Военная, хозяйтвенная и экономическая деятельность тамплиеров

   |  Страница создана: 16-02-2013  |  Просмотров: 6515
 

Тамплиеры на войне

Католики вели войну с мусульманами на двух фронтах: на Ближнем Востоке и на Пиренейском полуострове. Тамплиеры с первых лет существования ордена активно включились в эту войну, и вскоре заслужили большую славу. Короли стали охотно жаловать ордену пограничные замки.

Орден получал большие пожертвования в виде земли, замков, рент, а также пятую часть всех освобожденных орденом земель. Вся Испания была усеяна тамплисрекими замками и земельными наделами.

Успех тамплиеров породил множество подражателей. В Испании возникли ордена Калатрава и Сантьяго. Когда тамплиеров объявили еретиками и орден расформировали, многие братья перешли в эти ордена. Тамплиеры получили теплый прием в Испании и Португалии. Ситуация в Испании была очень благоприятна для развития здесь ордена.

Тамплиеры участвовали в покорении Майорки, получив во владение 20% территории острова и замок возле Пальмы. Пожертвования поступали в орден от многих королевских дворов. Такую щедрость невозможно объяснить одной лишь набожностью или восхищением личным мужеством воинов Христа. Тамплиеры были мощной силой, которая покоряла земли, фактически, это была еще одна армия. Короли старались, чтобы тамплиеры имели материальный интерес на их землях, и при необходимости участвовали в военных операциях по защите и расширению владений.

Орден тамплиеров участвовал в большинстве решающих сражений в Сирии. Палестине. Египте. Всякий раз орден преследовал целью занять и удержать территорию.

В то же время орден часто вступал в союз с мусульманами, преследуя свои далеко идущие стратегические планы. Эта ситуация может показаться немыслимой, и современники считали такую политику изменнической.

Политические союзы с мусульманами подорвали репутацию ордена тамплиеров. Особенно печальную известность приобрел союз с мусульманской сектой ассассинов Гасана ибн-Сабаха. Постепенно о тамплиерах стали думать как о еретиках. Позднее, когда над орденом начался суд, французский король Филипп IV Красивый припомнит эти связи и включит их в перечень обвинений.

Как уже говорилось, тамплиеры участвовали во множестве сражений. Чтобы подчеркнуть масштаб вовлеченния ордена в войну, достаточно сказать, что из 23 великих магистров ордена 13 погибли в бою.

Интерес представляет история осады замка Аскалон, принадлежавшего Фатимидам и лежащего в глубине владений крестоносцев. После многих дней осады крестоносцы сумели брешировать стену. Вильгельм Тирский, который в целом весьма скептично настроен ко всем орденам, писал: «Великий магистр ордена тамплиеров Бернард де Тремеле во главе отряда рыцарей ворвался в брешь. 40 рыцарей пошли в город, тогда как сам де Тремеле с несколькими рыцарями встали в проломе, никого не пуская в город, чтобы все трофеи достались ордену. Турки были удивлены. Все тамплиеры погибли, в том числе и великий магистр».

На первый взгляд может показаться, что тамплиеры были полными отморозками, не знающими о том, что такое страх. Но представляется странным, что опытный воин де Тремеле посчитал возможным овладеть городом силой всего 40 рыцарей. По-видимому, эту ситуацию можно объяснить более логичным способом.

Когда начался штурм бреши, тамплиеры находились в авангарде. Все крестоносцы шли на штурм с целью собрать трофеи. Де Тремеле пропустил тамплиеров и остановил остальных, понимая, что расстроенная толпа рыцарей ничего не сможет сделать на узких городских улицах. Он думал, что организованный отряд тамплиеров сможет пройти по городу, но ошибся. Отряд был блокирован на городской площади и перебит.

Известно множество неясных и противоречивых историй о тамплиерах, и каждая в итоге знаменовала собой очередной шаг к гибели ордена.

рыцари сержанты и туркопльер
Братья-рыцари и братья-сержанты

На этой иллюстрации изображен подмаршал, который командовал братьями-сержантами, а также брат-рыцарь и наемник-туркопол.

Хотя в ордене было множество оруженосцев, слуг и вспомогательных войск, братья-рыцари (благородного происхождения) и братья-сержанты (простолюдины) составляли костяк ордена. Чтобы вступить в орден, следова н) пройти проработанный до деталей обряд посвящения.

