Романский меч 11-13 вв. Нерусское Русское оружие. |
Меч Боевой топор Сабля Нож Копье Палица, булава, шестопер Кистень Заключение
|
Меч
Далеко не случайно наш рассказ о контактном оружии древних Славян начинается именно с этого великолепного оружия. Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. Договор с греками: «А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы» (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.) Меч – оружие священное. К нему относились как к человеку, считали одушевленным. Уникальные мечи носили имена (вспомним меч короля Артура – Экскалибур, или точнее – Каледвух: Экскалибур – это искажение названия «Калибурн», которое является искажением «Каледвуха», причем эти имена были еще и магическими заклинаниями. В Скандинавии, мечи часто носили имена типа «Пламя Одина», «Пес Шлемов», «Огонь Щитов»,- эти имена выписывались древними мастерами в верхней трети клинка. Нет сомнений, что Русь не уступала в этом своим северо-западным соседям: например под Брестом найден наконечник копья, на котором по стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки – свастика и солярные символы и руническая надпись «Tilariths» - «Нападающий» (Руника – общее название древне-скандинавской и древне-славянской письменности: название было одно, но ряды символов – разные). Мечами клялись в важном споре, с ними разговаривали. Вот как описывает это датская баллада «Меч-мститель»:
Педер стоит в углу двора, Ему с мечем говорить пора. Меч мой, славу свою обнови Хочешь ли ты искупаться в крови? Ты за меня, мой меч постой, Нет у меня родни другой. (Пер. Ивановского, цит. по «Скандинавская баллада», Л, 1978г.) |
На меч полностью переходили все магические свойства относительно нового для человечества материала – металла. Кузнец, производя меч, сопровождал работу магическими заклинаниями, обрядами. Когда кузнец работал, он уподоблял себя Богу-творцу Сварогу, чувствовал себя участвующим в сотворении мира. Понятно, что меч, родившийся в руках у кузнеца, обладал огромными магическими свойствами. Между мечом и хозяином возникала прочная магическая связь. Нельзя было сказать точно, кто кем владел. Стоит упомянуть и о том, что во многих языках слово «меч» - женского рода, встречаются имена мечей женского рода (например, меч рыцаря Роланда звали «Жуайез» - «Радостная»), так что меч мог быть как верным другом, так и любимой подругой… Далеко не всегда меч покупали на рынке: самые лучшие мечи доставались не просто за горсть золота, далеко не каждому человеку. Такие мечи сами выбирают себе хозяина: чтобы ими завладеть, герой должен совершить подвиг, отобрать меч в бою. Яркий пример – известный всем Меч-Кладенец, спрятанный под тяжелым камнем: не каждый сможет откинуть сей камень и достать великолепное оружие. Мечи призывались славянами также для решения сложных споров: их использовали на поединках, и на суде.
Стоит сказать пару слов и о применении меча в бою. Родился меч как оружие чисто наступательное: воины прорубали мечами себе дорогу к цели. Причем заметьте: именно прорубали, ведь меч по началу до 11в. - чисто рубящее оружие. Часто даже конец меча делали закругленным. Кололи им, как шпагой в экстренных случаях: или когда воин доходил до состояния аффекта (становился «берсеркером») или когда уколоть врага – единственная возможность его уязвить (как, например, защищенного панцирем рыцаря-крестоносца). Вообще, меч, разрабатываясь как чисто наступательное оружие, не предполагал функций защиты, поэтому на первых порах у него не было даже «огнива»-перекрестия на рукояти: мечом удары не парировали. Ввиду этого, в VII-X веках у меча развивается это самое перекрестие, или как называли его на Руси, «огниво», а с мечом неразрывно сопутствует щит. Древнерусский меч - оружие рубящее: "да не ущитятся щиты своими и да посечении будуть мечи своими" (Не защитятся щитами своими и будут посечены мечами) или "посекоша мечем нещадно". Но некоторые выражения летописи, правда более поздние, позволяют предполагать, что меч применялся иногда и для закалывания: "призвавшие ко оконцю пронзут и мечем".Обычная Длина меча Х в. была около 80-90 CM, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.
Меч был оружием, прежде всего доблестных воинов, бояр и князей: далеко не всякий воин обладал мечом: кроме высочайшей цены, техника владения мечом очень сложна и не каждому она давалась легко.
Меч - основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. договор с греками: "А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы" (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.) Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в. Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.
Разделяют многие классы с подклассами мечей, однако основной критерий размеров и строения раннесредневекового меча в его рукояти: тогда бытовали одноручные (самые короткие), полутороручные, которые сильный человек держал одной рукой, но никто не запрещал взять его в две руки и Богатырские двуручные мечи. В зависимости от окружающей обстановки мечи становились из века в век то короче, то длинней. В XI-XII веках, в связи с тем, что битвы велись в плотном строю, мечи укорачиваются в среднем до 86 см. и становятся легче, меньше 1 кг., однако в XII-XIII веках, ввиду усиления доспеха, меч становится массивнее: клинок вытягивается до 120 см. и утяжеляется до 2 кг.
