загрузка...
Войти
  1. Facebook
  1. »
  2. »
  3. »
  4. Археологи определили «домашние адреса» итальянских строителей владимирского храма XII века
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Археологи определили «домашние адреса» итальянских строителей владимирского храма XII века

Активный участник
  1. Офлайн
  2. Главные редакторы
  3. 325 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 19:43, 17.01.2019
Владимир Валентинович Седов Главный научный сотрудник ИА РАН, член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения, профессор. Пруф

Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбово (Владимирская область) — собранные во время этих работ данные и результаты раскопок в предыдущие годы позволили дополнить существующие представления об одном из важнейших храмов Руси и определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его.

«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи», — говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.

Экспедиция под его руководством исследует храмовый комплекс в Боголюбово с 2015 года. Результаты работы в предыдущие годы были опубликованы во II части 249 выпуска «Кратких сообщений Института археологии».

Цитата:Андрей Юрьевич Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С именем князя Андрея Боголюбского также связана история величайшей святыни – Владимирской иконы Божьей Матери, которую князь Андрей принес из Киева во Владимир.

По преданию, во время путешествия князя с чудотворной иконой произошло чудо - лошади встали, и их нельзя было сдвинуть. Князь Андрей Юрьевич начал молиться, и ему явилась Богородица, повелевшая оставить ее образ во Владимире. На месте чуда явления Богородицы князь Андрей основал город, который впоследствии стал его резиденцией и получил название Боголюбово, а сам князь - прозвище Боголюбский.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя Андрея Юрьевича в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. Белокаменная стена ограждала не только церковный и дворцовый ансамбль, но и весь город.

Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. В Ипатьевской летописи говорится не только о убийстве князя, но также описывается место, где он был убит: убийцы князя увидели его «за столпом всходным», то есть за лестничной башней.

Лестничная башня и переход на хоры стала лучше всего сохранившейся частью памятника - как полагают ученые, благодаря тому, что считалась местом, хранившим память о мученической кончине князя, который был канонизирован в 1702 году.

Судьба остальных частей храмового комплекса сложилась менее удачно: храм обрушился в 1722 году, и позже был заменен схожей по размерам, но довольно скромной по архитектуре барочной церковью. Сама лестничная башня также была надстроена в середине XVII века кирпичной колокольней с шатровым верхом.

Лестничная башня и переход к церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Раскоп вдоль западного фасада собора XII века, расположенный внутри западного притвора XIX века. Боголюбово. Северный портал церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Полуколонны, дополненные малыми колоннами.

В 1930-1950 годах археолог Николай Николаевич Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы с юга и запада, а также обнаружил основания столбов в южной части внутри храма и основание продолжения северного перехода, южного перехода, водосвятной чаши, а также башни или дворцового сооружения на южном склоне холма. Выяснилось, что нижние ряды белокаменной кладки из хорошо отесанных каменных блоков украшены профилированным цоколем, на выступающих частях которого стоят основания круглых колонок, украшавших фасад. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма.

Ученый составил аксонометрический план, описал внешний вид основания углов лестничной башни и основания стен башни: он впервые отметил, что базы колонн имеют сложный рисунок и предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, основания были по-прежнему скрыты толстым слоем земли, и свидетельством того, что когда-то у храма были развитые основания, стал лишь сделанный ученым чертеж. На сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытым музеефицированном раскопе в западной части собора.

В 2015 году сотрудники Института археологии раскопали ранее неизвестные части постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба.

Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый, на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.
База с «когтями» (или «листьями»), Кафедральный собор в Граведоне (Ломбардия, Италия) База с «когтями» (или «листьями») западного фасада церкви Рождества Богородицы (Боголюбово)

На первый «адрес» мастеров, работавших на строительстве храма, указали угловые колонны храма, поставленные по диагонали: подобные колонны есть в соборах Северной Италии: например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья, Италия, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия).

Второй «адрес» мастеров дали полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии.

Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии – Ломбардии и Эмилии-Романья. Сопоставление с другими памятниками белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси приводит к заключению, что Боголюбово строили две группы резчиков: первая группа - старых мастеров князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, и вторая - мастера из Северной Италии, которые принесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.
Кафедральный собор в Ферраре (Эмилия-Романья, Италия). Лестничная башня церкви Рождества Богородицы в Боголюбове.

Раскопки 2018 года помогли представить более точно очертания древнего храма. Археологи открыли ранее не изучавшиеся участки на северо-восточном углу собора и в северной части центральной абсиды тройного алтаря и обнаружили новые детали, указывающие на сложную архитектуру комплекса. Ученые обнаружили резной цоколь и мощную угловую колонну со скругленной «подушкой» базы, украшенной романскими «когтями» в переходе от северного фасада к боковому полукружию алтаря. В результате возникает целая «мелодия» белокаменных частей, объединенных общим стилем. В центральной части алтаря храма была открыта другая «мелодия», ранее известная только по фотографиям Н.Н. Воронина: резной цоколь, который перебивают основания тонких колонок.
Также археологи расчистили пространство перед стеной вровень с основаниями колонок и обнаружили мощение из блоков белого камня - часть площади, окружавшей собор. Возможно, оно сохранилось на всей площади, окружавшей собор, но, как отмечают ученые, без дальнейших раскопок выяснить это невозможно. Сейчас, по словам исследователей, не представляется возможным определить, какими были декоративные особенности древнего храма. Ученые не исключают, что обширные площадные раскопки позволят обнаружить не известные ранее конструкции вблизи храма, новые фрагменты его резного белокаменного декора и другие элементы, по которым можно будет говорить об особенностях архитектуры древнего Боголюбовского дворцово-храмового комплекса.
Раскоп центральной части алтаря снаружи и фрагменты мощения площади перед церковью Рождества Богородицы, Боголюбово. Раскоп северо-восточного угла церкви Рождества Богородицы, Боголюбово.

«По окончании работ шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы бо́льшого масштаба, требующие административной и финансовой поддержки», - отметил Владимир Седов.


------------------------------------------
Grzegorz Sermanowicz - tel. +48 603 899 350
загрузка...
Активный участник
  1. Офлайн
  2. Главные редакторы
  3. 325 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 2 отправлено 20:23, 17.01.2019
Алексей Алексеевич Гиппиус, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Савва Михайлович Михеев, кандидат исторических наук &u=69c6481f5f46971ce0e875a31&id=681b5441e2]Пресс-релиз Института археологии РАН
Найден список убийц князя Андрея Боголюбского


При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись 12 века — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше.

Уникальная надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами - профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.

«Надпись по своей ценности войдет в десятку самых важных древнерусских надписей. Это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества, фиксирующий акт церковного проклятия убийцам владимирского князя», — говорит Алексей Гиппиус.

По его словам, и эту надпись, и другие чуть было не уничтожили во время реставрации. Их спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника Александры Андреевой, Елены Шадунц и их владимирского коллеги Ивана Селезнева, настоявших на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Реставрационные работы на внешних стенах собора, построенного в 1157 году, были начаты летом 2015 года. Тогда же были открыты первые надписи. Одна из них, сделанная в шесть строк на западном фасаде храма, сообщает от смерти некоей Варвары, известной своим попечением о вдовах («много вдовиц … приучивши милостынею»).

«Следы большого текста, процарапанного на южной абсиде, были найдены уже осенью, в ходе нашей поездки в Переславль, — рассказывает Савва Михеев. — Надпись была покрыта слоями грязи и краски и нуждалась в реставрации. Благодаря энергичной поддержке со стороны директора Института археологии РАН Николая Макарова ее удалось провести очень оперативно. Уже через десять дней надпись была тщательно расчищена от наслоений новгородским реставратором Татьяной Федоренко. В результате был найден уникальный текст, касающийся событий 800-летней давности — убийства владимирского князя Андрея Боголюбского».

