Литература и примечания к статье о синкретических существах у скифов

   |  Страница создана: 05-03-2016  |  Просмотров: 5 534
загрузка...

[1] По возможности, учтены и публикации 2014 года. Кроме того, в состав данного корпуса источников вошел и ряд неопубликованных изображений, являющихся результатом раскопок автора или же раскопок, соавтором которых он является.

[2] См. подробнее: Канторович А.Р. Проблема классификации изображений скифо-сибирского звериного стиля (историографический очерк) // Российская археология. № 3. 2014. С. 156-161.

[3] Принципы идентификации и подсчета элементов «зооморфных превращений» обоснованы в специальной работе автора, посвященной характеристике этого художественного приема, чрезвычайно популярного в скифском зверином стиле (см. Канторович А.Р. Классификация и типология элементов "зооморфных превращений" в зверином стиле степной Скифии // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 1 / Под ред. А.В. Евглевского. Донецк, 2002. С. 77-130).

[4] В нашей работе были учтены только те предметы из «Майкопского клада», которые репродуцированы в фотографиях в его исчерпывающем издании в монографии А.М. Лескова (Leskov A.M. The Maykop Treasure. Philadelphia, 2008) и в иных изданиях (Greifenhagen A. Schmuckarbeiten in Edelmetall. Band I. Berlin, 1970). Те изделия, которые представлены только в рисунках и, очевидно, не сохранились, нами (во избежание неточностей и ошибок) не учитывались и не анализировались.

Как известно, термин "Майкопский клад", введенный М.И. Ростовцевым, условен, поскольку не доказано, что эти разнообразные древности относятся к определенному скифскому кладу, погребению или могильнику на Кубани. Их с равным основанием можно считать происходящими из разных комплексов, находившихся не только на Кубани, но и под Никополем (Фаркаш Э. Искусство кочевников в музеях США // Вестник древней истории. № 4. 1992. С. 199, 200; Leskov. Op. cit. Pp. 37, 193). И всё же большинство предметов, изученных нами, судя по скифо-меотскому стилю изображений, происходят из Прикубанья. Поэтому далее мы будем условно употреблять этот термин без кавычек.

[5] Aeschyl. Рrom., 829-833.

[6] Безусловные упоминания о грифах/грифонах встречаются в греческих текстах V в. до н. э. - у Эсхила (Aeschyl. Рrom. 829‑833) и Геродота, ссылающегося на данные Аристея Проконесского (Herod. Hist. III, 116; IV, 13-14, 27, 79, 152). При этом, как отмечал А. Фуртвенглер, в схолиях к Эсхилу содержится указание на то, что о грифонах упоминал уже Гесиод Furtwängler A. Gryps // Ausführliches Lexikon der Griechishen und Römischen Mythologie. Leipzig, 1886-1890 / Hrsg. W.H. Roscher. Bd I. Sp.1768. Подробнее о терминах «гриф» и «грифон», о проблеме идентификации грифона и об иконографии грифона в раннескифском зверином стиле см: Канторович А.Р. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона и грифоноподобных существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв. до н.э. // Евразия в скифо-сарматское время. Памяти Ирины Ивановны Гущиной. Труды Государственного исторического музея. Вып. 191 / Под ред. Д.В.Журавлева, К.Б. Фирсова. М., 2012. С. 106-133.

[7] См., например: Furtwängler A. Op.cit. Sp.1742; Robert C. Gryps // Paulys Real-Encyclopädie der Classischen Altertumswissenshaft, VII Band. Stuttgart., 1912. Spalte 1906-1911.

[8] В частности, Ктесием Книдским, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Павсанием, Солином, Элианом и др.

[9] Azarpay G. Some classical and Near Eastern motives in the art of Pazyryk // Artibus Asiae, XXII, 4. 1959. P.326.

[10] Кроме того, ретроспективно термин «грифон» переносится исследователями на более ранние сходные синкретические образы переднеазиатского, крито-микенского и, иногда, древнеегипетского искусства, что в полной мере оправданно лишь в отношении переднеазиатских изображений, иконография которых стимулировала появление первых древнегреческих образцов, получивших соответствующее обозначение (Furtwängler. Op.cit. Sp.1742).

[11] Жизнь животных в 6 томах. Т.5: Птицы / Под ред. Н. А. Гладкова, А. В. Михеева. М., 1970. С.160-166, табл.17; 182-185, табл.21.

[12] Погребова Н.Н. Грифон в искусстве Северного Причерноморья в эпоху архаики // Краткие сообщения Инстиута истории материальной культуры. Вып. ХХII. 1948. С. 62.

[13] Погребова Н.Н. Указ. соч. С. 66-67.

[14] См. примеры: Канторович А.Р.. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона… С. 121-122, рис.12.

[15] Furtwängler A. Op. cit. Sp.1759-1760, 1766, abb.

[16] Типы обозначены индексом, содержащим номера соответствующих таксонов классификации и именуются по местонахождению предметов с изображениями, либо эталонными для иконографии данного типа, либо маркирующими крайние пространственные или временные границы относящихся к нему изображений. Ввиду значительного объема типологических описаний характеристика каждого типа в данной статье ограничена его тематическими, техническими и композиционными показателями, тогда как описание анатомических деталей в большинстве случаев опущено.

[17] Здесь и далее указывается количество оригинальных изображений, без учета копий и зеркальных отображений.

[18] Конкретные местонахождения предметов с изображениями каждого типа и источники иллюстраций указаны в подписях к рисункам. Порядковые номера изображений в тексте соответствуют номерам изображений на рисунках. Масштаб разный.

[19] Галанина Л.К. Келермесские курганы. "Царские" погребения раннескифской эпохи (Степные народы Евразии, 1). М., 1997. С.190, 192.

[20] Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Хронология центральной группы курганов могильника Новозаведенное-II // Скифы и сарматы в VII-III вв. до н.э.: палеоэкология, антропология и археология / Под ред. В.И. Гуляева, В.С. Ольховского. М., 2000. С. 238-241, 247, рис.1: 1.