Известный российский ученый Д.Н.Анучин писал: "Из всех видов вооружения, меч, как оружие наступательное, безусловно, играл в древности наиболее значимую роль. Это было привилегированное оружие свободного воина, самое дорогое, такое, которое больше всего им ценилось и, по существу, именно оно решало исход сражения". Пройдя долгий путь эволюции, меч в IX - XIII вв. в Киевской Руси, был широко распространен, хотя для простых горожан и крестьян был слишком дорог и потому, малодоступен.
Мечи IX - X вв. в литературе по оружиеведению обычно называют каролингскими, XI - XIII вв. - романскими или капётингскими. Образцы мечей европейских типов попали на Русь с варягами - в те времена распространение того или иного оружия в среде европейских феодалов отличалось необыкновенной быстротой. На Руси использовались мечи практически всех типов, известных тогда в Европе, и в этом она не уступала главным европейским странам. В то же время, уже в;Х в. на Руси были хорошо известны восточные мечи, распространенные с VII в. у арабов и персов не менее, чем схожие с ними по форме каролингские в Западной Европе.
Однако, уже в X в. русы были знакомы с булатом и сами изготовляли мечи. Многие мусульманские авторы описывали мечи русов, называя их страшным оружием. Они утверждали, что русы постоянно носят мечи при себе, видят в них средство к существованию, единоборствуют ими на суде, везут их на восточные базары. Ибн~Даста писал: "Если у кого-либо из них рождается сын, то он берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: "Не оставляю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь лишь то, что добудешь себе этим мечом".
Мечи часто изображали на миниатюрах древнерусские летописцы. Прослеживается закономерность: чем древнее изображаемые события, тем чаще изображены мечи. На территории Киевской Руси найдено более 100 каролингских мечей и 75 романских. По сравнению с другими видами вооружения меч - не самая частая находка в захоронениях.
Каролингский меч 9-10 вв. На примере реконструкция меча с надписью "Лодота Коваль" | Меч Довмонта Псковского |
Оружие князей и прославленных героев старались сохранить и считали символом непобедимости. Мемориальное оружие окружалось особенным уважением, как, например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, хранившиеся в Троицком соборе, или меч князя Бориса, который висел в спальне Андрея Боголюбского и позже хранился в одной из церквей Владимира. Меч Довмонта имеет длину 120 см и массу 2 кг и предназначен скорее для прокалывания тяжелых доспехов чем для рубки.
Конструктивно меч состоял из широкого, обоюдоострого, достаточно тяжелого клинка и короткой рукояти (черена, крыжа). Части рукояти назывались яблоко, черен и огниво (гард или дужка крыжа). Каждая плоская сторона полосы называлась голомень или голомля, а острие — лезвием. На голоменях почти всегда делали одну широкую или несколько узких желобчатых выемок. Первая называлась долом, а остальные — долинами, В просторечии, долы клинкового оружия часто называли "желобками для отекания крови", "кровостоками". Однако, это неверно. Их появление было большим шагом вперед в клинковой технике, они уменьшали вес клинка. Благодаря долу, полоса могла еще более удлиняться, не перегружая руку избыточным весом. Иногда, дол был декоративным. Острие меча, который не был рассчитан на колющий удар, как правило, было тупым, а иногда, даже просто закруглялось. Позже, когда меч приобрел еще и колющую функцию, его острие затачивалось.
Изготовление мечей было одной из наиболее сложных отраслей металлообработки. Каждую операцию по заготовке металла, вытягиванию полосы, полировке, закалке, заточке, насадке рукояти, изготовлению ножен производил отдельный человек. Клинок последовательно переходил от кузнеца-сварщика, который обковывал полосу меча, к закальщику, потом к шлифовальщику, оттуда возвращался к закальщику для перезакалки и отпускания, потом шел к полировщику и, наконец, попадал к монтажнику, который делал рукоятку и набор. Отдельно работали связанные с монтажником мастера ножен и ювелиры, украшавшие меч.
Мечи разных конструкций и разнообразных технологий говорят о разных школах и этапах развития клинкового дела в Киевской Руси и Европе в целом.
Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей. Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области). На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления.
Если вы полагаете, что меч – это просто грубая заточенная железка, вы глубоко заблуждаетесь. В те времена существовали различные способы сварки железа и стали таким образом, чтобы конечный продукт обладал воистину потрясающими свойствами. Конечно, самым простым было изготовление цельнометаллического меча, однако такой годился только крестьянам и для обучения ратному делу. Следующими по уровню были мечи, сваренные из 2-6 полос железа и стали: на железную болванку наваривалось стальное лезвие. Такой клинок был уже годен для молодого воина-отрока или для крестьянина на военной службе.
Однако у настоящего военного мужа был совсем другой меч. Все знают слово булат. Что это такое? Слово это пошло от древнего царства Пулуади (территория современных Турции, Армении, Грузии и Ирана), где делали лучшую по тем временам в мире сталь.