Кандидат в рыцари или сержанты должен бщи пройти ряд предварительных испытаний.

Существовал обряд очищения, в ходе которого кандидат порывал с чувственным миром и возрождался к более благородной жизни правды и служения. Кандидат в тамплиеры проводил время в посте, молитве и бдении.

Коммандор ордена собирал в церкви капитул, у членов которого спрашивал мнения о кандидате. Если на вопрос коммандора все отвечали молчанием, кандидата вызывали в помещение, где собрался капитул. Два или три брата расспрашивали кандидата, объясняя ему тяжесть внутреннего распорядка, принятого в ордене, а также рассказывали о деталях обряда приема.

После рассказа о себе, кандидат подвергался подробному расспросу. На все вопросы он должен был отвечать искренне и скромно. В ходе расспроса определя юсь решимость кандидата присоединиться к ордену.

После расспроса кандидату предлагали покинуть комнату. Если никто не высказывался против, кандидата снова приглашали. Ему задавали несколько практических вопросов: женат ли он? Принадлежит ли другому ордену? Имеет ли долги? Не страдает ли какими-либо скрытыми болезнями? Благородного ли он происхождения (если кандидат претеидовал на статус рыцаря) или свободнорожденный (если кандидат npeтендовал на статус сержанта)? Задавался ряд других вопросов.

После того, как все формальности были завершены, кандидат получал накидку ордена. Читались псалмы, затем братья читали «Отче наш».

Затем командор подходил к кандидату, который все это время стоял на коленях, поднимал его и целовал в губы. На этом церемония считалась завершенной.

Командор обращался к новому брату: «Дорогой брат. Господь наш Иисус Христос внял твоим желаниям и допустил тебя в столь отличное общество, как рыцари Храма. Приложи все свои усилия к тому, чтобы оказаться достойным иного».

Тактика тамплиеров

Вступая в орден, тамплиеры в числе прочих давали военную клятву. Они должны были воевать за Святую Землю, отказываться от трофеев, от выкупа за пленных, а также защищать любых христиан, если на тех нападали мусульмане.

Основной тактической единицей тамплиеров был конный полк, насчитывавший порядка 300 тяжеловооруженных всадников. Кроме того, в конном полке имелись обозные и другой вспомогательный персонал.

Брат-маршал был военным командующим ордена. В его обязанности входил сбор и распределение военной экипировки. Он также распределял седла и заботился о животных, доставляемых на Ближний Восток из Европы.

Тамплиеры не имели права выбирать себе коней. Если тамплиера уличали в этом, ему выдавали самого плохого коня. Но если конь объективно не годился к военной службе, тамплиер имел право потребовать замены.

Кони разделялись на три категории: боевые. самые большие и сильные, верховые, средние и легкие лошади, а также пони, которых использовали для хозяйственных целей.

Конные армии могли вести боевые действия только зимой и в начале весны, потому что в другое время года лошади просто не могли прокормиться на Ближнем Востоке. На севере Сирии, в Эдессе и Антиохии имелись обширные пастбища, здесь применение конницы было не столь затруднено, как в районе Иерусалима.

Орден тамплиеров внес много новою в искусство ведения войны. Благодаря организации, орден стал первой регулярной армией Европы. В ордене имелась своя служба снабжения, особая униформа и характерное оружие.

Тамплиеры активно заимствовали у мусульман тактические приемы. Они начали совместно применять на поле боя пехоту и конницу. На поле боя кавалерия выдвигалась под прикрытием пехоты с фронта. Затем конница переходила в атаку, а пехота прикрывала атаку с флангов.

Для атаки пехота расступалась, пропуская рыцарей вперед. Разумеется, подобная тактика требовала отличной слаженности действий и налаженной командной структуры.

Со временем крестоносцы отказались от идеи, помешать конницу позади пехоты, копируя мусульманскую тактику. Кавалерийские уставы начала XX века вполне могли быть применимы и тамплиерами. «Атакуя кавалерию или пехоту противника, каждый солдат должен стремительно двигаться в сторону противника. имея непреклонную решимость убить его... Во время столкновения, если обе армии имеют одинаковый боевой дух, успех будет на той стороне, которая располагает лучшими лошадьми и более подготовленными солдатами».