[21] Эрлих В.Р., Нехаев А.А. Курганы эпохи скифской архаики у хутора Говердовского в Адыгее // Вопросы древней и средневековой археологии Кавказа / Под ред. Х.М. Мамаева. Грозный-Москва, 2011. С.143.

[22] Носакинский могильник по торевтике боспорского производства, по чернолаковым сосудам, по вооружению и узде в целом датирован в рамках 2-й пол. IV в. до н.э. (Бидзиля В.И., Болтрик Ю.В., Мозолевский Б.Н. Савовский И.П. Курганный могильник в урочище Носаки // Курганные могильники Рясные могилы и Носаки / Под ред. В.И. Бидзили. Киев, 1977. С.64.

[23] Дата комплекса установлена по фасосским амфорам (Ксенофонтова И.В. Остродонные амфоры Уляпского могильника из собрания ГМВ // Материальная культура Востока. Вып. 5. 2010. С. 139; Лесков A.M., Беглова Е.А., Ксенофонтова И.В., Эрлих В.Р. Меоты Закубанья в сер. VI - нач. III вв. до н.э.: Некрополи у аула Уляп. Святилища и ритуальные комплексы. М., 2013. С. 56).

[24] Minns E.H. Scythians and Greeks. A survey of ancient history and archaeology on the north coast of the Euxine from the Danube to the Caucasus. Cambridge, 1913. Fig. 318; Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага-Ленинград. 1966. С. 74, табл.312.

[25] Островерхов А.С., Охотников С.Б. О некоторых мотивах скифского звериного стиля на памятниках из собрания Одесского археологического музея // Вестник древней истории. № 2. 1989. С. 59.

[26] К данному типу примыкают, но не включаются нами в его состав и соответственно не учитываются в рамках общей статистики изображения, абсолютно лишенные видовой определенности - на бронзовых налобниках/наносниках из могильника Криволиманский, к.20, п.2 (Прохорова Т.А. Погребение эпохи раннего железа из могильника Криволиманский-I. Советская археология. № 1. 1987. Рис.2, 6), из Острой могилы (Яценко И.В. Скифские погребения близ Ногайска // Вестник древней истории. № 1. 1956. Рис.5: б), из кургана 2 у с. Аксютинцы (1883-1885 гг.) (Могилов А.Д. Спорядження коня скiфськоi доби у Лiсостепу Схiдноi Европи. Киiв; Кам'янець-Подiльський, 2008. Рис.167, 16) и из кургана Вакулина Могила (Там же. Рис.167, 17). Эти изображения находятся на границе образов птицы, хищника и грифона.

[27] В принципе, Боковую гробницу Скифской могилы, близкую по времени Центральной гробнице этого кургана, С.А. Скорый и Я. Хохоровский датируют более узко - 2-ой пол. V в. до н.э., исходя из хронологической позиции хиосских амфор из Центральной гробницы. Однако авторы раскопок делают при этом оговорку, что как таковые уздечные комплекты из Боковой гробницы могут датироваться в рамках всего V в. до н.э. (Скорый С., Хохоровски Я. Аристократический курган Скифская Могила вблизи Мотронинского городища (Украинская Правобережная Лесостепь) // Stratum plus. 3. 2005-2009. С. 272, 273).

[28] Дата установлена в первую очередь по чернолаковому скифосу группы St._Valentin (Бидзиля В.И., Полин С.В. Скифский царский курган Гайманова Могила. Киев, 2012. С. 514).

[29] Канторович А.Р. Изображения обособленных конечностей хищников в искусстве скифского звериного стиля Восточной Европы: типология, хронология, анализ истоков и эволюции (монография в журнале) // Stratum plus. 3. 2012. С.41-47.

[30] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи (VIII-III века до н.э.). М., 2006. Кат.107.

[31] Ксенофонтова И.В. Указ. соч. С.141, 144, кат.23; Лесков A.M., Беглова Е.А., Ксенофонтова И.В., Эрлих В.Р. Указ. соч. С.66.

[32] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII-IV вв. до н.э. СПб, 2003. С. 261, 296.

[33] Бiдзiля В.I. Дослiдження Гаймановоi Могили // Археологiя. 1, 1971. С. 55.

[34] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 286, 296.

[35] Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С.452, 510.

[36] Силантьева Л.Ф. Некрополь Нимфея // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 69. 1959. С. 85-86. Рис.48: 1.

[37] Петренко В.Г. Правобережье Среднего Приднепровья в V-III вв. до н.э. // Свод археологических источников. Д 1-4. 1967. Табл.37: 5.

[38] Галанина Л.К. Скифские древности Поднепровья (Эрмитажная коллекция Н.Е. Бранденбурга) // Свод археологических источников. Д1-33. М., 1977. Табл.13, 1.

[39] Онайко Н.А. Античный импорт в Поднепровье и Побужье в VII-V вв. до н.э. // Свод археологических источников. Д 1-27. М., 1966. С. 25, 60; Петренко В.Г. Указ соч. С. 92; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. Табл.26. С. 2.

[40] Онайко Н.А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье в IV-II вв. до н.э. С.59; Петренко В.Г. Указ. соч. С. 93.

[41] Петренко В.Г. Указ. соч. С. 92.

[42] Петренко В.Г. Указ. соч. С. 92, 93; Галанина Л.К. Скифские древности Поднепровья (Эрмитажная коллекция Н.Е. Бранденбурга) // Свод археологических источников. Д1-33. М., 1977. С.29.

[43] Алексеев А.Ю. Хронология и хронография Причерноморской Скифии V в. до н.э. // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып.31. 1991. С. 50, 51, рис. 2: 20; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 296.

[44] Галанина Л.К. Кубанское уздечное снаряжение IV в. до н. э. (по материалам Елизаветинского кургана, раскопанного Н.И. Веселовским в 1913 г.) // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 37. 2005. С. 104.