Отсюда пошло персидское слово «пулуад» и арабское "Аль фулад" - сталь, на Руси оно и превратилось в булат. Вообще, сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном углеродом. Но булат – это не просто сталь: булатные мечи способны были рубить много лет, практически не тупясь, железо и сталь, не гнуться, но и не ломаться. Все объясняется неоднородным содержанием одного процента углерода в булате. Древние кузнецы достигали этого путем охлаждения железного расплава с графитом – природным источником углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению и на его поверхности появлялись характерные узоры-разводы: волнистые извивающиеся темные полоски на более светлом фоне. Фон этот получался темно-серым, золотисто - или красновато-бурым, черным. Черный булат считался более хрупким, опытные воины предпочитали золотистый оттенок клинка.
Булат также был различным по качеству. Различали его по виду узора. Крупный узор – признак хорошего качества, с полосками в 10-12 мм, средним считался булат с узором 4-6 мм. и уж совсем простеньким был булат с тоненьким узором с толщиной линии в 1-2 мм.
Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл.
Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.
Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия - сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.
Если сравнить технологические схемы производства клинков мечей и, например, кос, то обнаружится очень много общего: та же многослойная сварка или наварка стального лезвия, выточка дола и термическая обработка, та же большая длина и малая толщина полотна клинка меча и лезвия косы. Различие только в том, что у косы наваривали одно лезвие, а у меча два.
Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни. "Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом.-Лег.), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен".
Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных ("из шапуркана") лезвий на железную ("из нормохана") основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о превосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников. При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова, случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.
Но как всегда было одно «но»: булатные мечи боялись северных морозов: сталь становилась хрупкой и легко ломалась. Но кузнецы нашли выход и из этой ситуации. На Руси производили «сварочный» булат. Такой булат назывался «дамаск». Чтобы получить таким способом булат, брали куски проволоки или полосы железа, стали, их поочередно складывали (железо-сталь-железо-сталь и т. д.) и затем много раз проковывали, много раз прокручивали, перекручивали эти полосы, складывали их гармошкой. Словом, чем больше кузнец потратит времени на проковку металла, тем лучше получится клинок. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы - будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки. Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.
Также различался булат и по характеру рисунка: если рисунок прямой («полосатый») – это плохой булат, если среди линий попадались изогнутые – это уже неплохой булат («струйчатый»), дорого ценился «волнистый» узор, очень высоко ценился «сетчатый» узор, а если среди узоров наблюдался орнамент, видны были фигуры человека или животных – такому булату не было цены. Естественно, что хороший булатный меч стоил очень и очень дорого – покупали его за равное весу меча количество золота (1,5-2 кг. - это для крайне редких эксклюзивных изделий), поэтому на рынке было много якобы булатных мечей, однако на самом деле поддельных – они только сверху покрывались тонким слоем булатной стали, а внутри было железо. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали: сперва-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл, также как уже сказано выше, испытывали на упругость. Сами мастера тоже заботились о своем авторитете и у каждого хорошего кузнеца было сове клеймо, гарантирующее качество меча.
Отдельного разговора заслуживает рукоять меча. Тогда рукоять была не просто «ручкой для держания оружия», а произведением искусства. На добрых мечах были красивейшие ручки с растительным узором, повторяющими форму Мирового Древа. Непременным атрибутом рукояти славянского меча было так называемое «яблоко» - набалдашник на конце оной. Он там не просто для красоты: он выступает в качестве балансира: чтобы приблизить центр тяжести оружия к рукояти – таким оружием работать гораздо удобнее, нежели оружием без противовеса.
Меч носился в ножнах. Бронзовые и серебряные наконечники и другие украшения ножен иногда обнаруживаются среди археологического материала. В летописи встречаются выражения "обнажи меч свой" и т. п. Ножны делали из дерева, обтянутого сверху кожей, по краям делались металлические накладки. При помощи двух колец, возле устья ножен меч подвешивался, иногда, у пояса, а чаще к перевязи, которая надевалась через левое плечо. Меч и в погребении лежал рядом с человеком. В погребениях их находят начиная с IX века – до того меч считался собственностью рода и в погребения не клался. Интересно то, что когда хозяин меча умирал и меч хоронили вместе с ним, меч пытались «убить» (ведь он был живым существом!) – погнуть, поломать.
Тактико-технические характеристики мечей отличаются в зависимости от времени и места их изготовления, их типа. Часто они зависели от индивидуальных вкусов покупателей, а также их физических данных. Так, если длина меча старшего взрослого дружинника, погребенного в черниговском кургане Черная Могила - 105 см, то длина меча его напарника-юноши - 82 см. Средняя длина древнерусских мечей 80 - 105 см, ширина клинка 4 - б см, толщина средней части лезвия 2,5 - б мм, вес 1 - 1.5 кг. Ценность меча была велика. Если копье и щит оценивались по 2 солида, то меч и шлем - в 6 солидов. Эта цена соответствовала цене 6 быков, 12 коров, 3 жеребцов или 4 кобыл. Меч на Руси всегда был предметом оружейного бизнеса. Древнерусские торговцы покупали и продавали как свои, так и иностранные изделия. Интересно сообщение восточных писателей о том, что из Артании (так они называли Русь) привозили удивительные мечи, которые можно было согнуть пополам, после чего клинок возвращался к первоначальной форме. Однако, это, конечно же, преувеличение. Ни на Западе, ни на Востоке в то время подобного оружия не было.