Другим новшеством, предложенным тамплиерами, было использование туркополов – сирийской наемной легкой конницы. Если рыцарская конница обладала огромным ударным потенциалом, но отличалась крайне низкой маневренностью, то легкие туркополы удачно дополняли возможности тамплиерской армии. Отлаженное взаимодействие между пехотой и легкой конницей было гарантией успеха. Армия тамплиеров имела свою иерархию и отличалась жесткой дисциплиной. Воины с готовностью получали приказы и исполняли их беспрекословно. Преимущество тамплиеров также заключалось в их единой экипировке, что делало отряды тамплиеров единообразными. Рыцари и сержанты постоянно упражнялись, оттачивая свое воинское мастерство. 

Как уже говорилось, основной ударной силой ордена была конница. На марше войска двигались шагом или рысью. Перед рыцарями с копьями шли оруженосцы. В бою оруженосцы отступали в тыл. На марше все воины сохраняли молчание, движение происходило в абсолютной тишине.

Армия тамплиеров структурировалась следующим образом: десять рыцарей образовывали «баннер», десять баннеров составляли эскадрон, пять-десять эскадронов формировали полк. Тамплиер мог покинуть строй, чтобы поправить седло или доспехи, помочь лошади или спасти христианина, которому угрожает смертельная опасность. Покидать строй по другой причине категорически запрещалось. В качестве наказания рыцарь продолжал поход пешком.

Когда маршал давал команду атаковать. все оруженосцы разделялись по эскадронам и строились позади рыцарей. Если лошадь сеньора была ранена или убита, оруженосец отдавал сеньору своего коня. Остальных лошадей, а также мулов вел слуга, находившийся на безопасном расстоянии позади строя.

Сержанты сражались вместе с рыцарями. Те, кто не имел достаточных доспехов, например, был без шлема, мог от ступить в случае ранения.

Перед началом атаки боевое знамя передавалось от маршала к командору. Охраной знамени занималось десять братьев. Командор обычно держал второе знамя, которое поднимал в случае ранения маршала. Тамплиеры всегда держали поднятым одно знамя, которое служило для ориентирования на поле боя.

Выбрать подходящий момент для атаки было важным делом, кроме того, следовало добиться того, чтобы вся конница атаковала одновременно.

Устав гласил, что момент начала атаки определял маршал или наиболее опытный брат. Когда все устремлялись в атаку, десять братьев оставались рядом со знаменем и ни при каких обстоятельствах не могли оставить его. Остальные рыцари атаковали, стремясь причинить врагу как можно больший ущерб.

Если в ходе атаки противник не был сломлен, тамплиеры отступали, причем сержанты оказывались в арьергарде, прикрывая отход рыцарей.

воины ближнего востока
Противники крестоносцев

Во время 1-го крестового похода империя сельджуков распалась, потеряв контроль над Турцией и Сирией. На этой территории кроме турецких племен проживали армяне, курды и арабы. Все сражались друг с другом, захватывая земли, крепости и города. На территории Египта в это время существовал халифат Фатимидов, правители которого придерживались шиитской версии ислама и вели свое происхождение от зятя Магомета Али. Резиденция халифа находилась в Каире. Фатимиды с трудом удерживали свою территорию, и, в отличие от Саладина, о панисламизме и покорении всего мира не помышляли.

Первыми на пути крестоносцев оказались сельджуки из Румского султаната в Анатолии. В составе армии Румского султаната было много тюрок, которые составляли отряды конных лучников, вооруженных небольшими кривыми и очень мощными луками.

Традиционно армия сельджуков состояла из нескольких контингентов. Профессиональная конница (гуламы), наемники и отряды родоплеменной конницы. Кроме того, в армиях сельджуков имелась и пехота. Тяжеловооруженный пехотинец, вроде того, что изображ ен слева, вооружался большим щитом, копьем или пикой, а также носил кольчугу иногда и пластинчатые доспехи. Средин пехотинцев были также лучники, арбалетчики, а также огнеметчики, вооруженные устройствами для метания греческого огня. Кавалерия сельджуков была легче кавалерии крестоносцев, хотя ее нельзя было назвать легкой. В состав конницы входили гуламы,  наемники и ужасные конные лучники-горцы. На иллюстрации изображен такой конный стрелок, умеющий стрелять на полном скаку. Конные лучники применяли тактику «ударил и убежал». Мусульманские армии состояли из полков, которые дальше членились на подразделения разного уровня. Армии крестоносцев огранизовывались по правилам, принятым для средневековой Европы.