Князь Андрей, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, после смерти отца в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С его именем также связана история величайшей святыни – Владимирской иконы Божьей Матери, которую именно князь Андрей принес из Киева во Владимир. Андрей Боголюбский совершил два успешных похода на Волжскую Булгарию. После одного из них он был убит заговорщиками из числа его приближенных. Заговор возник, якобы, после того, как по решению князя был казнен брат его жены. Остальные братья во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя (всего же «неверных убийц было 20», сообщает Ипатьевская летопись) в ночь на 29 июня 1175 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове.

В ответ на вопрос князя, кто хочет его видеть, они назвали имя его любимого слуги Прокопия, но Андрей не поверил им и бросился за мечом. Заговорщики выломали дверь, и убили безоружного князя – его меч заранее забрал из его покоев один из заговорщиков, княжеский ключник по имени Амбал. После убийства началась смута, которой положил конец младший брат Андрея Боголюбского – Всеволод Большое Гнездо, по приказу которого убийцы были казнены.

Надпись об убийстве находится ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый – краткое сообщение об убийстве.
Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского Прорись левого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского

В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука». Дальше текст не читается. По словам Алексея Гиппиуса, фраза «овому (то есть князю) вѣчная память, а симъ (заговорщикам) вѣчнаѧ мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни заговорщиков.
В левом столбце – список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи – это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество – Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание "Анбал") и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова «стырь» (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Окончание столбца пока остается не прочитанным.

о словам Гиппиуса, в отличие от современных граффити, древнерусские надписи на стенах храмов могли носить совершенно официальный характер.

«Таким образом могли оформляться и официальные акты, самый известный пример - надпись о покупки земли Бояна вдовой князя Всеволода на стене Софийского собора в Киеве. В той же Софии Киевской имеется ряд записей летописного характера, в частности, знаменитое граффито о смерти Ярослава Мудрого. Но и на этом фоне Переславльский текст уникален своей композицией – тут и сообщение об убийстве, и список, и проклятие, – говорит исследователь. – Важно и другое: сделанная по горячим следам событий, Переславльская надпись представляет собой древнейший относительно точно датируемый памятник письменности Северо-Восточной Руси. До сих пор таковым считалась рукопись Жития св. Нифонта, написанная в Ростове в 1219 году».

Вопрос еще в том, в том, почему эта надпись находится в Переславле, ведь Андрей был убит в Боголюбове, а столица княжества – Владимир.

«Похоже, что это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов. Конечно, неслучайно расположение его на таком стратегически важном месте, как алтарная абсида. Теоретически, можно было бы поискать такие надписи на других храмах княжества», – считает Гиппиус.

Академик Николай Макаров, директор Института археологии РАН, сотрудники которого также занимаются исследованием собора, отметил, что открытие надписи об убийстве Андрея Боголюбского имеет «исключительное значение для изучения политической истории средневековой Руси».

«Убийство князя – одно из самых драматических и загадочных событий второй половины 12 века. Можно полагать, что это событие - следствие острых конфликтов среди политической элиты Владимиро-Суздальской земли, превратившейся в годы княжения Андрея в один из доминирующих политических центров Руси. Однако подробности этих конфликтов, которые часто интерпретируют как столкновение княжеской власти и боярства, нам неизвестны. Возможность получить новые данные о событиях 1174 г., известных нам по летописному рассказу, - совершенно неожиданная удача», - отметил Макаров.


------------------------------------------
Grzegorz Sermanowicz - tel. +48 603 899 350
загрузка...
 
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.

Последние темы

  1. Тыльник?
    Автор: sss1 15:13, 29.08.2022
  2. Находки ударно-дробящего и рубящего...
    Автор: sss1 15:05, 29.08.2022
  3. Матрица
    Автор: Godzilla 11:04, 25.07.2022
  4. Скифы
    Автор: Феодосий 11:09, 23.02.2022
  5. Не дорогие украшения античности
    Автор: SHARIK 22:13, 21.02.2022

Изменения статуса

  1. профиль Вжух! - и новый форум 02:26, 30.03.2017