[45] Ханенко Б.Н., Ханенко В.И. Древности Приднепровья и побережий Чёрного моря. Вып. II. Киев, 1899. Табл. XXI, 401; Ильинская В.А. Ильинская В.А. Скифы Днепровского Лесостепного Левобережья. Киев, 1968 С.79; Алексеев А.Ю. Скифская хроника (Скифы в VII-IV вв. до н.э. Историко-археологический очерк). СПб., 1992. С.149; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. 528-529.

[46] Эрлих В.Р. Святилища некрополя Тенгинского городища II: IV в. до н.э. М., 2011. С. 48-81, рис.16-18, 21-22 (цветные); рис.10, 11, 13, 17, 22, 68-72 (черно-белые).

[47] См. о данном образе: Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи (VIII-III века до н.э.). М., 2006. С.75-78.

[48] Пузикова А.И. Курганные могильники скифского времени Среднего Подонья (публикация комплексов). М., 2001. С.183, 184. Эта датировка указана в публикации А.И. Пузиковой на с.182, тогда как на с.184 данной монографии содержится опечатка - дата указана как 1-я пол. IV в. - 1-я пол. III в. до н.э. (Пузикова А.И. Указ. соч. С. 183, 184).

[49] Переводчикова Е.В. О локальных чертах скифского звериного стиля Прикубанья // Советская археология. № 4. 1987. С. 49.

[50] Там же. С.47, 49.

[51] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. Кат. 67.

[52] Ксенофонтова И.В. Указ. соч. С. 144, кат.22, рис. 3: 6; Лесков A.M., Беглова Е.А., Ксенофонтова И.В., Эрлих В.Р. Указ. соч. С.28.

[53] Minns E.H. Op. cit. Fig. 318; Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... С.74. Табл. 312.

[54] The Golden Deer of Eurasia. Scythian and Sarmatian Treasures from the Russian Steppes. N.Y. 2000. Р. 166, fig. 107; Канторович А.Р., Яблонский Л.Т. О северопричерноморских и северокавказских параллелях изображениям в скифо-сибирском зверином стиле из Филипповских курганов // Нижневолжский археологический вестник. Выпуск 10. Под ред. А.С. Скрипкина, Л.Т. Яблонского. Волгоград, 2009. С. 74-76, рис.5-6)

[55] Еще один грифон с вероятными оленьими рогами представлен на золотой пластине из кургана 45 у с. Берестняги (Бобринский А.А. Курганы и случайные археологические находки близ местечка Смелы. Т.III. СПб., 1901. Табл. XIX, 2), однако недостаточное качество опубликованного изображения и отсутствие знакомства автора с данным изделием de visu не позволяют пока включить это изображение в изучаемый массив.

[56] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. Кат.69.

[57] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. Кат.115, 117.

[58] Leskov. Op. cit. Cat. №172.

[59] Эрлих В.Р. Святилища некрополя Тенгинского городища… Рис.103:6.

[60] Галанина Л.К. Кубанское уздечное снаряжение IV в. до н. э. С. 98, 104.

[61] Мозолевский Б.Н. Малый Чертомлык // Скифы Северного Причерноморья / Под ред. Е.В. Черненко. Киев, 1987. С. 68; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 514-515.

[62] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 261, 296.

[63] Болтрик Ю.В., Фиалко Е.Е., Чередниченко Н.Н. Бердянский курган // Российская археология. № 3. 1994. С.154, 155; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 261-262; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С.519.

[64] Манцевич А.П. Курган Солоха. Публикация одной коллекции. Л., 1987. С. 65.

[65] Галанина Л.К. Кубанское уздечное снаряжение IV в. до н. э. С. 98, 104.

[66] Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 514.

[67] Мозолевский Б.Н. Скифский царский курган Желтокаменка // Древности степной Скифии / Под ред. А.И. Тереножкина, Б.Н. Мозолевского, Е.В. Черненко. Киев, 1982. С. 217; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 546-547.

[68] Это различные псалии из кургана 4 группы Семибратних (Borovka G. Scythian Art. L., 1928 Pl. 14; Rostovtzeff M. The Animal Style in South Russia and China. Princeton, N.Y., 1929. Tabl.V:18; Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... Рис.60, 61; Отчет Императорской археологической комиссии за 1876 г. СПб, 1879. Рис. на с.134, №3; Отчет Императорской археологической комиссии за 1877 г. СПб, 1880. Рис. на с.14, №7; Канторович А.Р. Меото-скифское искусство Прикубанья (VII - начало III в. до н.э.) // Античное наследие Кубани. В 3 т. Том 1. Часть III / Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина, В.Д. Кузнецова. М., 2010. Рис.42), находка на Тамани (Piotrovsky B., Galanina L., Grach N. Scythian Art. Leningrad, 1986. Сat. № 86) и Майкопский клад (Leskov. Op. cit. Cat. № 249). Хронология этой серии основывается на объективной датировке 4-го кургана группы Семибратних 440-430 гг. до н.э. по античным чернолаковым чашам (Горончаровский В.А. О хронологии Семибратних курганов // Третья Абхазская международная археологическая конференция: Проблемы древней и средневековой археологии Кавказа: Материалы /. Под ред. М.Т.Кашубы, А.Ю. Скакова. Сухум., 2013. С.232, табл.1).

[69] По свидетельству Е.Н.Черепановой и А.А Щепинского, в Водославовке в одном комплексе с еще одним навершием найдено навершие с "изображением скифского бога Геракла-Таргитая, оседлавшего дракона и охотящегося на оленя" (Черепанова Е.Н., Щепинский А.А., 1966. С.75). Очевидно, именно последнее изделие является ближайшим аналогом навершиям из Слоновской Близницы. О нем упоминают Н.А. Онайко (Онайко Н.А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике // Художественная культура и археология античного мира. Сборник памяти Б.В. Фармаковского / Под ред. Н.И. Сокольского, И.Б. Брашинского, К.С. Горбуновой, П.Н. Шульца, Г.А. Цветаевой, И.Г. Шургая М.: Наука. 1976. С. 178, прим. 17) и И.Д. Ратнер (Ратнер, 1984. С.67), оно упомянуто и учтено в типологии наверший Е.В. Переводчиковой, но до сих пор, к сожалению, остается неопубликованным и недоступным для исследования.