Крестоносцы, происходившие из разных стран, подчинялись только своим сеньорам. Отсутствие сплоченности в обычных армиях крестоносцев делало очень ценным участие в боевых действиях крепко сколоченных отрядов тамплиеров. Исламские армии совершали суточные переходы протяженностью около 30 км, ставая лагерем каждый вечер. В центре ставился шатер командующего, вокруг кругом стояли остальные палатки. В случае угрозы нападения противника лагерь окружали рвом или частоколом.

Египет и Сирия объединились под властью Атабега Нур-эд-Дима. Сложилось государственное образование, достаточно мощное для того, чтобы защитить ислам. Правителем Атабега в Египте был молодой Салах ад-Дин Юсуф ибн-Айюб, известный среди христиан как Саладин. На иллюстрации он изображен стоящим под зонтиком. За короткое время Саладин сумел достичь вершин могущества и популярности.Атабег ад-Дин хотел покорить курдов, но смерть помешала осуществить намеченное. После смерти султана Саладин возглавляет государство и основывает династию айюбидов. В 1187 г. Саладину удалось одержать решительную победу над крестоносцами при Хаттине. Саладин был, без сомнения, наиболее важной политической фигурой эпохи крановых походов. Он показал себя тонким политиком и решительным военным командиром, человеком высоких моральных качеств, снискав себе восхищение не только среди мусульман, но и среди христиан.

Замки и осадные машины

наверх

замок тамплиеровВся территория, занятая крестоносцами, превратилась в бастион, окруженный морем ислама. С самого начала владения крестоносцев подвергались постоянным нападениям извне.

Крепости крестоносцев располагались на севере Сирии, на юге и в центральной части Турции. Они представляли собой старые византийские укрепления, оставленные прежними хозяевами много лет назад. Вдоль побережья Сирии и Палестины имелось множество укрепленных портов.

Поэтому от крестоносцев не потребовалось особых усилий для того, чтобы укрепиться на занятых территориях. Достаточно было привести в порядок имевшиеся крепости.

Но в центральной Сирии, Ливии и Палестине франкам пришлось все строить с нуля. Укрепления сооружались в соответствии с предъявляемым к ним требованиям. Например, существовали «осадные крепости», рассчитанные на то. чтобы выдерживать осаду любой продолжительности.

Для защиты местности рыцари возводили сеть небольших замков, которые контролировали подходы и дороги внутри региона. Строились также небольшие практичные крепости, служившие убежищем и базами снабжения, особенно в тех случаях, если приходилось проводить операции в удаленных районах. Оба тина крепостей служили аванпостами после того, как кампания в данном районе подходила к концу.

Кроме того, сооружались огромные, очень мощные крепости, которые со временем превращались в политические центры. Из этих замков местные феодалы управляли своими владениями. Замки, расположенные вдоль границы. были наиболее важными объектами, определяющими безопасность государств крестоносцев. Эти замки были наиболее подвержены для нападений извне, поэтому находились под жестким военным руководством.

Крестоносцы олицетворяли собой синтез восточной и западной культур. Со временем взаимопроникновение двух культур достигло такой степени, что стало трудно различить христианина и мусульманина.

Из-за нехватки древесины на Ближнем Востоке, крепости крестоносцев возводились из камня. Камень не позволял возводить слишком высокие своды, большинство построек в высоту ограничивалось двумя этажами. Толстые стены имели небольшие оконные и дверные проемы. Во многом крепости крестоносцев возводились по мусульманскому образцу.

Главными тамплиерекими крепостями на Святой Земле были:

Шастель-Пелерен (Замок Пилигрима), построенный в 1218 г. магистром Вильгельмом де Шартром.

Шастель-Бланк (Белый замок) в Сафете. построенный в 1240 г. Это был огромный замок. способный вместить до 1700 воинов в мирное время, а в во время войны гарнизон достигал численности 2200 рыцарей, сержантов и туркополов.

Тортуаз, тройной замок, построенный на побережье.

Замок св. Иоанна в Акре, представлявший собой укрепленный дворец, фланкированный четырьмя башнями, украшенными сверху фигурами львов.

Бофор, приобретен в 1260 г. Замок контролирует долину Вахар. ведущую к побережью и портовому городу Тиру. 

На севере передовые укрепления представлены замками Порт-Боннель и Гастейн (Баграс), а также рядом меньших замков. Крепости тамплиеров можно отличить от крепостей госпитальеров по ряду признаков, в первую очередь но массивным башням квадратным или прямоугольным в плане.

