SwordMasters > Вторая страница статьи - Европейский средневековый военный костюм, часть вторая

Французские лучники

Длинный лук был не только английским оружием. Великолепные лучники имелись во Фландрии. Германии и Франции, некоторые из них служили в «английских» ротах. Луком также пользовались не только иомены и простолюдины. В указе, изданном в 1425 г. пятым герцогом Бретани Жаном, говорилось, что «мелкопоместные дворяне должны оттачивать мастерство стрельбы из лука. Если же они совершенно не умеют пользоваться луком, то должны вооружаться гизармом, иметь хороший салад  поножи, а также иметь coiistilleur. И пару хороших верховых лошадей. Состоящие в свите дворянина должны иметь бригандину и хороший салад, по крайней мере хороший paletock, с пластинами и кольчужными рукавами. Вооружение их должно состоять  из гизарма или лука, причем они должны уметь пользоваться своим оружием».

В своей безуспешной попытке сформировать нечто, сравнимое с отрядом английских лучников, французский король Карл VII в 1448 г. приказал, чтобы каждый церковный приход в его королевстве экипировал одного лучника. В стандартный набор экипировки и вооружения входили бригандина или гамбезон, салад, меч, кинжал, лук со стрелами или арбалет». Французским лучникам обещалась отмена всех налогов. Они носили белые кресты и. иногда, ливреи своих капитанов или деревень.

французский лучник французкий лучник оперение стрел
«Свободный лучник» носит французскую ливрею с капюшоном поверх красно-белого камзола и рейтуз. Детали хвостового оперения стрелы. Оперение подклеено и привязано льняной нитью. Зарубки на заднем конце стрел усилены костяными вкладышами. Цветное перо позволяло правильно ориентировать стрелу при выстреле.

Сохранились рисунки в настоящее время утраченного надгробья Гильома де Мая, капитан французских лучников (+1480). Капитан изображен в бригандине с коротким рукавом, наручах и поножах. Кольчужный воротник украшен фестонами по краю. На ливрее французский крест и вырезы по бокам, облегчающие движения рук. Лук капитана практически не отличим от английского длинного лука.

английские латники сер. 15 английский лучник

К середине XV в. многие дворяне, даже не будучи рыцарями, были достаточно состоятельны, чтобы обеспечить себя полным комплектом доспехов. Разного качества доспехи были доступны для покупателей разного уровня достатка. Латники теперь редко участвовали в бою верхом в роли ударной конницы или тактического резерва. Как правило, теперь сражения велись в пешем строю. Вооружение состояло из алебард и другого оружия с длинным древком. На снимке английские солдаты времен войны Алой и Белой Роз собираются вокруг штандарта, рядом с которым стоят капитан и барабанщик. Разные типы доспехов, некоторые воины поверх доспехов носят ливреи. Двое справа полностью экипированы, незащищенными остались лишь голени ног.

Этот английский лучник XV в. в ливрее с гербом своего хозяина, графа Стаффордад. Хорошо оплачиваемый наемник может себе позволить богато украшенный поясной ремень, меч и кошель. Несомненно, под гам-безоном поддета тонкая кольчуга. Три главных победы англичан над французами: Креси (1345), Пуатье (1356) и Азенкуре (1415) - окружили английских лучников ореолом легенды. Хотя многие детали утрачены, мы все же располагаем множеством описаний лучников. Нам известны имена некоторых из них, сражавшихся при Азенкуре: Девид Кок, Джон Графтон, Льюис Хант, Ричард Уайтиттон, Уильям Джодерал, Яптлос. Описание лучников гласит: «...без доспехов поверх пурпуантов, спущенные чулки. Они вооружены тесаками, топорами и длинными мечами. Некоторые из них босы. Некоторые носят humettes или шапки из cuir bouilli, или шлемы с железным каркасом, оплетенным ивовыми прутьями.