[70] См. подробнее о стилистике и семантике данной сцены: Канторович А.Р. Изображения на скифских навершиях из кургана Слоновская Близница: стилистика и семантика // Российская археология. № 4. 1998. С. 78-88.

[71] См. подробнее: Онайко Н.А. Антропоморфные изображения... С. 168-169, рис.5; Канторович А.Р. Изображения на скифских навершиях из кургана Слоновская Близница. С.78-88.

[72] Онайко Н.А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье в IV-II вв. до н.э. Табл. V, № 304; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 519-520.

[73] Яценко И.В. Искусство эпохи раннего железа // Произведения искусства в новых находках советских археологов. М., 1977. С. 48, 93-94.

[74] К данному типу примыкают изображения на бронзовых навершиях из кургана Каменская Близница (Андросов, Мухопад, 1987. С.68-69, рис.6:6), однако в силу крайней схематизированности и неясности (по сути, они десемантизированы), данные изображения не включаются в данный тип и не учитываются в общей статистике.

[75] Бiдзiля В.I. Указ. соч. С.55; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 228, 230, 243, 263; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 452, 510.

[76] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 268-270; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 562-563.

[77] Мозолевський Б.М. Товста Могила. Киiв, 1979. C. 229; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 264, 266; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 521-523.

[78] Мозолевский Б.Н. Скифский царский курган Желтокаменка. С. 217; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С.546-547.

[79] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 268-270; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 565.

[80] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 263, 286, 296, прим.318; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 240, 407.

[81] Болтрик Ю.В., Фиалко Е.Е. Останнi дослiдження кургану Чмирева могила // Археологiя i давня iсторiя Украiни. 8. 2012. C. 57.

[82] Leskov. Op. cit. Pp. 49-50, cat. № 62.

[83] Канторович А.Р. Сюжет стоящего/идущего оленя в восточноевропейском скифском зверином стиле и его реплики в искусстве «савроматской» и кара-абызской культуры // У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 8 / Под ред. С.В. Кузьминых, А.А. Чижевского, Г.Р. Руденко. Елабуга, 2009. С. 247-248, 250-251, рис.3:1-4.

[84] Там же. С. 247-248.

[85] Алексеев А.Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. СПб., 2012. С.252.

[86] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 261-262; Про датування Бердянського кургану (за керамiчними матерiалами) // Археологiя. 1. 2000. С. 108-109; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 519.

[87] Мозолевський Б.М. Указ. соч. С. 229; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 264, 266; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 521-523.

[88] Grač N. Der Kurgan Kul'-Oba. Zwei Gesichter der Eremitage. Band I. Die Skythen und ihr Gold. Bonn, 1997. S. 157.

[89] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 268-270; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 565.

[90] Отрощенко В.В. Парадный меч из кургана у с. Великая Белозерка // Вооружение скифов и сарматов / Под ред. Е.В. Черненко. Киев, 1984. С. 126.

[91] Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... С.59.

[92] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. С. 56-61, рис. 9-11, 15.

[93] Ср. такие канонические версии позднегреческого грифона, как голова на рукояти махайры из 3-го Семибратнего кургана (Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... Табл. 137), головы на уздечных распределителях из Филипповских курганов (The Golden Deer of Eurasia… Fig. 10) или на деталях саркофага из Большой Близницы (Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов... Табл. 312).

[94] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. С. 55-61, рис.11.

[95] Кобылина М.М. Поздние боспорские пелики // Материалы и исследования по археологии СССР. № 19. 1951. Рис. 5: 1; 6: 3; 4: 7; Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям РФ и стран СНГ. Т.1. М., 2000. С. 150, кат. 56а; 152, кат. 60а, 64а; 154, кат. 62а; 155, кат. 63а; 156, кат. 65а.

[96] Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л. 1960. Рис. 87.

[97] Венедиков И., Герасимов Т. Тракийското изкуство. София. 1973. Табл. 152.

[98] Ср. Мелюкова А.И. Скифия и фракийский мир. М. 1979. С.119.

[99] Канторович А.Р. Сюжет стоящего/идущего оленя… С. 247-248, 250-251, рис.3:1-4.

[100] Канторович А.Р. "Летящие" и лежащие олени в искусстве звериного стиля степной Скифии // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея). Вып. 2 / Под ред. Р.М. Мунчаева. Армавир - М., 1996. С. 46-59.

[101] Там же.

[102] Borovka G. Op. cit. Pl. 20B.

[103] Алексеев А.Ю., Боковенко Н.А., Васильев С.С., Дергачёв В.А., Зайцева Г.И., Ковалюх Н.Н., Кук Г., Ван дер Плихт Й., Посснерт Г., Семенцов А.А., Скотт Е.М., Чугунов К.В. Евразия в скифскую эпоху: радиоуглеродная и археологическая хронология. СПб: «Теза». 2005. С.166.

[104] Венедиков И., Герасимов Т. Указ. соч. С.94.

[105] Алексеев А.Ю., Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. С.252.

[106] Интересно, что такая трансформация в голову козла находит себе параллель на восточной окраине скифо-сибирского мира, где мы встречаем яркий пример использования голов горного козла в качестве элемента "превращения" парных кошачьих хищников на бронзовой пряжке из Монголии (Ол-Сум), из коллекции П.К.Козлова (рис.9, 10) (Руденко С.И. Указ. соч. С.319-320, рис.160).

[107] Leskov. Op. cit. Cat. 316.

[108] Ксенофонтова И.В. Указ. соч. С. 138-139, 142-144, кат. 9-12, 21; Лесков A.M., Беглова Е.А., Ксенофонтова И.В., Эрлих В.Р. Указ. соч. С. 23.

