшая часть сермягами простыми покривастся»61.

Гобелен, изображающий битву при Лоеве 1649 г., созданный на основании зарисовок А. ван Вестерфельда. Пленные казаки, 1651 г. По рис. А. ван Вестерфельда из собрания музея Чарторыйских, Краков. Персонажи в коротких жупанах или сермягах. Пленные казаки, 1651 г. По рис. А. ван Вестерфельда из собрания музея Чарторыйских, Краков. Персонажи в коротких жупанах или сермягах. Запорожские казаки на марше. Фрагмент картины кон. XVII в. неизвестного автора (Музей Войска Польского, Варшава).
Гобелен, изображающий битву при Лоеве 1649 г., созданный на основании зарисовок А. ван Вестерфельда. Пленные казаки, 1651 г. По рис. А. ван Вестерфельда из собрания музея Чарторыйских, Краков. Персонажи в коротких жупанах или сермягах. Запорожские казаки на марше. Фрагмент картины кон. XVII в. неизвестного автора (Музей Войска Польского, Варшава).

Некую иерархию во второй половине XVII в. можно проследить при дачах сукон казацким послам и выдачах жалования. В 1684 г., по приказу польского короля, на одежду гетмана войск запорожских, кроме разных шелковых материй, было отпущено: «ярко красного — шкарлатного сукна, фиолетового сукна, белого киру (толстое сукно) вымоченного»62. Казацким послам в 1680 г. было выдано: «полковникам французского сукна на пару платья, 10 ½  локтей, тонкого сукна на кунтуш 5 локтей, фалендишу на жупан 5 локтей, темно красного атласа 12 локтей, голубого атласа 12 локтей, адамашки (камки) померанцевого цвета 12 локтей»; сотникам: «кармазину фалендишевого 5 локтей, тузинку на жупан 5 локтей, тонкого сукна на кунтуш 5 локтей, фалендишу на жупан 6 локтей»; хорунжим давали: «тузинку на пару платья 10 локтей, фалендишу 5 локтей»; осавули та отамани получили: «фалсндишу 5 локтей, тузинку на пару платья 10 локтей, тузинку на жупани 10  ½ локтя, тузинку на кунтуш 5 ½ локтя, паклаку на жупан 6 локтей»; простым козакам: «тузинку на кунтуши по 5 ½ локтя, паклаку или шептуху (на жупан) по 6 локтей, белого киру вимоченного 45 локтей»63.

Из этого описания видно, что «младший командный состав» — осавулы и отаманы, получили очень мало дорогого фалендыша, по сравнению с более дешевым простыми сукнами — тузинком и паклаком. Рядовым казакам были выданы исключительно дешевые сукна – тузинок, паклак, шептух, белый кир.

В 1696 г. из московского Казенного приказа было прислано жалование кошевому атаману Ивану Гусаку и всему войску Низовому Запорожскому: «пять вершков бархатных шапочных, камки десять аршин, четыре отласа по десяти аршин атласа, пять сукон кармазиновых, мерою по пяти аршин портище, сто пятьдесят половинок сукон анбургских, да сверх того сто половинок сукон анбургских же отпущено»64.

К большому сожалению, подлинных образцов казацкой одежды первой половины XVII века не сохранилось. Но представление о ткани и крое мы можем почерпнуть благодаря свите конца XVII века из Полтавского краеведческого музея65.

Свита-сермяга, кон. XVII - нач. XVIII вв. Полтавский краеведческий музей (Инв. № 7578). Уникальный экземпляр, дающий представление о том, как выглядели веши, изготовленные из домотканого белого сукна. Фактура ткани саржевая, в косую нитку, такого же типа, как фабричная каразея. О схожести домотканого сукна и каразеи, в свое время писала З. Стефанська, говоря о тканях шедших для пошива одежды польской пехоты и украинских казаков. Свита с двумя усами обшитыми черной ниткой, без подкладки.

Жалоба подданных на пана. Гравюра XVII в. Персонажи одеты в короткие сермяги-cвиты. Персонаж с ключами в синем гермяке. Фрагмент из рукописной книги «Бургомистр Варшавы Я. Древно и вид на Варшаву», 1624-1626 гг. (Библиотека Чарторыйских). Рисунок Р. Савари, изображающий холопов в кафтанах. Виден вариант застежки на пуговицы.
Жалоба подданных на пана. Гравюра XVII в. Персонажи одеты в короткие сермяги-cвиты. Персонаж с ключами в синем гермяке. Фрагмент из рукописной книги «Бургомистр Варшавы Я. Древно и вид на Варшаву», 1624-1626 гг. (Библиотека Чарторыйских). Рисунок Р. Савари, изображающий холопов в кафтанах. Виден вариант застежки на пуговицы.

Представление о кунтушах из дорогого сукна, возможно фалендыша или кармазина, дает экспонат из Ливрусткаммарн в Стокгольме. По мнению ряда исследователей этот красный кунтуш имеет характерный для последней четверти XVII в. крой.

О том, как выглядел в конце XVII - начале XVIII вв. кунтуш из недорогой ткани, можно судить по экземпляру, сохранившемуся в Государственном Эрмитаже. Этот кунтуш экспонировался в 2007 г. на выставке, посвященной костюму Петра Великого, подобный ему был подарен царем казаку Брсшко66.

Цветных иконографических источников в нашем распоряжении также немного. В первую очередь это несколько турецких миниатюр. Казаки на них изображены в сером, грязно-желто-зеленом, и красном — вероятно, старшина. На миниатюре из Шахнаме 1592 г., где представлен бой войск Османа-паши и Джафара-паши против казаков, последние в светло-серых, темно-серых, и коричневых жупанах или свитках.