Но квадратные башни были особенно уязвимы к подкопам, кроме того, углы образовывали мертвые зоны, недоступные для обстрела со стен. Чтобы решить эту проблему, тамплиеры соединяли башню с самой длинной стеной крепости. Примером такого решения может послужить замок Тортуаз. Устранить мертвые зоны можно было, придав башням круглую форму, но это сильно усложняло строительство п требовало повышенной квалификации от каменщиков. Кроме того, кривая стена усложняла форму внутренних помещений, что затрудняло установку внутри военных машин. 

Замок тамлиеров хоть и маленький есть и на Украине в селе Середне на Закарпатье,  больше информации о нем.

Осадные машины

Осадные машины играли важную роль в средневековой войне. Эти сложные инженерные устройства использовались как для осады, так и для обороны крепостей.

Первым типом камнеметных машин были мандроны, которые представляли собой простые катапульты, которые приводились в действие мускульной силой примерно 20 человек, одновременно тянущих короткое плечо катапульты за канаты. Простая конструкция и небольшие размеры делали мандрон весьма распространенным оружием.

В XIII в. крестоносцы весьма усовершенствовались в искусстве строительства катапульт. Разумеется, тамплиеры были в первых рядах. Например, для осады Дамьетты тамплиеры построили катапульту «Муфритс», которая вызвала огромные разрушения в городе и подорвала боевой дух защитников. При необходимости дальность выстрела катапульты можно было менять в широких пределах. Защитники ничего не смогли противопоставить тамплиперским катапультам.

Летописцы с восхищением говорят о совершенстве осадных машин, применявшихся тамплиерами. Братья с мелочным вниманием относились к любому делу, постройка и эксплуатация осадных машин не составляла исключения. Для сооружения машин привлекались лучшие мастера и ремесленники, в первую очередь выходцы из Армении.

Другим типом осадной машины была передвижная осадная башня, оснащенная тараном. Так как башню приходилось сооружать из дерева, ее было сравнительно легко поджечь с помощью греческого огня. Кроме того, из-за огромных размеров, транспортировка осадной башни представляла значительную трудность.

Мусульмане не проявили особой заинтересованности в осадных башнях, а после того, как крестоносцы покинули Ближний Восток, здесь осадные башни больше не применялись вообще. Обе стороны применяли и другие способы ведения осадной войны. В числе прочих следует упомянуть подведение мин, траншей и подкопов.

штурм замка

Экономическая и хозяйственная деятельность тамплиеров

наверх

Невозможно было поддерживать такую военную организацию, не имея надежной экономической базы. Тамплиеры понимали это с самого основания ордена. Вмагистр Гуго де Пейн отправился в Европу, имея две цели: получить благословение от церкви и заложить экономическую базу ордена.

При поддержке папы, пользуясь волной энтузиазма, сопровождавшей 1-й крестовый поход, де Пейн сумел получить богатые пожертвования. Размер пожертвований мог удивить любого. Пожертвований было столько, что пришлось завести отдельного управляющего, который занимался бы новыми владениями ордена. Ведущим спонсором ордена была Франция, но и другие европейские монархи старались не отставать.

Испанские королевства вели постоянную войну с исламом. Чтобы получить поддержку со стороны тамплиеров, короли Арагона, Португалии и Кастилии дарили ордену земли и замки.

Администрация тамплиеров действовала весьма эффективно. Управляющие перепродавали или меняли владения, консолидируя их на одной территории, что упрощало управление ими. Земли сдавались в аренду, что минимизировало риски в случае неурожая.

Полученные средства и натуральная продукция шла на содержание армии, сражавшейся в Палестине. Огромные владения ордена приносили достаточно средств.

Чтобы обеспечить надежную связь между Европой и Святой Землей, орден организовал свои маршруты. Вдоль маршрутов организовывались убежища и башни, позволявшие купцам укрываться от непогоды и разбойников. Орден патрулировал опасные участки маршрутов, в ключевых точках возводились крепости.

Северную Францию и Средиземноморье связывали два основных пути. Один шел через Париж, где находился филиал ордена, другой шел через Пейн. Надежная военная защита вселяла уверенность в стабильность ордена, что позволяло ордену заняться и банковской деятельностью.