[109] Ксенофонтова И.В. Указ. соч. С. 141, 144, кат.23; Лесков A.M., Беглова Е.А., Ксенофонтова И.В., Эрлих В.Р. Указ. соч. С.66.

[110] Скорий С.А. Курган Переп'ятиха (до етнокультурноi iсторii Днiпровського Лiсостепового Правобережжя). Киев, 1990. С. 38-43, фото 7, 1; 7, 2-5, 8, 1-4.

[111] Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Л., 1925. С. 482.

[112] Скорий С.А. Указ. соч. С. 38-42.

[113] Скорий С.А. Указ. соч. С.65, рис.10:1-3.

[114] Marunti M.G., Rudenko S.I., Manganaro G., Grifo. Enciclopedia dell'arte antica classica e orientale. Vol. III. Roma, 1960, fig.1346.

[115] Скорий С.А. Указ. соч. Рис.10, 2.

[116] Кисель В.А. Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов. СПб., 2003.С. 54, рис.51.

[117] Frankfort H. Cylinder seals. L., 1939. P. 311-313, fig.113.

[118] Furtwängler A. Op.cit. Sp.1762, abb.

[119] Скорий С.А. Указ. соч. Рис.10, 3.

[120] Frankfort H. Op. Cit. Р. 311-312.

[121] Шкурко А.И. Фантастические существа в искусстве Лесостепной Скифии // Труды Государственного исторического музея. Вып. 54, 1982. С. 3.

[122] Скорий С.А. Указ. соч. С. 67, табл.2.

[123] Ковпаненко Г.Т., Бессонова С.С., Скорый С.А., Памятники скифской эпохи Днепровского Лесостепного Правобережья. Киев, 1989. С. 32, 141, 258-259; Скорий С.А. Указ. соч. С.66-68; Скорый С.А. Скифы в Днепровской Правобережной Лесостепи (проблема выделения иранского этнокультурного элемента). Киев, 2003.С. 34, 121.

[124] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. С.96.

[125] Ильинская В.А. Скифы Днепровского Лесостепного Левобережья. С. 76-77; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. Табл.26: 10.

[126] Канторович А.Р. Истоки и вариации образа бараноптицы (грифобарана) в раннескифском зверином стиле // Материалы и исследования по археологии России. Вып.8. М., 2007. С.235-257; Канторович А.Р. Проблема хронологии образа бараноптицы (грифобарана) в раннескифском зверином стиле // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Материалы международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня выдающегося российского археолога Михаила Петровича Грязнова / Под. ред. В.А. Алёкшина и др. СПб., 2012. С. 362-370, табл.1, рис.1-3. К сожалению, в этой публикации в результате технической погрешности, допущенной при нанесении символов на карту, значок, соответствующий погребению у пос. Семеновка под Каховкой (Херсон. обл.) был помещен мною на территорию Крыма (Там же. С. 366, рис.3). В настоящей публикации (рис.18 - карта) эта ошибка исправлена.

[127] Там же. С. 362, табл.1.

[128] При подсчете в целях статистической точности были исключены фрагментированные изображения голов с сохранившимися бараньими рогами, но с утраченной передней частью, так как нельзя быть абсолютно уверенным, принадлежали ли они бараноптицам или же баранам. Это одна из костяных уздечных пронизей из кургана 2/В Келермесского могильника (Галанина Л.К. Келермесские курганы. С.240, кат.241, табл.22), завершение костяного псалия из к.6 могильника Новозаведенное-II (Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Погребения подростков в могильнике Новозаведенное-II // Материалы и исследования по археологии России. Вып. 7, 2006. C. 339, рис.4: 7 (верхний)) и костяное навершие псалия из кургана 10 могильника Новозаведенное-II. По той же причине здесь не учитывались изображения с недостаточным качеством воспроизведения птичьих черт или с преднамеренной иконографической «пограничностью». Имеются в виду одна из бронзовых пронизей-распределителей уздечных ремней из Захарейковой могилы (Ильинская В.А., Мозолевский Б.Н., Тереножкин А.И. Курганы VI в. до н.э. у с. Матусов // Скифия и Кавказ / Под ред. А.И. Тереножкина. Киев, 1980. Рис. 36: 2) и из Музея Метрополитен (Иванчик А.И. Киммерийцы и скифы. Культурно-исторические и хронологические проблемы археологии восточноевропейских степей и Кавказа пред- и раннескифского времени. М. 2001. Рис. 13); а также бронзовые псалии из кургана 1 у хутора Говердовского, раскопки А. А. Нехаева (Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. Кат. 53) и из кургана 12 могильника Нартан (Батчаев В.М. Древности предскифского и скифского периодов // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии в 1972-1979 гг. Вып. II. / Под ред. В.И. Марковин. Нальчик, 1985. Табл. 33: 30).

[129] Канторович А.Р. Истоки и вариации образа бараноптицы… С. 235-257; Канторович А.Р. Проблема хронологии образа бараноптицы… С. 362-370.

[130] Галанина Л.К. Келермесские курганы. С.184-192; ср. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии С. 103-107. О предложении А.Ю. Алексеева и Т.В. Рябковой удревнить дату ранней группы Келермесских курганов (курганов Веселовского 1/В и 2/В) до времени ранее 670-х гг. до н.э. (первое упоминание переднеазиатских походов скифов в ассирийских источниках), не исключая и VIII в. до н.э. см.: Алексеев А.Ю., Рябковa Т.В. Скифы // Античное наследие Кубани. В 3 т. Том 1 / Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина, В.Д. Кузнецова. М., 2010. С. 243-245. Наши аргументы против этой гипотезы см.: Канторович А.Р. Проблема хронологии образа бараноптицы… С. 366-367.

[131] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 53, 295.

[132] Шрамко И.Б. О начальном периоде существования Бельского городища // Від Кіммерії до Сарматії. 60 років відділу скіфо-сарматської археології Національної академії наук України. Кieв, 2004. С.103-106; Шрамко И.Б., Задников С.А. Новые находки ранней античной керамики на Бельском городище // ΣΥΜΒΟΛΑ. Вып. 1 / Под ред. Р.М. Мунчаева. М.-Киев. 2010. С.294-300.