Важным источником является гобелен, изображающий битву при Лоеве 1649 г., созданный на основании зарисовок А. ван Вестерфельда, на котором можно увидеть двух пленных казаков, один из них в коричневого цвета жупане или сермяге. Кроме того, на гобелене запечатлен умирающий полковник Кричевский в синем жупане,   возможно польским, так как полковника нашли уже ограбленным челядью, без одежды (Lipiński .W. Stanisław Michał Krzyczewski.Z dziejów walki szlachty ukraińskiej w szeregach powstańczych pod wodzą Bohdana Chrrdelnickigo. — Krakow 1912. — S. 314).

Второе известное изображение — это казак с карты Г. Л. де Боплана 1636 г., также в синем жупане. Раскрашенный экземпляр карты хранится в шведском Военном архиве в Стокгольме, но кто именно ее раскрасил неизвестно.

Ряд изображений казаков на рисунках Абрахама ван Вестрефельда, придворного художника гетмана литовского Я. Радзивилла, на печатях и пороховницах, тоже показывают характерную для рассматриваемого периода одежду — сермяги, жупаны, в конце XVII века кунтуши.

На картине из фондов музея Войска Польского в Варшаве, датируемой концом XVII - началом XVIII вв., и изображающей казацкое войско, мы видим казаков в белых, серых и красных жупанах.

Нельзя не отметить также, что в белые, серые жупаны и даже кунтуши, одевались и противники казаков, польские пехотинцы и шляхтичи. Вот лишь несколько примеров. Одна из гайдуцкий рот на известном Стокгольмском свитке 1605 г. в белых жупанах. Гайдуки рот венгерской пехоты, изображенные на плафоне Келецкого дворца, созданном в 1630-е гг., в подавляющем большинстве носят белые и серые жупаны. На вышеупомянутом гобелене, изображающем битву при Лоеве 1649 г., мы также видим белые жупаны на польских жолнерах. Ян Хризостом Пасек в своих знаменитых мемуарах пишет о серых суконных и даже тиковых кунтушах, что носились шляхтой во время.67

Жупан каразеевый, вариант кроя короткого жупана, первая половина 17 в. Рис. С.И. Шаменкова. Сермяга-свита, середина XVII в. Рис. С.И. Шаменкова.
Жупан каразеевый, вариант кроя короткого жупана, первая половина 17 в. Рис. С.И. Шаменкова. Сермяга-свита, середина XVII в. Рис. С.И. Шаменкова.

Магнаты, позволяя себе чудачества, также иногда использовали при пошиве сермяжную ткань. Так, Николай Потоцкий, староста каневский, выезжая на трибунал, надел кубрак из серой домотканой холопской сермяги, но украшенный жемчугом и пуговицами с бриллиантами68. Кубрак — это подобная кроем кунтушу верхняя плечевая одежда, с узкими рукавами, без разрезных рукавов-вылетов.

Итак, как видно из рассмо тренных нами источников разных видов, дорогие сорта сукон встречаются преимущественно в описаниях, относящихся к казацкой старшине. Во время военных походов рядовые казаки, а во многих случаях и старшина, намеренно одевались в простую удобную одежду из недорогого сукна. Для пошива одежды использовали каразею, сермяжные и габяные сукна белого, серого, коричневого цветов, реже синего, в второй половине XVII века простые сукна — тузинок, паклак, шептух, белый кир69. На наш взгляд такое отношение к одежде может свидетельствовать о своеобразном проявлении специфической субкультуры профессиональных воинов-казаков.

Чертеж показывает крой штанов 1640-х гт. Подобного кроя узкие штаны известны в Западной Европе, Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском начиная с XVI в., а судя по портретам и сохранившемуся чертежу, их носили и в XVII в. Такие суконные игганы черного, темно-синего и красного цветов, могли использоваться в костюме казаков первой половины XVII в.

Жупан такого несколько архаичного кроя могли носить и в начале XVII в.

Гермяк, конец XVI - первая половина XVII вв. Рис. С.И. Шаменкова. Реконструкция штанов по чертежу кроильной книги из архива г. Вроцлава. Материал - шерсть, масштаб 1/10, автор О. Шаменкова. Реконструкция штанов по чертежу кроильной книги из архива г. Вроцлава. Материал - шерсть, масштаб 1/10, автор О. Шаменкова. Реконструкция жупана середины 1620 гг. Масштаб 1/10, материал шерсть, лен. Автор реконструкции О. Шаменкова, по чертежу: Gutkowska-Rychlewska М. Historia Ubiorow. — Wroclaw, 1968.-S. 417.
Гермяк, конец XVI - первая половина XVII вв. Рис. С.И. Шаменкова. Реконструкция штанов по чертежу кроильной книги из архива г. Вроцлава. Материал - шерсть, масштаб 1/10, автор О. Шаменкова. Реконструкция жупана середины 1620 гг. Масштаб 1/10, материал шерсть, лен. Автор реконструкции О. Шаменкова, по чертежу: Gutkowska-Rychlewska М. Historia Ubiorow. — Wroclaw, 1968.-S. 417.

 

 Шаменков С.И. К вопросу о сортах и цвете сукон в костюме украинского казачества (конец XVI-XVII вв.) [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 56-85. <http://www.milhLst.info/2013/05/27/shamenkov_4> (27.05.2013)


Вернуться назад
Top.Mail.Ru