Боевой топор
Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор – чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе – предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина, тогда как у Богатыря из былины обязательный спутник – верный конь (по этой же причине у многих Богатырей в былинах – вместо меча имеется сабля). Пешие же воины почитали и любили топор, тем более с ним связан культ великого Бога войны (см. в разделе «Воин в Славянском мире»). Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.
Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. Например, существует множество картин, где в руках Славянина или Викинга имеется огромнейший топор, с длиной лезвия чуть ли ни в локоть воина. Это заблуждение, гиперболизация художников. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, скандинавы славянам подарили широколезвийный топор, причем секирой в те времена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.
еще фото |
больше фотографий |
|
Большая рабочая секира. В английской терминологии "Бродакс" (Broad axe), то есть "широкий топор" | Боевые топорки: чекан и бородатый | Двуручный датский боевой топор Брейдокс (Breidox), он же боевая секира, пример |
Мы привыкли видеть в кино и на картинах в руках у полудикого воина огромный топор на коротеньком топорище – все как раз наоборот. Топорище иногда превышало метр в длину, тогда как лезвие топора имело в длину 17-18 см. и весило в среднем, 200-450 г., тогда как вес крестьянской секиры (топора) – 600-800 г. Такие топоры распространились по всей Северной Европе на рубеже X и XI веков. Еще один интересный вид топоров – с прямой верхней гранью и лезвием, оттянутым вниз. Такие топоры распространились в Норвегии, Швеции и Финляндии в VII-VIII веках. На Руси и в Финляндии они появляются в X-XII веках и находят здесь большую популярность: такой топор не только рубил, но и резал.
Итак, боевой топор к XI веку насчитывается несколько основных разновидностей:
бородатый топор (skeggox у скандинавов) – его легко узнать по лезвию со скошенной вниз "бородой", вес топорика 300-400 грамм + древко.
клевцы – топоры с треугольным лезвием, отдаленно напоминающим кинжал, нередко с ребристой поверхностью. Нанесенные ими раны практически не заживали;
чеканы – некое подобие кирки, топоры с узким вытянутым лезвием, предназначенные для пробивания доспехов за счет малой площади ударной поверхности, с 14 века узкий конец делают тупым и чекан становится боевым молоточком;
секиры (близка по применению с алебардой, у скандинавов Breidox) – топоры с широким лезвием, насаженные на рукоятку длиной до 1.8 метра. Нередко имела еще и мечевидное навершие. В Европе подобное именовалось "poleaxe" или "bardishe", не исключено, что именно наличие наконечника внизу на древке отличало ее от рабоче-крестьянской секиры. Антиквары часто продают большие рабочие секиры-топоры, называя их "Богатырский топор" или "Алебарда". Позднее, в – XVI-XVII веках, алебарда превращается в бердыш, стрелецкое оружие. Название происходит, вероятно, от немецкого слова "barda” (варианты: "brada”\ "barta"\"helmbarte") в значении «широколезвийный топор» – кстати, лишний довод в пользу названия «алебарда».
Применялись боевые топоры преимущественно на севере, в лесной зоне, где не могла развернуться конница. Кстати, боевые топоры применялись и всадниками – даже маленький топорик на метровом древке обладает большой пробивной силой. Носили топоры за поясом, в специальных чехлах из кожи, либо пристегивали к седлу.
Топорики клевцы и чеканы являлись традиционным оружием кочевников, но с XI века, после победы над Хазарским каганатом и развитием кавалерии в Киевской Руси маленькие но весьма убойные топорики стали применять и наши предки.
Техника работы боевыми топорами разнилась для отдельных видов. По официальной бойцовой классификации это оружие относится к полуторному, т.е. топоры держались как одной, так и двумя руками, все зависело от размеров обуха, топорища и силы воина. Широколезвийные топоры наподобие алебарды имели длинную рукоять и являлись строго двуручными, поскольку весили прилично. На конце рукояти нередко делался набалдашник, предназначенный для лучшего удержания в руке.
Никому из воинов и в голову бы не пришло валить боевым топором деревья или колоть дрова, как это изображают в художественных фильмах и литературе. Авторы явно путают рабочий топор (здесь опять вмешивается путаница в терминологии, т.к. инструмент дровосека нередко звался секирой) с боевым. У топора, предназначенного для боя, форма лезвия претерпела значительные изменения (конечно, не до имитации крыльев летучей мыши, вычурность – привилегия парадных регалий) и для обыденной работы не годилась.