[133] Иванчик А.И. Указ. соч. С. 210. При этом соответствующий слой III В поселения Хазанлу датирован А.И. Иванчиком шире - 1-й пол. VII в. до н.э. (Иванчик А.И. Указ. соч. С. 279-280).

[134] Балахванцев А.С. Арамейская надпись из Рысайкино (к вопросу о скифских походах в Переднюю Азию) // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Материалы международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня выдающегося российского археолога Михаила Петровича Грязнова / Под ред. В.А. Алёкшина и др. СПб., 2012. С. 360.

[135] Соответственно М.И. Артамонов, Э. В. Яковенко и А. И. Шкурко трактуют налучье из Темир-горы как образ бараноптицы (грифобарана) (Артамонов М.И. Происхождение скифского искусства // Советская археология. № 4. 1968. Рис.4; Яковенко Э.В. Предметы звериного стиля в раннескифских памятниках Крыма // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии / Под ред. А.И. Мелюковой, М.Г. Мошковой. М., 1976. С. 128, 129; Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3), а Б.Б. Пиотровский, Л. К. Галанина и Н. Л. Грач - как воспроизведение птичьей головы (Piotrovsky B., Galanina L., Grach N. Op. Cit. P. 20).

[136] См. Канторович А.Р. Истоки и вариации образа бараноптицы…С. 245.

[137] Пиотровский Б.Б. Кармир-блур. Ереван, 1950. Т. 1. Рис. 64; Рябкова Т.В. Три костяных псалия из Прикубанья в коллекции Эрмитажа // Археологические вести. Вып. 20. 2014. Рис.3:9; Пиотровский Б.Б. Скифы и древний Восток // Советская археология, XIX, 1954. C. 142, рис. 1.

[138] Hauptmann H. Neue Funde eurasischer Steppennomaden in Kleinasien // Beiträge zur Altertumskunde Kleinasiens. Bd.1. Mainz, 1983. S. 251-270, abb. 4.

[139] Копейкина Л.В. Расписная родосско-ионийская ойнохоя из кургана Темир-Гора // Вестник древней истории. № 1. 1972. С. 156.

[140] См. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии С. 295

[141] Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Хронология центральной группы курганов могильника Новозаведенное-II. С. 239-240: 246; Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Погребение знатной скифянки из могильника Новозаведенное II (предварительная публикация) // Материалы и исследования по археологии России. Вып. 6, 2004. С. 197.

[142] Эрлих В.Р. Раскопки кургана Ульской группы в 2007 г. // Материальная культура Востока. Вып. 5. 2010. С.117.

[143] Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3. В.А. Ильинская, трактовавшая прикубанские изображеняи данной серии в качестве фантастических животных (Ильинская В.А. Скифы Днепровского Лесостепного Левобережья. С.158) отнесла приднепровские изображения данной серии (безъязыкие и с закрытой пастью) к другой образной группе, трактовав их как схематизированные головы коней - результат переработки малопонятного здесь образа грифона под влиянием местной лесостепной иконографии лошади (Iллiнська В.О. Скiфська вузда VI ст. до н.е. Археологiя XIII, 1963. С.45. Рис.3, 10; Ильинская В.А. Скифы Днепровского Лесостепного Левобережья. С. 158, табл.XXXVI, 11). Нам представляется обоснованной критика этой позиции со стороны А.И. Шкурко, который интерпретирует все изображения тупорылого зверя как хищника с грифоньими чертами и настаивает, что при всей схематизации данных образов, происходившей в Приднепровье, они «не становятся ближе к коню» (Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3, табл.II, 4-8).

[144] К данному образу в качестве десемантизирующего подражания примыкают композиционно сходные изображения зверя с зауженной мордой, но без языка и со слабо намеченным ртом на аналогичных навершиях, происходящих из кургана 2 у с. Коцюбинчики в Западном Подолье (Бандривский М.С. Курганы в Швайковцах и Коцюбинчиках - новый источник для датировки Западно-подольской группы раннескифской культуры (по материалам раскопок 2007-2009 гг.) // Российский археологический ежегодник, №3. 2013. Рис.14-16). Эти изображения не включаются нами в массив источника не только из-за их крайней видовой неопределенности, но и в силу их соответствия скорее требованиям восточногальштатской, нежели скифской, стилистики (ср. аналогичное фрако-гальштатское изображение на бронзовом навершии из Гернесег-Горнешты (Dumitrescu V. Arta preistorica in Romania. Bucureşti, 1974. Fig. 472, 3. Не случайно М.С. Бандривский, опубликовавший и тщательно проанализировавший навершия из Коцюбинчиков, полагает, что здесь изображена лань и что эти навершия «по всем признакам представляют собой промежуточое звено между навершиями восточноевропейской лесостепи и Карпатского бассейна» (Бандривский М.С. Указ. соч. С. 258-259).

[145] Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... Табл. 123, 125.

[146] Горончаровский В.А. Указ. соч. С. 232, табл.1.

[147] Piotrovsky B., Galanina L., Grach N. Op. Cit. Cat. № 207.

[148] Соответственно мы разделяем позицию А.И. Мелюковой, считающей, что здесь представлен грифон-гиппокамп, пожирающий хищника, в противовес мнению С.С. Бессоновой, трактовавшей это существо как образ «собако-птицы» (Безсонова С.С. Образ собако-птаха в мистецтвi Пiвнчного Причерномор'я скифськоi пори // Археологiя. 23. 1977. С. 15, рис.5; Мелюкова А.И. Краснокутский курган. М., 1981. С. 36). Показательно, что в более поздней своей работе С.С. Бессонова также называет эти существа грифоно-гиппокампами (Бессонова С.С. Крылатый конь - гиппокамп - морской конек и скифский Посейдон // Старожитностi Степового Причорномор'я i Криму. T.XI / Под ред. П.П. Толочко. Запорiжжя, 2004. С. 28).

