swordmaster.org > Оружие и Доспехи > Техника меча и баклера

Техника меча и баклера


29-сентября-2013. Разместил: SHARIK

Вместе с длинным мечом в качестве основного оружия для тренировок нашим клубом когда-то рассматривалась в качестве важного объекта изучения техника меча и баклера. В данной статье мы представляем наиболее всестороннее исследование данного вопроса. Заключения, которые могут быть сделаны на основе приведенных доказательств, во многом удивительны и могут подвигнуть интересующихся к тому, чтобы пересмотреть историческую важность данной техники.

Техника меча и баклера была одной из древнейших и наиболее долго продержавшихся систем европейского фехтования 1 . Тем не менее в значительной степени она находилась в тени техники фехтования «щит-меч» во времена Средневековья и дуэльного фехтования с кинжалом и рапирой в эпоху Ренессанса. Но в наши дни энтузиасты, изучающие европейские боевые искусства, вновь отдают дань уважения этой эффективной комбинации. В результате наблюдается повторная эволюция знакомой концепции этого разностороннего метода боя.

Хотя фехтование с использованием меча и баклера часто ассоциируется с общим боевым стилем конца 15-начала 16 века, эта техника начала развиваться намного раньше. Она действительно приобрела значение «боевого спорта», но только после того, как в течение долгого времени использовалась в качестве боевой системы самообороны. Собственно сам баклер был в основном инструментом войны, который использовали как рыцари, так и обычные солдаты. Поскольку основным назначением баклера было использование его на войне, неудивительно, что он оказался в конечном счете неприспособлен для гражданского дуэльного фехтования и городских боев в эпоху рапиры.

Но изучение техники меча и баклера осложнено слабым вниманием, проявленным к ней учеными, занимающимися средневековыми войнами и историей фехтования. С одной стороны, она настолько вездесуща, что, казалось бы, не имеет большого значения, а с другой стороны по сравнению с рапирным фехтованием искусство меча и баклера выглядит грубым и бесхитростным. К тому же в то время, как другие щиты изменяли размер и форму, баклер оставался неизменным, таким образом не концентрируя на себе внимания историков. Кроме того он не имел геральдической функции, что также исключало его из некоторых областей исследования.

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование

La Petit Defence ( малая защита )

Баклер отличается от щита тем, что щит удерживается на руке с помощью ременных петель, в то время как баклер удерживается за специальную рукоять кулачным хватом. Проследить его историю нелегко, так как очень часто любой круглый щит или малый тарч называется баклером вне зависимости от того, носится ли он на руке или удерживается в кулаке 2 . Баклер был маленьким, маневренным щитом, который удерживался в кулаке и использовался для защиты и нанесения ударов. Обычно он был круглым и изготавливался из металла, но встречались баклеры из толстой твердой кожи или слоев дерева (Тарасюк и Блер, стр. 105). Обычно баклеры были круглыми и имели от 8 до 16 дюймов (20-40см) в диаметре, хотя встречались также квадратные, восьмиугольные и трапециоидные образцы.

Существовало множество типов баклеров. Часто на центральном выступе (умбоне) находился шип 3 или несколько меньших «зубцов». Они могли быть эффективно использованы в нападении или при отражении атаки противника. В 1631 году Джон Стоу написал, что в привычке пожилых бойцов было использовать шип (8-12 дюймов длиной) «чтобы ломать мечи противников или внезапно атаковать их» (Эйлард, стр. 17). Английское королевское воззвание 1562 года даже жаловалось на «баклеры с длинными шипами на них» (Норман, стр.24), а в поселении Джеймстаун (Вирджиния) был найден баклер с шипом 1607 года. На некоторых баклерах 16 века присутствовали кольца, крюки или полосы, позволявшие улавливать и вырывать оружие противника. Примеры таких баклеров можно увидеть в музее Коллекции Уоллеса в Лондоне (Wallace Collection Museum). Даже вогнутый баклер особой формы, который якобы использовался для отражения ударов рапиры, судя по французскому изображению 1375 года появился намного ранее. Игра света и тени на рисунке явно указывает на его форму, а обилие коротких, сужающихся колющих мечей, бывших в ходу в то время, указывает на правильность такой датировки.