Чисто национальный же тип топора - как бы с бородой. Он идеально подходит для боя и сочетает в себе все лучшие качества оружия. Его лезвие изогнуто к низу (поэтому он мог еще и резать), причем наклон лезвия таков, что КПД удара стремится к единице: вся сила, приложенная воином, идет именно на удар и концентрируется в его верхней части, что давало удару огромную силу. По бокам обуха помещались «щековицы», тыльная часть укреплялась «мысиками», и те и другие предназначались для наисрочнейшего крепления топора на топорище (деревянной ручке), к тому же они предохраняли его, когда глубоко засевший топор, чтобы вытащить, приходилось раскачивать. Топоры такой формы были как боевыми, так и рабочими. С X века они распространяются на Руси и становятся самым массовым видом топора. Другие народы конечно же, тоже оценили русское изобретение: такие топоры археологи находят по всей Европе (однако эти находки датируются не ранее XI-XI веками, что доказывает именно славянское происхождение такого топора).
Черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии топоров. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень для того, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для топора – для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.
Сабля
На территории Древней Руси сабля появляется в конце IX – начале Х вв. – и кое-где позднее конкурирует с мечом. Этот вид оружия проник в страну вместе с кочевниками, предположительно, хазарами.
Сабля, как и меч, относится к длинноклинковому типу. Клинок имеет, как правило, одностороннюю заточку, поскольку это позволяет увеличивать прочность за счет утолщения обуха. От меча сабля отличается, прежде всего, формой рабочей части, к тому же ее можно (теоретически) согнуть под углом в 90 градусов без риска сломать. Поскольку сабельный клинок легче мечевого, то для сохранения прежней силы удара расширяется конец лезвия, причем угол между сторонами, образующими острие, делается с таким расчетом, чтобы лезвие не выкрашивалось, и обычно составляет около 15 градусов. Гибкость клинка также определяется углом лезвия.
Длина сабли – около 90 см, вес – 800-1300 гр. Особенно распространено это оружие было на юге, где основную часть войск составляла конница. Как говорилось выше, меч был крайне неудобен для всадника из-за своей тяжести, лишенного достаточной гибкости клинка и поданного к гарде центра тяжести; возникла необходимость найти замену. Вот тут-то и пригодилась перенятая у кочевников, народов, проводящих полжизни в седле, сабля. Дело в том, что из-за кривизны клинка центр удара сабельного оружия подан к переднему боевому концу, что дает возможность наносить отвесные удары сверху вниз, с оттяжкой, увеличивающей длину и глубину раны. Даже если противник не выходил из строя сразу, то вскоре слабел от потери крови и болевого шока. К тому же достаточно широкий клинок позволяет эффективно блокировать атаки соперника.
Гарда сабли, в отличие от меча, имела круглую форму. Позднее она редуцируется, чтобы не мешать извлечению оружия из ножен, не цепляться за седло, а впоследствии, примерно в XII веке, исчезает совсем.
Рукоять сабли обычно изготовлялась из выделанной кожи в несколько слоев. Поскольку оружие пришло из степи и не признавалось исконно «своим», ему не сопутствовал такой магический ореол, как мечу. Поэтому особым богатством отделки русские сабли, в отличие от восточных, похвастаться не могли. Здесь в первую очередь заботились не о красоте, а об удобстве применения. В частых мелких стычках с отрядами кочевников все решала скорость, терять драгоценные секунды, а с ними и головы из-за того, что отделка рукояти цепляется за все подряд, воины просто не могли.
На Руси бытовали два типа сабельных клинков: хазарско-половецкий и турецкий (ятаганный). Предположительно, синтезом этих типов явился третий – яломань, имевший распространение только в восточных княжествах. Для яломани характерно резкое листовидное расширение переднего боевого конца.
Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее. Хотя и считается, что сабля – типично восточное оружие, однако, с VII по XIV века у арабов и персов преобладал, как и в Европе прямой меч. Саблю любили кочевники – печенеги и хазары. Легкие всадники, вооруженные саблями нанесли немало потерь русским пограничным городам и крепостям. Впервые она появляется в евразийских степях около VII-VIII века. Родина сабли простирается от Венгрии, Чехиморя до Алтая и Южной Сибири. С этой территории сабля и начала распространяться среди соседних племен. В летописях часто встречается противопоставление хазарской сабли Русскому прямому мечу. Однако, на пограничных с кочевниками территориях, воины тоже предпочитали саблю: так как им надо было противостоять всадникам, у конных пограничников сабля пользовалась уважением, потому что для конного воина она очень удобна. Но все же сабля не может теснить прямой меч, за которым стояли многовековые традиции, он был удобен как и пешему, так и конному воину.
Сабли X-XIII веков изогнуты несильно и равномерно – примерно как казачьи шашки конца XIX века. А с 14 века становятся кривее и тяжелее; в начале 18 века вновь выпрямляются. Изготовление сабель принципиально не отличалось от производства мечей. Однако украшений на них было намного меньше. Обусловливается это тем, что меч украшали в магических целях: на них были магические орнаменты и узоры, драгоценные камни в награду за добрую службу в бою. В X-XI длина сабельного клинка составляла около 1 м. при ширине в 3 – 3,7 см, в XII веке он удлинился на 10-17 см. и достигает ширины в 4,5 см. Причиной этому является утяжеление доспеха. Носили саблю, как и меч у пояса. Славяне, перенявшие саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу. По свидетельствам историков, именно Славянские и венгерские мастера изготовили легендарную саблю Карла Великого, ставшую позднее церемониальным символом Римской империи.