[149] Ханенко Б.Н., Ханенко В.И. Древности Приднепровья и побережий Черного моря, 1907. Вып.VI. Киев, 1907. Табл.V, 562.

[150] Безсонова С.С. Указ. соч. С. 11-24.

[151] Ср., например, Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л., 1937. Рис.2.

[152] Коровина А.А. К вопросу об изучении Семибратних курганов // Советская археология. № 2. 1957. С. 186.

[153] Горончаровский В.А. Указ. соч. С. 232, табл.1.

[154] Там же.

[155] Ильинская В.А. Скифская узда IV в. до н.э. // Скифские древности / Под. ред. А. И. Тереножкина. Киев, 1973. С. С.55.

[156] Канторович А.Р. "Петушки" - один из образов звериного стиля степной Скифии // Граковские чтения на кафедре археологии МГУ 1989-1990 гг. / Под ред. Ю.Л. Щаповой, И.В. Яценко. М., 1992. С. 30-39.

[157] Бессонова С.С. Крылатый конь…. С.27-28.

[158] Мозолевський Б.М. Указ. соч. С.59.

[159] К данной группе изделий, очевидно, примыкают морфологически сходные среднеднепровские бронзовые уздечные бляхи из Новоселки, к.4 (2 экз.) (Могилов А.Д. Указ. соч. Рис.106, 11-12) и Умани, к.4, п.3 (4 экз.) (Могилов А.Д. Указ. соч. Рис. 106,20), однако в первом случае собственно изображение «петушка» практически отсутствует, остались лишь его контуры, во втором случае изображение крайне неопределенно в видовом отношении. Соответственно эти изображения не включены нами в общий корпус источников.

[160] См. Бессонова С.С. Крылатый конь…. С.27.

[161] Топал Д.А. [без указания года]. Новые кельтские и скифские находки из Северо-Восточной Болгарии // http://archaeology.ru/ONLINE/Topal/topal.html. Рис.3.

[162] Канторович А.Р. "Петушки" - один из образов звериного стиля степной Скифии. С. 36-37, рис.1:6.

[163] Мелюкова А.И. К вопросу о взаимосвязи скифского и фракийского искусства// Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии / Под ред. А.И. Мелюковой, М.Г. Мошковой. М., 1976. С. 115-116.

[164] Данная гипотеза, высказанная нами в 1992 году (Канторович А.Р. "Петушки" - один из образов звериного стиля степной Скифии. С. 36-37), была впоследствии поддержана С.С. Бессоновой (Бессонова С.С. Крылатый конь…. С.27).

[165] Мозолевський Б.М. Указ. соч. С. 229; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии С. 264, 266; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 521-523.

[166] Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии С. 263, 286, 296, прим.318; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 240, 407.

[167] Мозолевский Б.Н., Полин С.В. Курганы скифского Герроса IV в. до н.э. (Бабина, Водяна и Соболева могилы). Киев, 2005. С.356; Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 556.

[168] Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Чертомлык. (Скифский царский курган IV в. до н.э.). Киев, 1991. С.130-131; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 267-269.

[169] Ксенофонтова И.В. Указ. соч. С. 141, 144, кат.23.

[170] Здесь следует отметить, что с учетом копий насчитывается значительно больше изображений - 52, причем их основная масса (40 экз.) происходит из кургана Чертомлык.

[171] Данные наносники (1, 2) позолочены.

[172] Канторович А.Р. Изображения лося в восточноевропейском скифском зверином стиле: классификация, типология, хронология // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах / Под ред. М.Д.. Бухарина. Том третий. М., 2014. С. 478-480, рис.14: 23.

[173] Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Указ. соч. С. 130-131; Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. С. 267-269.

[174] Братченко С.Н., Швецов М.Л., Дубовская О.Р. Курган IV в. до н.э. в бассейне Северского Донца. Советская археология. №1. 1989. С. 171-172.

[175] При этом комплекс кургана у с. Кошеватое датирован В.Г. Петренко по типам наконечников стрел и бляшек от конской сбруи, в том числе со звериным стилем рубежом V-IV или IV в. до н.э. (Петренко В.Г. Указ. соч. Табл. 30, 3). Думается, что вышеназванные параллели заставляют исключить для кошеватовского изображения рубеж V-IV вв. до н.э. и датировать его не ранее 2-ой трети IV в. до н.э.

[176] Leskov. Op. cit. Р. 178-179.

[177] В одном из вариантов семибратненского изображения (1-1) ухо частично утрачено или же это следствие недолива металла.

[178] Cр. Leskov. Op. cit.. Р. 178.

[179] Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001. Рис.151: а, б, в.

[180] Oro: Il mistero dei sarmati e degli sciti. Catalogo della mostra (Milano, 15 marzo-15 giugno 2001). Milano, 2001. P. 149-150, fig.51.

[181] Прокопенко Ю.А. Историко-культурное развитие Центрального Предкавказья во второй половине I тыс. до н.э. Ставрополь, 2005. Рис.185: 21.

[182] Бобринский А.А., 1905. Отчет о раскопках, произведенных в 1903 году в Чигиринском уезде Киевской губернии // Известия археологической комиссии. Вып. 14. СПб. С.18, рис.46; Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... Таб.80.

[183] Ханенко Б.Н., Ханенко В.И. Древности Приднепровья и побережий Чёрного моря. Вып. II. Киев, 1899. Таб.XVI, 316.

[184] Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов... Таб.114.

[185] Мошинский А.П. Древности горной Дигории VII - IV вв. до н.э. систематизация и хронология // Труды Государственного исторического музея. Вып. 154. М. 2006. С.25.

[186] Могилов А.Д. Указ. соч. С. 27.

[187] На краю Ойкумены. Греки и варвары на северному берегу Понта Эвксинского. М., 2002. С. 92, № 398; Конь и всадник. Взгляд сквозь века. Каталог выставки. М., 2003. С.29, № 38.