В средневековой Европе банковской деятельностью традиционно занимались итальянцы и евреи. Но вскоре тамплиеры серьезно потеснили прежних банкиров.

Казначей ордена стал министром финансов при дворе французского короля Филиппа II Августа. Орден давал кредиты, выписывал чеки, собирал налоги. Со временем орден начал оказывать все виды банковских услуг. Церкви ордена превратились в банковские филиалы.

Другой важной задачей, стоявшей перед орденом, было наладить надежную связь между Европой и Ближним Востоком по морю. И здесь орден действовал столь успешно, что вскоре начал теснить венецианских купцов, которые традиционно считались лидерами в области морских перевозок. Со временем орден добился фактической торговой монополии на Средиземном море.

Орден превратился в интернациональный конгломерат, игравший ведущую роль в эпоху крестовых походов.

Конец ордена тамплиеров

наверх

конец ордена тамплиеровВ 1291 г. пала Акра. Тамплиеры отступили па Кипр. Гибель последнего государства крестоносцев на Святой Земле ставила под вопрос необходимость самого существования ордена. Что было делать ордену дальше?

Оставаться на Кипре и пытаться отбить Иерусалим представлялось невыполнимой задачей. Уйти в Испанию, где продолжалась война с неверными, или эвакуироваться во Францию, где орден располагал огромными владениями. Руководство ордена выбрало третий вариант, тем самым подписав себе и всему ордену смертный приговор.

Как уже говорилось, орден располагал колоссальными богатствами, вызывающими завись у европейских владык. Следует иметь в виду, что в XIII в. тамплиеры могли выставить армию численностью до 15000 человек, полностью экипированных и сплоченных под единым командованием. В Европе не было другой силы, способной сравниться с тамплиерами. Пока орден играл роль нейтральной политической силы, с его могуществом мирились. Но теперь орден утратил свою цель и вернулся в Европу. Куда он направил свое могущество?

Все эти внешние вызовы усугубились тем, что во главе ордена встал благочестивый, простой и благородный великий магистр, особо не разбиравшийся в политических раскладах своего времени. Не известно, окажись на его месте более способный человек, смог бы он спасти орден от разгрома. Но мы точно знаем, что Жак де Моле спасти орден не сумел. Филипп IV Красивый положил конец ордену. Он отличался подозрительным характером, его казна была пуста, ему хотелось получить сокровища тамплиеров. Ему не удалось подчинить орден королевской власти, поэтому орден пришлось уничтожить.

Прежде всего, требовалось лишить орден поддержки папы. Филипп сумел подкупишь членов римской курии и перенести резиденцию папы из Рима в Авиньон, где он мог полностью контролировать действия понтифика. Затем королевский советник Вильгельм де Иогаре начал кампанию с целью очернить орден. В этом ему помогал бывший тамплиер Эсквино де Флойран. Папа Клемент V, хотя и полностью подчиненный Филиппу, отказался участвовать в этой деятельности.

Тем не менее, королю удалось добиться того, чтобы инквизиция на территории Фракции начала преследование ордена. Это произошло в 1307 г. Начался процесс против великого магистра и братьев ордена. Пыткой у обвиняемых вырывались самые причудливые признания, которые породили множество позднейших легенд об ордене. Сам великий магистр, сломленный болью и страхом подписал признание в том. что его орден представлял собой организацию еретиков и богохульников.

В числе прочего магистр признавал, что при вступлении в орден братья должны были плевать на распятие. Поцелуй братства и любви, которым встречали новых братьев, трансформировался в гомосексуальное действие. В апреле 1312 г. папа Клемент V под давлением французского короля опубликовал буллу, в которой запрещал орден тамплиеров.

Спустя два года на острове среди Сены Жак де Моле и многие другие братья были сожжены. Перед смертью великий магистр отказался от вырванных под пыткой показаний и заявил о своей невиновности, и проклял короля и весь его род. 

Эзотерика

Эзотерическая природа ордена освещена множеством авторов. Уже издано много книг, постоянно появляются новые издания на эту тему. Если мы хотим претендовать на объективность, мы должны признать, что значительная доля приводимой в этих книгах информации внушает сомнение. Происхождение этой информации представляет собой загадку само по себе.

Гуго де Пейн в течение девяти лет руководил отрядом из девяти рыцарей. Девяти рыцарей не могло хватить для защиты дорог даже в районе одною Иерусалима, не говоря уже о всей Святой Земле. Откуда такие цифры: девять рыцарей в течение девяти лет? Что они нашли в сокровищнице Храма Соломона? Хранили ли они святой Грааль? Какие тайные причины вызвали столь стремительный взлет ордена?