 

наемники-арбалетчики наемники-пикенеры

Великолепный образец композитного арбазета, Швейцария, около 1470 г. Искусство изготовления такого оружия в паши дни уже полностью утрачено, а немногие сохранившиеся образцы слишком ценны, чтобы проводить с теми пробные стрельбы. Несомненно, это очень мощный арбалет. Во всех странах применялись как большие луки, так и арбалеты, но в Германии, Швейцарии и северной Италии приоритет отдавали арбалетам, тогда как в Англии преимущество было у большого лука. Легкие арбалеты использовались для охоты, а большие арбалеты применяли при обороне крепостных степ. Вставка выше: плечо композитного арбалета в разрезе. В нижней части уложены роговые пластины, которые на снимке получились оранжевыми. Поверхность пластин покрыта насечками, благодаря которым они идеально подходят друг к другу. Мы не знаем, какой клей использовался для соединения роговых деталей, но в целом технология была весьма успешной, так как арбалет получался симметричным, сбалансированным и способным выдерживать большую нагрузку «Спина» арбалета выполнена из сухожилий, снаружи рога обтягивали пергаментом, берестой или, как здесь, плотной бумагой с узором.

Во время Столетней войны и первое время после ее завершения французская земля кишела безработными наемниками. Эти двое носят одежду путешественников. Все что они умеют - заниматься войной. Это опытные и опасные люди, они ищут кого-нибудь, кому можно предложить свои услуги. С собой они носят свое оружие. Обратите внимание па кранекин арбалетчика. На рукоятке меча висит небольшой щит-баклер, о котором упоминает Манчини. Наемники движутся по территории, па которой действуют банды бывших солдат, которые вступают в стычки с местными крестьянами и друг с другом. Побежденным бесполезно молить о пощаде.

В Англии ситуация была чуть лучше, но проблема стоят и здесь. Общество с подозрением относилось к бродячим солдатам. По малейшему поводу таких бездомных путешественников могли бросить в тюрьму. А тюрьма была не самым лучшим приключением. В правлении Генриха III в тюрьму Торлстона бросит двух чужестранцев и женщину. Без суда и следствия их держат в тюрьме до тех пор, пока один не умер, другой потерял ногу, а женщина - обе ноги. По-видимому, заключенных слишком сильно перевязали веревками, и началась гангрена. Суд откладывался, потому что судья не желал судить их, так как за ними не числилось никаких преступлений. О дальнейшей судьбе этих заключенных ничего не известно.

 

арбалетчик алебардист гамбензон из Дижона

Английский арбалетчик на службе у Парков в период войны Алой и Белой Роз. Поверх стеганого гамбезона с коротким рукавом падет железный нагрудник. Гамбезон в цветах герба английского короля Эдуарда IV. Одежда и экипировка качественные, по слегка поношенные в ходе кампании. Мощный стальной арбалет взводится с помощью кранекина.

Офицер пехоты из Блек-Форест, участник кампании 1474 года. Он одет во все черное и вооружен мечом и бердышом. Обратите внимание на прорези на рукавах. Многие городские отряды были хорошо экипированы и обмундированы в униформу. Например, в 1431 г. Регенсбург отправил свои отряд в состав армии, направлявшейся на подавление восстания гуситов. За командиром отряда следовали 73 конных воина и 71 арбалетчик со штандартом. Далее 16 аркебузиров сопровождали повозку с распятием и капелланом. Вспомогательный персонал включал кузнецов, кожевников и оружейников. Отряд располагал шестью пушками. На 41 повозке перевозили запас ядер и пороха, 60000 арбалетных болтов и стрел для луков, 300 зажигательных стрел, 19 пищалей, коровьи шкуры для изготовления навесов, а также запас зерна на шесть недель. Запасы провизии также включат в себя бекон, 1200 сыров, 80 вяленных рыб, свечи, уксус, оливковое масло, шафран и имбирь. Для питья использовалось австрийское вино и пиво. Следом погонщики гнали 90 быков. Известно множество свидетельств об униформе для городских отрядов. Во Франкфурте носили красно-белую ливрею, в Нюрнберге – красную. Ополченцы из Страсбурга получили бело-красные рубахи, причем как члены отряда, сформированного гильдиями, так и сформированных городом. В 1473 г. солдаты города Аугсбург носили красно-бело-зеленые ливреи. В 1474 г. солдаты из Уолсхата и Блек-Фореста получили черную униформу, а солдаты из Кальмара - красно-синюю. В тот же год Иоган фон Феннинген, епископ Базельский мобилизовал 1000 человек, обмундировав их в красные рубахи со своим гербом на левом рукаве. В 1459 г. пфальцграф Рейнский послал 1300 человек па помощь ландграфу Гессенскому. Все солдаты носили бело-синие ливреи. Известно также, что цветные обозначения наносили на повозки обоза.