Можно сказать, что популярность меча и баклера в качестве системы боя лежит в простоте. Поскольку комбинация состоит из двух видов вооружения, она служит одновременно для нападения и защиты. Она предоставляла некоторую защиту от метательного оружия и позволяла противостоять более тяжелым образцам вооружения, например топорам и древковому оружию 4 . Малый размер баклера делал его легким и быстрым. В сочетании с режущим мечом или колюще-режущим оружием им можно было отражать атаки и наносить удары, а кроме того он позволял колоть и рубить в любой плоскости, не ограничивая поля деятельности меча. Еще одно преимущество баклера заключалось в том, что в отличие от деревянных щитов оружие протовника не могло завязнуть в поле щита или повредить его кромку (хотя в тех случаях, когда это случалось, щитовик мог использовать ситуацию себе во благо). На многих сохранившихся изображениях людей, сражающихся мечом и баклером, можно найти аналогии с учебниками по фехтованию длинным мечом, например стойки с оружием: низкая, средняя, высокая, задняя.

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование
меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование

Наследие, прошедшее сквозь века

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование

 

В средневековье баклеры широко использовались как солдатами, так и рыцарями – даже в большей степени, чем щиты. Баклер был менее громоздким и более подвижным, чем щит, его можно было просто повесить на бедро. Мы знаем, что фехтование «меч-баклер» было очень популярным времяпрепровождением в северной Италии, в Германии и в Англии. Исследователь и практик английского исторического фехтования Мартин Дж. Оствик указывал на то, что «самые ранние указания на профессиональных мастеров боя и защиты сходны в одном. Все они ссылаются на школы меча и баклера. Примите во внимание также то, что самый ранний фехтбук посвящен исключительно этой технике, и вы придете к выводу, что фехтование «меч-баклер» является самой древней техникой боя с оружием среди сохранившихся до нашего времени западных боевых искусств» 5 .

В основном в Европе баклер использовался пехотой. Отряды легких пехотинцев, сформированные из простолюдинов, вооруженных баклерами и мечами или фальшионами и расположенные позади бойцов с древковым оружием, часто использовались в армиях в промежутке с 1100 по 1300 гг. Изобразительные источники раннего средневековья (650-1100 гг.) указывают на то, что баклеры также использовались кельтами, франками и византийской конницей. Медиевист Дональд Кагей сообщает об ордонансах 1363 года, изданных монзонским парламентом Арагона (Crown of Aragon's parliament of Monzon), в которых описано снаряжение, необходимое пограничным войскам во время активного несения службы. Легкий кавалерист должен был иметь нагрудник, кольчугу, шлем, копье и маленький круглый кожаный щит – a darga de scut 6 . Баклеры также часто встречаются на средневековых изображениях воинов среднего Востока, но вообще говоря это маленькие круглые щиты для конного боя, удерживающиеся двумя ремнями, в отличие от единственной центральной ручки баклера. Наибольшую эффективность сочетание меча и баклера давало при использовании пешими войсками, например итальянскими пехотинцами-ротулиариями (Rotuliary, c.1475). Вот одно из лучших описаний, данное этой пехоте: «С акцентом, который был сделан на использовании полевых укреплений, связано и появление нового типа пехоты, ставшего популярным в итальянских армиях. Это была так называемая «пехота меча и баклера», первым экспериментировать с которой стал Браччио (Braccio). Они были слабо защищены, подвижны и отлично подходили для рукопашной схватки в наступлении. Этот же тип пехоты уже появился в Испании во время борьбы с Мурами, и воцарившаяся в Неаполе в 1440 году Арагонская династия определенно должна была что-то предпринять в связи с их появлением в Италии в это время» 7 .

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование  
меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование  

 

Популярность баклера во все периоды Средневековья несомненна. В Холкхемской иллюстрированной Библии начала 14 века представлены изображения как конных рыцарей, сражающихся мечами и копьями, так и обычных пехотинцев (le commoune gent), вооруженных топорами, фальшионами, копьями и короткими мечами с небольшими круглыми баклерами (Прествич, стр. 115). В Своде законов шведского короля Магнуса Эрикссона, в главе о тяжких преступлениях, есть изображение людей, один из которых вооружен длинным мечом, а второй – мечом и баклером.

В Тренто, в замке Саббионаро-ат-Авио, на фресках 1340 года есть изображения пехотинцев, сражающихся мечами и баклерами. На тосканском рисунке конца 13-го века также изображены воины в шлемах и кольчугах, вооруженные баклерами и мечами. Французский рисунок 1317 меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование года из легенды о св. Денисе (Legende de St. Denis) изображает встречу короля ополченцами которые, помимо прочего, вооружены баклерами (MS Fr. 2090- 2. f .129r. Paris). На гравюре 1350 года два спящих швабских воина облачены в кольчуги и частично в пластинчатые доспехи и также вооружены баклерами и мечами (Nicolle, Arms and Armor, p. 191). Астрологический текст позднего 14 века содержит красочную картинку, на которой изображены различные воинские упражнения, проводимые днем на улице, в том числе и фехтование с мечом и баклером (С. Ф. Блек, стр. 132).