Нож
Один из древнейших славянских оружий. Короткоклинковое оружие в древнерусском арсенале было представлено ножами и, позднее, кинжалами. От длинноклинкового этот тип отличается размером рабочей части, не превышающим полуметра, более разнообразными формами клинка; различие же вышеупомянутых видов состояло в форме лезвия, функциональных особенностях и количестве заточенных сторон.
Ножи, по сути дела, были скорее инструментом, нежели оружием. Они имели одностороннюю заточку, хотя для облегчения проникновения при колющих ударах лезвие немного затачивали со стороны обуха, примерно на 5-6 см. Для русских ножей характерен широкий массивный тяжелый клинок, более напоминающий тесак, как правило, предназначенный для рубки. Острие и сам клинок имели преимущественно мечевидную форму.
Носили ножи за поясом. Распространенный в Европе способ ношения за голенищем на Руси не отмечен, вероятно, по той причине, что русские сапоги подгонялись по ноге, и спрятать в них оружие было попросту невозможно. Так что многочисленные русичи – герои художественных произведений, достающие «засапожники», выглядят странновато.
Что касается кинжалов, появление их в XIII веке объясняется усилением защитного доспеха, в частности, появлением пластинчатой брони. Кинжал (от арабского «ханджар» – значение не совсем известно) – «колюще-рубящее холодное оружие с коротким прямым или изогнутым, одно– или двухлезвийным клинком и рукояткой». Так говорит словарь. В это определение следует внести небольшие поправки, касающиеся непосредственно русского кинжала. Он имел в основном двустороннюю заточку и, как правило, предназначался для колющих ударов, его тонкий клинок легко проникал в щель между пластин, нанося глубокие колотые раны. Изогнутые кинжалы применялись на юге и востоке. Помимо рукоятки, имелась также гарда; оружие представляло собой уменьшенный аналог меча. Носили его так же, за поясом, изредка прятали в рукав.
Гарды как ножей, так и кинжалов были преимущественно крестообразными и относительно небольшими по размеру. Держали два вида оружия по-разному: при кинжальном хвате в гарду упирался большой палец, при ножевом – мизинец, что позволяло наносить соответственно колющие и рубящие удары.
Фактически, нож – единственное холодное оружие, применяемое и поныне как в армии, так и в быту, имеющее множество модификаций. Кинжалы трансформировались в бебуты, один из вспомогательных видов холодного оружия, применявшийся пулеметными командами Красной Армии, и штыки-багинеты, перестав существовать как самостоятельный вид. Также нож был незаменимым охотничьим инструментом. Вооруженный добрым луком и хорошим ножом, охотник никого не боялся в лесу, даже медведя. Нож помогал в случае необходимости разделать добычу прямо на месте, в лесу и домой относить по частям.
Копьё
Копье, как и нож – оружие универсальное, военно-охотничье. Древний славянин, вооружившись копьем, в одиночку мог завалит большого медведя. Наконечники копий – частая находка археолога, уступая по числу лишь наконечникам стрел. В летописях практически синонимом боя встречается выражение «изломить копье».
Копье – излюбленное оружие русских ратников и ополченцев – представляло собой насаженный на длинное, 180-220 см, древко, изготовленное из прочной древесины, стальной (булатный) или железный наконечник. Вес наконечника составлял 200-400 граммов, длина – до полуметра. Наконечники домонгольской Руси разделили примерно на семь типов, по форме рабочей части. Древко («древо», «стружие», «оскепище») делалось из таких пород дерева, как береза, дуб, ясень, клен. Диаметром оно было 2,5-3,5 см. Иногда древко оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, могущих не только колоть, но и неплохо рубить. Формы наконечников были разнообразны, но все же преобладали удлиненно-треугольные наконечники. Толщина наконечника доходила до 1 см, а ширина – до пяти см. Оба режущих края при этом затачивались. Изготовлялись как цельностальные наконечники, так и составные: на стальную полосу в центре накладывались две железные пластины – такой наконечник получался самозатачивающимся.