Среди бургундских солдат, осаждавших замок Велексон в 1409/10 гг. было 30 воинов и 15 арбалетчиков из Дижона. В качестве знака отличия дижонцы носили на рукаве нашивку в форме развернутого свитка с красной надписью Dijon. Такая практика была широко распространена. В 1464 г. отряд, отправленный из Ноттингема на север был обмундирован в форменные куртки, а ярд белой фланели пошел па вырезание букв, которые потом нашили на куртки.

 

наемник латник латы вид со спины латные перчатки

В 1460-70-х гг. многие германские и швейцарские города формировали небольшие отряды самообороны. В тяжелые времена жители предпочитали платить отступные, нежели служить самим. Опытных воинов, вооруженных полутораручными мечами, охотно брат па службу Во время войны кроме меча использовались алебарды. Германия и Швейцария еще не существовали как отдельные независимые государства, поэтому лояльность наемников определялась прежде всего получаемым ими жалованьем. Воин носит одежду из качественной ткани. Его доспехи состоят из саллета с забралом, кирасы и перчаток. Поверхность доспехов рифленая. Доспехи хорошо подогнаны, их толщина разнится, достигая наибольшей величины на наиболее уязвимых участках. Саллет выкован из цельного куска металла, при этом имеет изящные очертания. Доспехи перевозили, обернув в одеяла, или обложив соломой в бочках или корзинах. В походе доспехи требовали постоянного ухода. Порванные ремни, поломанные пряжки, сорванные заклепки немедленно заменялись. Разрубленный плечевой ремень, не замененный во время, делал доспехи практически бесполезными.

 

кольчужный горжет сумка средневековая обувь

Для защиты шеи обычно использовался кольчужный воротник Воротник имел матерчатую подкладку и застегнется па ремни с пряжками, пуговицы или крюки сбоку или сзади. Каждому приходится носить с собой личные вещи: деньги, к ночи, ножик и ложку, носовой таток, гребешок и т.п. В средние века все это носили в кошеле, который подвешивался к поясному ремню. Непосредственно к поясному ремню предметы вешали очень редко. Но солдаты даже кошельки редко носили на поясе. Все, что открыто висит на поясе, может быть легко украдено или потеряно. Поэтому кошельки скрывали под одеждой. Женщины часто помещали кошельки между рубахами или юбками. Металлические украшения пользовались популярностью. Их масса удерживаю клапан в закрытом состоянии, В простейшем случае использовались оловянные и медные украшения. Состоятельные люди могли себе позволить отделку из серебра и золота. В начале XVI в. в одной книге упоминается список вещей, какие слуги должны всегда держать наготове, если хозяин вздумает отправиться в путешествие: «кошель, кинжал, плащ ночной котик, постой шаток, рожок для обуви, бумажник, туфли, копьё, мешок, капюшон, недоуздок, чепрак, шпоры, наяну, гребень для гривы, лук, стрелы, меч, баклер, перчатки, тетиву, нарукавник, ручку, бумагу, чернила, пергамент, красный воск, ластик, книги, перочинный нож, гребень, наперсток, иглу нитку, запасные ремешки, шило, нож, бритву». Высокие ботинки с подбитой гвоздями двухслойной подошвой. Ботинки застегиваются двумя ремнями с пряжками и шнурками.