Еще на одной иллюстрации из манускрипта, датированного 1300-1350 годами, изображающей охоту на кабана, показаны два охотника, вооруженных мечом и баклером и мечом и плащом (Nicolle, Arms and Armor, p. 191) 8 . На иллюстрации ( 1305 г .) битвы при Куртре изображено множество пеших фламандских ополченцев в кольчугах и шлемах с баклерами, при этом ни одного большого щита на изображении нет.

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтованиеВ битве при Айзенкуре в 1415 году единственной документально зафиксированной защитой английских лучников был баклер 1 фута в диаметре (Эдж, стр. 65). Бридпортский призывной лист 1457 года показывает, что множество обыкновенных ополченцев (включая пятерых, что было максимально допустимым числом, женщин) были вооружены мечом и баклером. Аналогично, в описании вооружения солдат Ричарда Глостера (будущего Ричарда III), составленном Домиником Манчини в 1483 году указано: «Меч сопровождается стальным баклером» (Эдж, стр. 128). Одними из главных сторонников такого типа вооружения были испанские пехотинцы начала 16 века. Они сеяли опустошение в битвах по всей Европе, даже среди знаменитых швейцарских пикинеров. Их излюбленной тактикой было приблизиться к строю пик и попробовать поднырнуть под древки, чтобы затем вскочить на ноги посреди вражеских рядов и начать разить противника своими короткими клинками.

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтованиеВ районе 1500 года испанская пехота Гонсальво Кордовского использовала баклеры и короткие колющие мечи, носила стальные каски, наспинники, нагрудники и наголенники (Оман, стр. 63). Знаменитый Макиавелли описал в своей книге 1521 года «Искусство войны» ( Arte of Warre ), как в 1503 году при Барлете испанские мечники с баклерами разделались со швейцарскими пикинерами: «Когда началась атака, швейцарцы столь мощно ударили врага пиками, что строй того распался. Но прикрываясь своими баклерами, испанцы проворно бросились на швейцарский строй и начали разить их столь яростно, что учинили великую бойню и завоевали полную победу» (Макиавелли, стр. 66). По описанию того же Макиавелли, в битве при Равенне в 1512 году испанцы обрушились на германский строй, «ринувшись на пики или бросаясь наземь, проскальзывая под остриями и добираясь до ног пикинеров». Испанцы «настолько хорошо работали своими мечами, что никто из врагов не выжил бы, не подоспей им на помощь отряд французской кавалерии» (Макиавелли, стр. 70). Эта битва была «одной из многих битв первой четверти шестнадцатого века, в ходе которых меч и баклер более чем явно показали свое превосходство над пикой» (Оман, стр. 110). В 1618 году в Нидерландах Адам фон Брик написал работу, опубликованную в 1625 под названием «Марсово поле» ( Mars His Field ), "или упражнения с оружием, в картинах изображающее отличную манеру использования баклера, меча и пики..." 9

Автор Вильбур Прескотт, описывая искусство войны в Испании времен позднего Средневековья, предполагает, что причиной профессионализма испанской пехоты меча и баклера начала 16 века был, как это неудивительно, значительный опыт, накопленный ими в осадных войнах позднего 15 века, в которых много внимания уделялось мастерству ближнего боя с использованием щита (Прескотт, стр. 26).

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование

Вслед за работами Вегетиуса (влиявшими на все Средневековье и Ренессанс), Макиавелли даже советует всем армиям вооружать своих солдат баклеерами и мечами. Их преимущество в войне с использованием пик заключалось в способности подвижных бойцов приблизиться к противнику, вооруженному длинным оружием. В 1583 году итальянский военный писатель Чезаре д'Эволи сказал, что он предпочитал использовать для отражения ударов пик маленький металлический щит (Энгло, стр. 220).

меч и баклер, средневековый рисунок, фреска, фехтование
меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання  

[1] Слово баклер произошло от старофранцузского bocle , которым обозначался выступ (boss) на щите (умбон). Термин boss происходит от французского термина 12-го века boce, или bocle, который в Испании 12-13 века превратился в bloca (Nicolle, Arms and Armor , стр. 549).