Всадники тоже пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. С IX до XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длинной – 3 м. и формой наконечника. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
1. наконечник 2. втулка 3. перо 4. шейка 5. древко 6. перехват 7. петля для руки 8. наконечник-вток 9. петля для ноги |
Был также интересный вид копий с длиной наконечника от 30 см., весом его же порядка 1 кг. И внутренним диаметром втулки около 5 см. Наконечник по форме напоминает лавровый лист. Ширина его – до 6 см, толщина – 1,5 см. Сие грозное оружие зовется рогатиной. Известно на Руси оно с древнейших времен, но в X веке потеряло свою актуальность, уступив поле боя другим видам вооружения, став скорей оружием охоты. Вспоминается рогатина в XII веке, когда, как уже говорилось, значительное усиление доспеха. Только опытный воин мог хорошо обращаться с рогатиной. Ею он запросто бить хоть рыцаря-крестоносца. Охотники же смело ходили с рогатиной на медведя и кабана. Позднее в XIII веке появляется совня, гибрид ножа и копья. Она представляла собой заостренный с одной стороны клинок характерной ножеобразной формы на древке копья. В Западной Европе подобное оружие называлось "глефа" и использовалось пехотой. Совню «совали» в тело легковооруженному воину, и применялась она русской легкой кавалерией XV-XVI века. А также с давних времен и до почти современности совня служила и рабочим инструментом: лучин настрогать, кору с деревя сдереть и на зверя дикого сходить.
Все эти виды копий не предназначены для метаний. Конечно, встречаются исключения, когда во что бы то ни стало надо отомстить врагу в гуще сражения. Для метания же предназначались специальные легкие копья, именуемые сулицами (опять же, никто не запрещал в исключительных случаях ею и колоть). Слово сулица происходит от глагола «сулить», первоначально имевшего значение «метать». Можно говорить, что сулица – это нечто среднее между копьем и стрелой. Длина древка ее – 1,2-1,5 м. Ввиду того, что сулицы метались и большая их часть терялась после боя, их не украшали также как копья и рогатины. Наконечники тоже в целях экономии, делали не втульчатыми, а черешковыми, причем прикреплялись они сбоку, вбиваясь в дерево крючкообразным концом черешка и приматывались нитью, веревкой, берестой или кожей к древку. Сулицы бывали охотничьими, с более широкими наконечниками, призванные создать большую рану, но не могущие пробить крепкий доспех и воинские, наоборот с узкими, бронебойными наконечниками.
Характерная особенность копий состоит в том, что они не только использовались конницей для борьбы с пешими ратниками, но, в равной степени, применялись и пехотой для сражений с верховыми. Носили копья за спиной, либо просто в руках, нередко их, связанные в пучок, возили за войском. Это не касалось личного оружия, богато отделанного или перешедшего, например, по наследству – только, так сказать, оружия массового производства, простейшего вида.
Помимо этого, следует отметить, что на копьях, немного ниже наконечника, крепились султаны из конского волоса. Предназначались они для впитывания стекающей по древку крови, чтобы не скользили руки. С этой же целью делался небольшой выступ в том же районе. Копейные наконечники на хоругвях зачастую носили чисто декоративный характер.
Палица, булава, шестопер
В этом разделе речь пойдет не столько о смертоносном оружии, сколько о деморализующем. Тот кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, жестоко ошибается. Главной задачей армии было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. Убитых же было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска (что подтверждают летописные источники). Вспомните как говорили о победившем войске: «оно побило тех-то». Не порубило, не посекло, а именно побило! В таких битвах воины не кромсали друг друга как капусту, а всего лишь выводили их из строя: ранили, калечили, оглушали. Для этого идеально подходит оружие этой группы. Несмотря на то, что оно не наносит кровавых ран, оно может оглушить противника, переломать ему кости. Причем доспех нисколько не спасал от умелого удара палицей или даже дубиной: мягкая кольчуга прогибалась под ударами такими ударами, позволяя оружию нанести противнику сильный ушиб или перелом. Также волне возможно было стукнув по голове в шлеме, ошеломить противника или даже расколоть шлем. Так что оружие это было вполне функциональным.
И палица и булава произошли от простой дубины. Однако ее простота не мешала быть ей отличным оружием. Дубинами часто вооружались ополченцы и бунтующий люд. Даже еще в войске Емельяна Пугачева были люди, вооруженные только дубинами. Несмотря на свой примитивный вид, дубина мажет нанести огромные повреждению противнику вплоть до перелома кости, а если вспомнить об огромной силе наших пращуров, нет сомнений, что дубина в их руках была поистине смертоносным оружием. Само слово «дубина» говорит о том, из какого материала она изготовлялась. Самая лучшая дубина получается именно из дуба (извините за каламбур), или, на худой конец, из вяза или березы. Причем дубина как оружие – это не просто какая-то коряга. Для дубины лучше всего подходит комлевая часть указанных пород дерева, причем место, где ствол переходит в корни – это и есть та сучковатая, самая прочная в дереве часть, которой и били в бою. С другой стороны дубина обтесывалась для некоторой легкости и удобства держания в руках. Также имелась практика в такие дубины набивать гвоздей, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины, потому что дубина с шипами не скользит а бьет точно в цель. Однако грань между дубиной и палицей с булавой очень тонка: в былине «Богатырское слово»:
…А палицы у них [калик] вязовые,
С конца в конец свинцу налиту…
Булава насаживались на деревянную рукоять, а навершия у самых простеньких, как в этой былине делались из медных сплавов, а внутрь заливался свинец. Более же мощные навершия булав ковались из железа. В былинах упоминаются также и булатные палицы и булавы. Булав с железной ручкой до середины XV века не встречалось даже в Индии, откуда они позже к нам пришли. Принципиальное отличие палицы и булавы в конструкции навершия. Палица – это то грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у Богатырей – больше принципиальных различий у них нет. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма с крупными треугольными шипами.