Гамбезоны, куртки и бригандины

наверх

Средневековые авторы для описания мягких доспехов использовали в качестве синонимов слова jack, pourpoint, heuk, brigandine, haubergeon, gambeson, hackeion и anning coat. Иногда разные слова в одном и том же тексте обозначали один и тог же предмет, а иногда - разные предметы, причем авторам по было понятно, а нам уже нет. В наши дни чаще всего используются термины «акетон» и «гамбезон» для обозначения стеганных курток с толстой прокладкой и иногда кольчужным слоем, и термин «бригандина» для обозначения доспехов из нескольких слоев ткани с закрепленными на них металлическими пластинами. Матерчатые доспехи могли украшаться гербами владельцев или их хозяев. Состоятельные воины могли носить матерчатые доспехи, украшенные вышивкой, драгоценностями или мехом.

В 1444 г. мы читаем о кожаном пурпуанте с шестью слоями ткани, который носили под доспехами. Сэр Джон Пастон писал домой 3 июня 1473 г. о «новом одеянии из белой камки, которое он перешил в мягкий доспех».

(A) Стеганый гамбезон пешего солдата из Мацеевской библии (ок. 1250 г.). Покрой гамбезона практически не изменился на протяжении следующих 250 лет. От гамбезона требовалось смягчать удары и не сковывать движения владельца. Пошив гамбезона требовал известного навыка, существовали требования к качеству гамбезона. Следует упомянуть закон 1296 г., принятый в Париже, который регламентировал покрой и используемые материалы. В 1322 г .Эдуард II приказал лондонской гильдии мастеров по доспехам, чтобы акетоны и гамбезоны шились из добротных материалов. Чтобы на внешний слой и подкладку шла новая ткань, а внутренние слои допускалось делать из старых кусков льняной и хлопчатобумажной ткани.

(B) Писатели XV в. упоминают о характерных «мягких» куртках английских солдат, достигавших колен. В 1483 г. солдаты герцога Глостера носили куртки, «набитые пенькой... Чем мягче куртка, тем лучше она держит удар стрел и мечей». Фуке изображал иехотинцев в длинных стеганых гамбезонах, которые иногда носили под кольчугами. Более поздний фламандский художник Мемлинг изображал облегающие куртки модного покроя.

(C) Нагрудная пластина (plackart) в сочетании с курткой. Кольчужные шорты (braies d'acier) подвязывались к камзолу.

(D) Куртка иод кольчужным оплечьем, но над кольчужной юбкой или braies d'acier.

(E) Подробная прорисовка гамбезона. Руки и плечи дополнительно защищены металлической цепью. Подобные усиливающие накладки часто упоминаются в текстах того времени.

(F) Обратите внимание на колоколовиднын покрой подола и глубокие вырезы, не сковывающие движения. Плечи дополнительно защищены бахромой из веревок или кожаных полос.

(G) Еще одни пример накладок на рукавах. Сложная конструкция из пластин, колец и полос.

(Н и I) В хронике Шиллинга часто изображаются короткие куртки с высоким воротником и короткими стегаными рукавами. Подобные куртки пользовались популярностью среди лучников, служивших в английской и бургундской армиях. Толщина луков, размер шлемов, размер колчанов и высота воротника преувеличены художником.

(J) Типичная бригандина конца XV в.. отделанная бархатом. Заклепки луженые, чтобы защитить их от ржавчины и сгруппированы по три. Бригандина достаточно прочна, чтобы выдерживать удары, и в то же время достаточно гибка и удобна в носке.

(К) Аналогичная конструкция бригандины с коротким рукавом и подолом. В данном случае бригандину надели поверх доспехов. Из-под бригандины виден воротник камзола. Чулки с пуантами, которыми подвязываются высокие голенища сапог.

(L) Пластинчатые доспехи иногда покрывались тканью. В отличие от бригандин с мелкими пластинами, в данном случае требуется гораздо меньше заклепок.
(М) Накладные оплечья – частая деталь доспехов.

(N) Эти оплечья также могут быть рукавами бригандины. поддетой под кирасу.

(О) Бригандина набиралась из слегка изогнутых перекрывающихся металлических пластин, закрепленных заклепками на матерчатой основе.

(Р) К концу XV в. в моду вошли бригандины со множеством заклепок, наподобие и изображенного здесь итальянского образца. Под бригандину поддета кольчуга с рукавами «три четверти».