[2] Итало-английский словарь Флорио 1611 года переводит слова Brocchiero, Broccoliero как "баклер, тарч, щит". Хотя его обычно и описывали как схожий с баклером, тарч ( targe, targa, adarga ) являлся малым деревянным щитом, покрытым кожей, с металлической или кожаной оковкой. На некоторых также присутствовали металлические штыри или шипы. В отличие от баклеров, тарчи носились на руке подобно другим щитам. Обычно они были плоскими, а не выпуклыми. Елизаветинцы (Elisabethians) ссылаются на технику "меча и тарча" ("Sworde and targat"). Слово "тарч" (targe) очевидно произошло от слова target, означавшего маленькую мишень, крепившуюся на манекенах для стрельбы из лука. Некоторые формы стальных щитов времен Ренессанса часто классифицируются как тарчи или итальянские ронделлы ( rondella ). Несмотря на то, что обычно они ассоциируются с шотландцами, они были в ходу на территории всей Европы. Пик их популярности пришелся на раннее Средневековье, а шотландцы использовали их последними.

[3] Согласно Ливи, латино-английский словарь Т. Томаса 1587 года ( Dictionarium Linguae Latinae et Anglicanae ) определял умбон как "выступ баклера или щита" (Лондон, Р. Бойл). Томас также упоминал термин Parmularius - "изготовитель баклеров или тарчей, или тот кто использует таковой", а а старо-римский пельт ( Pelta ) - как "тарч или баклер в виде половины луны; также квадратный тарч или баклер".

[4] Также считается что превосходство баклера над другими щитами кроется в его "приспосабливаемости". Большие щиты могли быть захвачены и оттянуты в сторону топорами или древковым оружием, после чего хозяин щита оказывался крайне уязвим; меньший по размеру, легкий баклер было гораздо сложнее зацепить, а если такое все же происходило, боец всегда мог от него избавиться.

[5] www.thehaca.com/Manuals/i33/i33.htm

[6] A Government Besieged by Conflict . Доклад сделан Дональдом Кагеем на 13-й ежегодной научной конференции по изучению Средневековья и Ренессанса в Нью-Колледж, Флорида, 16 марта 2002 г .; стр. 34-35.

[7] Michael Mallet. Mercenaries and Their Masters - Warfare in Renaissance Italy . Rowman and Littlefield, Totowa , NJ , 1974, p. 155.

[8] Интересно то, что плащ обернут вокруг руки тем же образом, который стал обычен в 16 веке.

[9] De Wapen-handelinge van schilt, spies, rapiers, en targis. Nae de nieuwe ordere, vanden...prince van Oraignien , Mauritius van Nassauw ... Door Adam van Breen in figuren ... The Hague , Ghedruckt ...door H. Hondius, 1640.

Оружие рыцаря

меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання, бойЭгертон Кастл написал в 1880 году: «История всех старых школ боя сходна в том, что все они возникли в среднем классе общества» (Кастл, стр. 14). Но хотя историки часто ассоциировали технику меча и баклера с обычными пехотинцами, лучниками и конниками, есть прямые доказательства того, что баклер был также орудием рыцарей и использовался в среде высших классов воинского общества Средневековья. Пролог Чосера (Chaucer's Prologue)1386 года, например, говорит в 588 строке о Миллере «с мечом и баклером у бедра» (A swerd and a bocler baar he by his side), но кроме того в строке 122 описывает и молодого рыцаря с тем же вооружением (“by his syde a swerd and a bokeler”).

Средневековые источники указывают на вездесущность круглых баклеров. Рыцарь, вооруженный им, изображен на надгробии середины 13-го века в Малверском аббатстве в Ворчестере, Англия. На картинке из манускрипта, изображающей рыцарей, сражающихся пешими на мосту в Сейне в 1346 году, передний боец вооружен мечом и шипастым металлическим баклером; на аналогичном изображении из Национальной библиотеки Парижа то же оружие использует пеший рыцарь в битве св. Омерлата в начале 14 века (но ни на одном из изображений нет щитов большего размера). Красочный манускрипт из Национальной библиотеки Парижа изображает рыцарей, убивающих крестьян во время восстания 1358 года во Франции, при этом некоторые из них вооружены баклерами и мечами. В кафедральном соборе Пистойи, Италия, на серебряном алтаре 1376 года изображен рыцарь в доспехах того времени с мечом и баклером (Эдж, стр. 75)