Слово булава имеет значение «шишка», «набалдашник». Боевая часть называется чаще всего навершие и голова. Как уже говорилось, древнерусская булава представляла собой, как правило, железное или бронзовой навершие, весом в 200-300 г. заполненное свинцом с деревянной рукоятью длиной в 50-60 см. и толщиной в 2-6 см. Иногда, для того, чтобы враг не перерубил рукоять палицы, она обшивалась медным листом. Булава использовалась, в основном конными воинами для нанесения неожиданного удара по шлему или плечу. Для палицы X-XI года характерно кубическое с четырьмя-шестью пирамидальными шипами. Такая конструкция послужила прототипом для появления в XIII веке так называемых булав-клевцов, навершие представляло собой куб с одним длинным когтеобразным шипом. Другая, на сей раз усложненная форма булавы – многошипная булава. Она была сделана так, что как бы ни ударил ею воин, несколько шипов шип вонзится во врага.
1. головка 2. остриё 3. древко 4. рукоятка 5. защитные диски 6. навершие головки 7. клюв 8. молоточек 9. крюк для подвески 10. навершие рукоятки < пернач и клевцы |
С XIV века на Руси распространяется шестопер (он же пернач) – булава с шестью выпиленными лопастями, расположенными примерно так же как оперение у стрелы. Как и прочее оружие, булава украшалась замысловатым рисунком: между шипами, древние мастера создавали затейливую вязь. Шестоперы были занесены на нашу территорию Монголо-Татарами.
Форма для булав делалась так: сначала мастер брал воск и делал из него муляж будущего оружия, потом воск облепливался сверху глиной. Глиняную форму нагревали и оттуда вытекал воск. Форма готова.
На Руси бытовали как простые массовые булавы, так и шикарные позолоченные палицы, предназначенные специально для знатного воина.
В конце расскажем об интересном штампе. Многие художники (те же, что рисуют огромные неподъемные топоры) снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами.
На самом деле, как говорилось выше, палица весила всего 200-300, ну может быть 500 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара. Стопудовые же палицы – это удел настоящих Богатырей из сказок.
Кистень
Кистень – вот оружие разбойника Древней Руси. Идеальный инструмент для избиения людей, которым практически нельзя убить, к тому же удобный в транспортировке. Вообще говоря, кистень хорошее оружие не только для разбойника, но и для путешественника – этих самых разбойников отгонять: «кистенек – с кулачок, а с ним добро» гласит пословица. В отличие булавы, оружие это универсально – им одинаково можно поражать врага и пешему и конному воину. Однако, кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Также кистень служил и оружием дружинника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.
Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500г., прикрепленную к цепи или ремню, которые, в свою очередь, прикрепляются к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались Славяне еще в VI веке. Слово «кистень» происходит, скорее всего не от слова «кисть», от тюркского слова, звучащего так же , но обозначающего «палка», «дубина», хотя на этот счет возможны споры.
В X веке кистенем пользовались по всей Руси. Гиря делалась из очень прочного и тяжелого лосиного рога. В костяной грушевидной заготовке просверливали дырку, куда вставлялся металлический стержень с петлей, к которой и прикреплялась цепь или ремень. Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию. В том же X веке, начинают делать и металлические – железные и бронзовые гири. Технология их изготовления не отличаолсь от производства набалдашников для булав.
Кистень был все же, оружием больше народным, чем воинским. Им не брезговали бунтари при восстаниях. Например, знаменитый предводитель чешского восстания в XV веке, Ян Жижка непременно изображается с кистенем или боевым цепом (тоже видом кистеня).
Не менее распространенным мифом было существование на Руси кистеней с несколькими цепями. Подобное оружие могло встречаться в единичных экземплярах, не более. Основное распространение эта модификация получила в Швейцарии и Германии, где известна под названием «моргенштерн» – в переводе с немецкого – утренняя звезда.
Заключение
Из всего богатейшего арсенала наших предков без особых изменений сохранились только ножи, а также трансформировавшиеся в штыки кинжалы, придающие огнестрельному оружию колющие свойства, что позволяло использовать его в ближнем бою. Но это тема отдельного исследования.
Также следует учесть, что из каждого правила бывают исключения, и данная работа касается наиболее распространенных видов оружия, изготовлявшихся русскими кузнецами. Не стоит забывать, что на Руси отдельными воинами вполне могли использоваться редкие виды оружия, пришедшие из других стран в качестве трофея, изготовленные по спецзаказу и т.д. Подобное оружие существовало в единичных экземплярах, и не стоит на основе, например, одного-единственного топорика, найденного в захоронении, утверждать, что существовали у русских франциски или еще что-то вроде того. Подобные ошибки допускают начинающие археологи и эксперты-оружейники.