бригандины

 

германские мечники пеший воин   гамбезон

Легкие доспехи, вроде тех, что показаны на двух германских меченосцах, были популярны в конце XV в. Многие солдаты отказывались от защиты ног в пользу мобильности.

Справа: хорошо экипированный бургундский пеший воин носит гамбезон и железный нагрудник «германского» типа. Удобство гамбезона заключалось в том, что множество внутренних слоев ткани удерживалось на месте строчкой, а покрой гамбезона не сковывал движений. Известно множество упоминаний о такой одежде в источниках XV в., относящихся к Бургундии, Франции и Англии. Тщательная реконструкция доказала, что ношение гамбезона достаточно комфортно, он не ограничивает движений, обеспечивая неплохой уровень защиты владельцу. В районе плеч толщина гамбезона увеличена для защиты от рубящих ударов сверху вниз. Здесь толщина достигает 18 слоев ткани. В районе пояса толщина уменьшается. Гамбезон неплохо защищает человека сан по себе, даже без металлических доспехов. Следует отметить, что гамбезон многослоен даже в районе швов. Благодаря иной особенности, швы не менее прочные, чем остальная поверхность мягкого доспеха.

 
перевязь полуторного меча

Косые лучи заходящего солнца подчеркивают сложность покроя гамбезона, вид со спины.

Наш солдат вооружен прекрасным полутораручным мечом, который носили подвешенным к поясному ремню или к перевязи через плечо. Обратите внимание на небольшой ножик и мусат, закрепленные на верхней стороне ножен.

набивка стеганки гамбезна солдат облаченный в бригандину бригандина на поле боя

Гамбезон пошит из 18 слоев холстины. Французский король Людовик XI в своем указе приводит прекрасное описание конструкции этого мягкого доспехи: «гамбезоны шьют из тридцати или по меньшей мере двадцати пяти слоев ткани и оленьей кожи. Используется лучшая ткань, достаточно мягкая, чтобы легко сгибаться. Рукава шьются столь же прочными, что и остальная часть, но здесь отсутствует кожаный слои. Пройма (assiette) для рукавов достаточно большая. Воротник достаточно высокий, но не настолько, чтобы мешать носить салад. Гамбезон застегивается спереди, причем застежку должна защищать планка (porte piece) той же толщины, что и остальные части доспеха. Гамбезон носят с двуслойным пурпуантом без рукавов и воротника, к которому подвязываются чулки. Гамбезон должен быть легким в ношении. Для опытного солдата гамбезона вполне достаточно для защиты от рубящих ударов и летящих стрел».

Французский солдат в простой бригандине готовится к штурму. Заклепки расположены по одной, а не по три, пряжки перенесены вперед. Обычно бригандипа застегивазась на плечах и с боков, но встречались и такие, как зта. На заднем плане видны другие солдаты, они носят французские ливреи. До пас дошло несколько бригандин XV века. Одна парижская бригандина покрыта кожей, но чаще для внешней отделки использовался бархат и фланель. Чтобы заклепки держались, требовалась плотная ткань. Бригандины выпускались во множестве на любой вкус. Простые с минимальным числом пластин и дешевой фланелевой обшивкой, а также дорогие бархатные с позолоченными головками заклепок. В 1460-х гг. один из лучников герцога Берри носил бригандипу, крытую черным бархатом, с позолоченными заклепками и белым крестом. Голову лучника защищал bicoquet (по-видимому, разновидность саллета). Мы знаем, что старые доспехи иногда резали на куски для изготовления бригандин. Такая «утилизация», несомненно, была практичной. По расположению заклепок можно определить величину пластин бригандины. Чем реже видны заклепки, тем крупнее используются пластины.