На рисунке «Воскрешение» с тржебонского алтаря (1385-90 гг, Национальная галерея, Прага), изображена фигура рыцаря в кольчуге и частично в пластинчатом доспехе, сидящего позади распятого Христа. Решетка его бацинета откинута, на поясе – рондель (кинжал с дисками, он же – шайбендольх), в одной руке – длинный рубящий меч в ножнах, а в другой – круглый баклер с двенадцатью сторонами и необычно большим вытянутым умбоном. В музее Боймана-ван Бенингена в Роттердаме картина «Три Марии у гроба» ( 1440 г .) изображает сидящего бойца в пластинчатом доспехе, в одной руке его – копье, рядом лежат шлем, баклер и фальшион. Также в одном из изданий хроники Фруассара ( 1472 г ., MS 722/1196, fol.110v и MS 873/501 fol.292v в музее Конде, Шантилли, Франция) можно обнаружить несколько изображений бойцов в доспехах, которые сражаются баклерами, мечами и фальшионами. На картине 15 века, изображающей купца, занимающегося зарядкой, также нарисован человек, сидящий на лавке у стола и готовящийся защищать себя от другого человека, нападающего на него с ронделем. В левой руке у сидящего - его собственный кинжал, а в правой – баклер (MS 297/1338.f.91v музей Конде).

меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання
меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання, бой

 

меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання, бой

Один из кодексов 13-го века изображает молодых людей, фехтующих мечами и баклерами под восхищенными взорами двух знатных дам. Рисунок (14 век) захвата рыцаря Гая де Гревиля в замке д'Эвро во Франции изображает его победителя несущим копье, при этом на бедре у него находятся меч и баклер. В английском псалтыре середины 14-го века на рисунке, показывающем битву Давида с Голиафом Голиаф предстает в виде рыцаря в пластинчатых доспехах того времени с мечом и баклером.

На реалистичном рисунке того же века изображен король Генрих V, встречающийся со своими рыцарями, облаченными в хорошие доспехи, на бедрах рыцарей висят широкие мечи, на рукоятях которых – небольшие баклеры с шипами (Британская библиотека, Library MS Cotton Julius E IV).Аналогичный рисунок (Франция, 15 век) битвы при Креси ( 1348 г .) изображает пеших рацарей в доспехах и с баклерами, сражающихся мечами и фальшионами. На картинке из красочного манускрипта 1469 года работы фламандского художника Льевена фон Латема с крылатый св. Михаил, борющийся с крылатыми демонами, также облачен в доспехи и сражается коротким колющим мечом и маленьким железным баклером с кулачным хватом.

Еще в одном манускрипте работы неизвестного автора из Апокалипсиса Дайсона Перринса 1255 г . (музей Дж. П. Х. Гетти, MS. Ludwig III 1, fol. 20V) на картинке боя между ангелом и драконом крылатый серафим вооружен коротким мечом и маленьким золотым баклером.

меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання
меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання, крила, крилля меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання, черт, чорт

Наряду с длинным мечом, который использовался в пешем бою, конные рыцари часто изображались с короткими мечами и даже луками (хотя ни на этом, ни на других подобных изображениях щитов не видно). Даже сам св. Георгий на рисунках 15 и 16 веков показан в образе крылатого ангела в золотых доспехах с мечом и баклером или в виде рыцаря в пластинчатом доспехе опять же с мечом и баклером. На картине Судного дня 1452 года работы Петруса Критуса (в Gemaldegaleie, Staatlide museen, Берлин) архангел Гавриил в полном доспехе, вооруженный мечом и баклером, бьется с демонами.

меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання, дракон, змей меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання

Красочное изображение тренировок германских рыцарей (сер. 15 в.), включает в себя борьбу, битву на шестах, поднятие камней и фехтование мечом и баклером. В Der Freydal (1500) император Максимиллиан I изображен фехтующим даже в полной броне. Triumphzug Максимиллиана I также изображает стражников в его процессии вооруженными баклерами и длинными мечами.

меч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтваннямеч і баклер, средньовічний малюнок, фреска, фехтвання

Даже в 16 веке меч и баклер используются рыцарями также часто, как и обычными солдатами. Например на ацтекском изображении Кортеса и его рыцарей при осаде Теночтитлана в 1520 году они облачены в полный доспех, и некоторые из них вооружены баклерами и мечами. Знаменитый судебный поединок между придворными Жарнаком и Чатстайжнери также проводился на мечах и баклерах.


Вернуться назад
Top.Mail.Ru