Эти и другие вопросы постоянно задавались, задаются и будут задаваться впредь. Эзотерика тамплиеров проникнута тяжелым мракобесием. Возможно, многие истории о тамплиерах родились в воспаленных мозгах средневековых инквизиторов, которые пыткой вырывали у арестованных тамплиеров любые признания.

Первым обвинением ордена было идолопоклонство. Сообщалось, что тамплиеры поклоняются некой голове, которую именуют Бафометом. Описания Бафомета известны из нескольких источников. На эзотерическом уровне Бафомет представлял реальность, коллективное и персональное зло требуется, чтобы получить знание. Рыцари оставили мир желаний, подчинили плоть, чтобы сражаться без оглядки назад за молчаливое знание. Без божьей помощи. С точки зрения черной магии Бафомет представлял собой источник зла, сатанинскою козла.

Ритуал посвящения напоминал те, что использовались в секретных сектах, он был преисполнен символизма и никому не был известен за пределами узкого круга посвященных. Другой тайной ордена тамплиеров был секретный устав, о существовании которого знали только высшие руководители ордена, и который противоречил христову учению. В ордене было запрещено предавать гласности внутренние документы ордена. Никто непосвященный не должен был читать их.

Чтобы доказать, что орден отверг догматы христианства, инквизиторы связали тамплиеров с катарами. Катары придерживались еретического вероучения и имели сильные позиции в Окситаиии. Секта катаров имела множество последователей, как богатых, так и бедных. Католическая церковь объявила крестовый поход против катаров. В результате ересь была практически полностью истреблена. Чтобы усилить обвинения против ордена тамплиеров, его обвинили в приверженности ереси катаров.

Секретные договоры с мусульманами не помогли ордену. В первую очередь вопросы возникли относительно договора с исламской сектой ассассинов, которая сама по себе покрыта мистическим туманом.

Было и множество других обьвинений.

Имелись и нумерологические и каббалистические аспекты гибели ордена. Так, в ордене фактически было двадцать два великих магистра, столько же букв в еврейском алфавите, известно двадцать два больших аркана таро, в Апокалипсисе Иоанна Богослова двадцать две главы. Орден также связывался с монастырем на Сионе – секретным монашеским орденом, основанным в Иерусалиме Жофруа де Бульоном.

Тамплиеры представляются военным орденом, имеющим странное происхождение. Считается, что трое основателей ордена тамплиеров принадлежали сионскому ордену, в том числе и сам Гуго де Пейн. Высказываются претензии к великому магистру Жерару де Ридфорту, который во многом повинен в падении Иерусалима и разрыве между тамплиерами и орденом Сиона.  

Другие религиозные ордена

наверх
Орден госпитальеров

Основная статья: Госпитальеры на святой земле

Орден госпитальеров или орден св. Иоанна в Иерусалиме был основан в 1070 г. группой итальянских купцов, пожелавших создать в Иерусалиме госпиталь для паломников.

Вскоре орден попал под католическое влияние, а в 1113 г. глава ордена Жерар добился признания у папы. Увидев растущую популярность тамплиеров, госпитальеры решили преобразовать свой орден в военный, хотя никогда полностью не отказывались от занятий благотворительностью.

В отличие от тамплиеров, госпитальеры принимали в свои ряды женщин, хотя только для службы в отделениях ордена, занимавшихся исключительно благотворительностью.

В 1306 г. орден был вытеснен из Святой Земли на остров Родос, а позднее ордену пришлось отступить на Мальту. Последнее обстоятельство привело к возникновению еще одного названия ордена: орден мальтийских рыцарей.

Тевтонский орден

Традиционно возникновение тевтонского ордена связывают с деятельностью германского госпиталя в Иерусалиме. В 1191 г. орден получил признание у папы и стал называться германским орденом св. Марии в Иерусалиме.

В начале орден занимался исключительно благотворительностью п врачеванием, но в 1198 г. его преобразовали в военный орден. Большинство членов ордена были германцами, в орден принимали не только мужчин, но и женщин. Орден усилился в начале XII в. стараниями гроссмейстера Германа фон Зальцы. После падения Акры тевтонский орден перебрался в Венецию, а затем обосновался в Пруссии.