 

средневековый плащ

Этот аркебузир служит в гарнизоне небольшого и ветхого замка Вомарк в Швейцарии. В конце февраля 1476 г. он ведет разведку в окрестностях замка. С юга слышна канонада в районе Грандсона, где бургундская армия Карт Смелого штурмует замок, удерживаемый бернским гарнизоном. Земли Рудольфа фон Хохберга, графа Невшателя лежат па границе между владениями Берна и Бургундией. Граф старался сохранять нейтралитет, но мирные переговоры 1475 г. шили в тупик, удалось добиться всего месячного перемирия. Армия швейцарской конфедерации выступила на помощь Грандсону, а бургундцы выдвинулись к замку Вомарк, принадлежавшему фон Хохбергу. Комендант замка получил приказ капитулировать при малейшей опасности, но ситуация оставалась неясной. Интересен был исход противостояния конфедерации и Бургундии. В небольших замках вроде Вомарка ни у кого ни от кого секретов нет, потому все разделяют беспокойство коменданта: чья сторона возьмет? Как известно, замок Вомарк взяли бургунды, но буквально через несколько дней 2 марта 1476 г. швейцарская конфедерация одержала экстраординарную победу при Грандсоне. Швейцарцы сожгли Вомарк, предварительно полностью разграбив его, вынеся все, вплоть до оконных переплетов.

плащ плащ закутаться в плащ

От непогоды в описываемый нами период защищались с помощью таких плащей. Плащи носили представители всех классов во время путешествий, верховых поездок, а также при передвижении по городу в дождь или снег. Среди солдат тащи также были весьма распространены. Короткие плащи считались модными и удобными для езды верхом. Плащи полной длины выкраивались из куска шерстяной ткани в форме сегмента в две трети круга В такой плащ можно было завернуться, полностью защитившись от холода и дождя. Плотная ткань плаща покрываюсь ланолином для дополнительной непромокаемости. Па груди плащи застегивались завязками или двумя-тремя пуговицами. На виде сзади видны глубокие складки и длинный хвост капюшона, хотя последняя деталь считаюсь к 1470-м гг. скорее старомодной.

плащ аркебузира S - образный серпентин пороховница из металла

Стрелок в простои, но толстой суконной мантии, менее громоздкой нежели плащ. Рукава с прорезями позволяют выпускать руки при стрельбе и работе. Под мантией поддета бургундская ливрея.

Аркебузиры конца XV века. Видны детали аркебуз. Слева фитиль закреплен в простом S-образном серпентине. Для спуска необходимо прижать хвостовик серпентина к прикладу. Более сложный замок имеет спусковой крючок, отделенный от серпентина.

Запас пороха хранили в пороховнице из металла, тыквы или рога. Мешок с пулями, фитилем и, возможно, формой для литья нуль, так как стандартных калибров в то время еще не существовало. В конце XV в. на страницах хроники Шиллинга изображены аркебузиры в бою. Они применяют патронные сумки с двумя отделениями. В одном отделении хранятся пули, а в другом - заранее сделанные навески пороха.

аркебузиры конец 15 в. ночной караул средневековый караульный

С середины XV века число аркебузиров в составе армий неуклонно росло. Здесь изображены бургундские стрелки. Бургундцы носили лишь легкие доспехи, а из аркебуз стреляли, прижимая приклад к плечу, так же, как это делают в наши дни. Во второй половине столетия постоянно совершенствовалась конструкция фитильного замка, в котором появился спусковой крючок и подпружиненный серпентин, крышка полки. Для шомпола нашли место под стволом.

Солдаты и горожане постоянно несли караул, днем и ночью, обходя лагерь или городские стены, освещая окрестности фонарями и спрашивая у проходящих пароль. В плохую погоду Бургундский аркебузир в фетровой шляпе и караульные заворачивались в мантии, плащи и капюшоны, некоторые из них специально шили для караульной службы. Здесь наш стрелок из Невшателя зажигает фитиль от фонаря у степы Вомарка.

Бургундский аркебузир в фетровой шляпе и без доспехов. Усталый, небритый и грязный, ОН патрулирует лес у Мора, перехватывая  швейцарских разведчиков, в конце мая 1476 г.  Герцог издавал указы, регламентирующие вооружение и доспехи солдат, но кто будет читать указы спустя три месяца после катастрофы под Граненном, когда сформированная с нуля армия движется к Мора.