[188] Канторович А.Р. Эволюция и хронология сюжета свернувшегося в кольцо хищника в восточноевропейском скифском зверином стиле // Проблемы истории, филологии и культуры. № 4. 2014. С. 79-87.

[189] Бидзиля В.И., Полин С.В. Указ. соч. С. 452.

[190] Канторович А.Р. Классификация и типология элементов "зооморфных превращений"… С. 86-101, 121.

[191] Канторович А.Р. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона и грифоноподобных существ... С. 106-122, рис.1-12.

[192] Ср. Скорий С.А. Указ. соч. С.65, рис.10, 1-3.

[193] Канторович А.Р. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона… С. 117-120, рис.10.

[194] Галанина Л.К. Келермесские курганы. Табл. 1, кат. 52; табл. 38, 39, кат. 41. Данные предметы - импортные; они изготовлены, скорее всего, в Малой Азии, в греко-ионийской и лидийской среде, хотя нельзя исключать, пусть и с меньшей вероятностью, их производство где-то в другом месте по заказу скифского вождя, - но опять-таки малоазийскими мастерами (Кисель В.А. Указ. соч. С. 52-56, 85-99).

[195] Жизнь животных. Том 5. Птицы. С. 182. Ср. Руденко С.И. Указ. соч. С.285-293; Кубарев В.Д., Черемисин Д.В., 1984. Образ птицы в искусстве ранних кочевников Алтая // Археология юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. Рис.3.

[196] Ср.: Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы). Новосибирск, 1994. С. 8.

[197] Жизнь животных в 6 томах. Т.5: Птицы. С. 173-177, рис.86, 87, табл.20.

[198] См. подробнее: Канторович А.Р. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона… С. 109-110, рис.2, 3.

[199] Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.Табл. XXV.

[200] Галанина Л.К. Келермесские курганы. Табл.9, кат.1.

[201] Погребова Н.Н. Указ. соч. С. 62, 65-66.

[202] Погребова Н.Н. Указ. соч. С. 62; Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3.

[203] Канторович А.Р. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона… С. 112-114.

[204] Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И., 2005. Могильник скифского времени Рогозиха-1 на левобережье Оби. Барнаул. С.55, рис.58

[205] Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3.

[206] Канторович А.Р. Истоки и вариации образа бараноптицы… С. 238-240.

[207] Артамонов М.И. Происхождение скифского искусства. С. 35, 36; Виноградов В.Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (VII-IV века до н.э.). (Вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза). Грозный, 1972. С. 142-146; Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3; Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и древний Восток. М., 1992. С.129-132.

[208] Подробнее о вероятных истоках данного образа см. Канторович А.Р. Истоки и вариации образа бараноптицы… С. 240-243.

[209] Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3; Чежина Е.Ф. Раннескифские зооморфные псалии из Южного Приуралья и Нижнего Поволжья // Сообщения Государственного Эрмитажа. Т. LII. Л., 1987. С. 27; Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII-IV вв. до н.э.). СПб., 2006. С.67; Канторович А.Р. Меото-скифское искусство Прикубанья. Рис. 21.

[210] Ср. Шкурко А.И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии / Под ред. А.И. Мелюковой, М.Г. Мошковой. М., 1976. С. 91; Королькова Е.Ф. Указ. соч. С. 68.

[211] Канторович А.Р. Истоки и вариации образа бараноптицы… Рис. 5.

[212] Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3.

[213] Галанина Л.К. Келермесские курганы. Табл. 38-39, кат. 40.

[214] Галанина Л.К. Келермесские курганы. С.148; Кисель В.А. Указ. соч. С. 66.

[215] Akurgal E. The Art of the Hittites. New York, 1962. P. 293, fig. 126.

[216] Ghirshman R. Protoiranier, Meder, Achämeniden. Universum der Kunst, Bd. 5. München, 1964. Abb. 63, 90, 137, 139.

[217] Frankfort H. Op. Cit. Рl.XXXIV, a.

[218] Канторович А.Р. К вопросу об истоках и вариациях образов грифона... С. 123-124, рис.15.

[219] К этим типам примыкают золотые нашивные бляшки, происходящие из памятников IV в. до н.э. (с территории Нижнего Поднепровья и Крыма), оформленные в виде искаженных и упрощенных отображений сфинкса (?) (Носаки, курган 13 - Бидзиля В.И., Болтрик Ю.В., Мозолевский Б.Н. Савовский И.П. Указ.соч. Рис.35: 3; Солоха, боковое погребение - Манцевич, 1987, кат.44) и орлиноголового грифона позднегреческого типа (Куль-Оба, собрание Государственного Эрмитажа и собрание Одесского археологического музея - Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов… Табл.225; Островерхов А.С., Охотников С.Б. Указ.соч. Рис.3: 4; Treasures from the Black Sea Coast. Catalogue of the exhibition at the National Museum in Cracow. March-June, 2006. Krakow, 2006. P.122, fig.8). Однако, как представляется, эти изображения - результат не взаимопроникновения скифской и греческой стилистики, а следствие тиражирования и схематизации в собственно греческой художественной среде. Поэтому в наш корпус источников данные изображения не включаются.

[220] Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Указ. соч. С.102-103

[221] Канторович А.Р. Изображения лося в восточноевропейском скифском зверином стиле: классификация, типология, хронология. Рис.14.

[222] Раевский Д. С. Мир скифской культуры. М., 2006. С.64-66, 84; Бессонова С.С. Крылатый конь...С.25.

[223] Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. СПб, 2001. С. 25-78.

[224] Черемисин Д.В., Запорожченко А.В. "Сакральные центры" Евразии на Алтае, на Енисее и легенда об аримаспах и грифах в современных интерпретациях // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 230.

[225] Шкурко А.И. Фантастические существа... С. 3.

 

Автор: Канторович Анатолий Робертович – д.и.н., доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // Электронный научный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова «Исторические Исследования» № 3 (2015), [leech=http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/47] пруф[/leech]

загрузка...