Поражение при Грюнвальде серьезно подорвало могущество ордена, а последовавшая реформация привела к его окончательному упадку. Обширная статья: Грюнвальдская Битва

Орлен Калатрава

В 1147 г. в Испании король даровал тамплиерам замок Калатрава, расположенный на границе с Андалузией. Орден вскоре отказался от этого замка, посчитав, что его невозможно удержать. Король Кастилии Санчо тогда предложил замок любому, кто сможет его оборонять. Монах из Наварры Рамон Сьерра принял королевское предложение и прибыл в Калатраву с братией и отрядом солдат.

В 1164 г. после смерти Рамона монахи вернулись в Наварру, а солдаты остались в замке. В том же году рыцари приняли цистерцианский устав, выбрали великого магистра по имени Дон Гарсия и получили благословение у папы. Позднее маврам удалось занять Калатраву, но в 1212 г. рыцари вернули замок себе. К тому времени орден стал самым влиятельным орденом в Кастилии. С 1245 г. король определял выборы новых великих магистров ордена. а в 1476 г. возглавил орден лично.

Орден Сантьяго

Следуя за тамплиерами, в 1158 г. группа из 13 кастильских рыцарей поклялась защищать всех паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела. В 1171 г. рыцари решили принять монашеский постриг, выбрав августинский устав. Вскоре последовало благословение папы. Орден имел исключительно военную направленность, его штаб-квартира находилась в Монтальбане (Арагон). В орден Сантьяго вступали благородные рыцари всех званий, с середины XIII в. король лично назначал великого магистра ордена, а с 1485 г. возглавил орден лично.

рыцарские и монашеские ордена
Военные ордена

Ордена определяются как религиозные организации, имеющие благословение папы и следующие уставу, принятому при основании или отредактированному позднее.

Старые ордена вдохновляли на создание новых. Например св. Бенито де Нурсия основал орден бенедектинцев. Повинуясь глубокому религиозному чувству, многие рыцари объединялись в братства, совместно жили и воевали.Орден тамплиеров и орден Сантьяго были созданы для защиты паломников.

На протяжении X-XI вв. церковь несколько раз предавала анафеме разбойников, грабящих путешественников. Разбой считался грехом более тяжелым, чем ересь.

Романтические рыцари выступали с идеей воплотить принципы христианской юшки в действиях рыцарской конницы. Церковь имела моральный авторитет, позволяющий ей управлять королями и знатью. Сам папа не колеблясь применял военную силу в случае необходимости. С самого начала католическая церковь признала существование рыцарских орденов и дала им привилегии. Например, тамплиеры находились в непосредственном подчинении папы. Фактически, орден превратился в вооруженную силу папы римского.

В конце XI в. монашеские ордена получили новое дыхание в результате церковной реформы, которая потрясла церковь. Монахи всегда рассматривались как духовные воины, которые отказались от радостей мирской жизни, чтобы получить жизнь высшую.

 Отсюда был всего один шаг до появления монашествующего рыцаря. Во многом этот шаг был сделай благодаря св. Бернарду Клервоскому, о котором мы уже говорили выше.

«Сие, говорю я, новый род рыцарства, неведомый прошедшим векам. Неустанно ведет оно двоякую войну: против плоти и крови и против духовного воинства зла на небесах. Если некто противостоит врагу во плоти, полагаясь исключительно на силу плоти, я едва ли стал бы об ином говорить, ибо сие распространено достаточно широко. Но когда война ведется силою духовною против пороков или демонов, это тоже не представляет собой ничего примечательного – хотя и само по себе достославно – ибо мир полон монахов. Но когда кто видел мужа, могуче препоясывающегося обоими мечами и благородством метившего пояс свой, и не счел бы сие явление достойным удивления, тем более, что до сей поры такое было неизвестно? Воистину, бесстрашен тот рыцарь и защищен со всех сторон, ибо душа его укрыта доспехами веры так же, как тело - доспехами стальными. То есть он вооружен вдвойне и не должен бояться ни беса, ни человека. Не боится он и гибели, – нет, он жаждет ее. Отчего бояться ему жить или умереть, если для него жизнь – Христос, и смерть – приобретение? Радостно и верно стоит он за Христа, но предпочел бы уничтожиться и быть со Христом, ибо сие – намного лучше».

 

 

Источник: журнал Солдат на фронте №20 Тамплиеры


 
загрузка...