акебуза серпентин

Реконструкция показала, что аркебузы XV в. были достаточно удобны в обращении. Хотя они не отличались высокой дальнобойностью, на коротких дистанциях их применение было вполне эффективным. Снова повторим: если бы оружие было неудобно, его бы никто не использовал. Швейцарцы и германцы формировали смешанные отряды застрельщиков (Cshuetzenfaehnlein), комплектуя их аркебузирами и арбалетчиками. Аркебуза имела одно неоспоримое тактическое достоинство - любой ополченец при известном везении одним нажатием на курок мог отправить на тот свет принца крови.

арбалетчик в латах взведение арбалета арбалетная стрела - болт

Швейцарский арбалетчик из кантона Ури в черно-желтой ливрее. Он сын преуспевающего ремесленника, его отец смог полностью экипировать сына, приобретя тому качественный германский шлем, кольчугу и нагрудник. Арбалет со стальными плечами, очень мощное оружие, но имеющее тенденцию ломаться в сильные холода.

Взведение арбалета с помощью кранекина. Кранекин – превосходный плод инженерной мысли, он позволяет быстро взвести очень мощный арбалет, который невозможно было бы взвести вручную или с помощью рычага. Кранекин работает по принципу современного домкрата, им можно пользоваться даже сидя в седле. Тетиву захватывает рейка с двумя крючками. Шестерня с рукояткой сдвигает зубчатую рейку до тех пор, пока тетива не зафиксируется спусковым механизмом арбалета. Внутри множество арбалетных болтов. В походном положении кранекин подвешивался к колчану.

Короткие арбалетные болты имели деревянное или пергаментное оперение. Здесь оперение вырезали из пергамента трофейной книги. Плоская пружина удерживает болт на месте. Нажатие па спусковой крючок освобождает рычаг, который отпирает пружину.

аобалет, колчан бородатый арбалетчик
Колчан покрыт кабаньей шкурой.

Бородатый офицер-арбалетчик в шлеме, украшенном тюрбаном, плюмажем и бычьей головой – гербом кантона Ури. Бороды противоречили католическим канонам, полному их ношение ограничивалось отдельными периодами в истории. Но брили бороды сравнительно редко, где-то раз в неделю, а в походе и того реже. Некоторые принимали обет не бриться. Например, такой обет давал Карл Смелый. Бородатые мужчины фигурируют на иллюстрациях на библейские темы, иногда бородатыми рисовали и солдат. Известен рассказ об одном сержанте, которого оттаскали за бороду в ходе драки в кабаке в Вильер-ле-От.

Военная Добыча

наверх

Для немногих счастливчиков военная служба была короткой и баснословно выгодной. Но редко кому везло больше, чем швейцарским наемникам, которые идут навстречу бургундцам, и которые выиграют сражения при Грансоне и Мора в 1476 г.

Когда Миллер. Ханс фон Брук и Йост Шиндлер из небольшого городка Эбикон стояли морозным утром 2 марта на заснеженном склоне у Консизе и глядели как строится лучшая в Европе армия, только что уничтожившая гарнизон замка Грансон, они горько жалели, что вообще связались с военной службой. Спустя всего несколько часов, роясь среди груд трофеев, обнаруженных в лагере герцога Бургундского, они уже ничуть не сомневались в правильности своего выбора.

Мы знаем, что удалось захватить этим трем солдатам. Точнее, что они посчитали нужным сообщить писарям, которые вели учет трофеям, определяя при этом долю каждого. По официальны данным в этот день Миллер сумел добыть половину комплекта ножных доспехов, которые он потом продал в Невшателе, один небольшой штандарт, одну длинную веревку, одну лошадь и скатерть. Ханс фон Брук захватил пару чулок (которые тут же надел) и один позолоченный молитвенник (patenoster) с четками. Кроме того, он потребовал от писаря компенсации за поломанную пику. Пост Шиндлер сообщил о том, что его трофеи - пара ножей.

Мы знаем, что сотни швейцарцев, сообщая о своих скудных трофеях, говорили что-то вроде «Я захватил было лошадь, но она сбежала», «мне удалось добыть доспехи, но кто-то их украл». При этом прятали ткани, золото, серебро, оружие, гвозди, сахар, инструменты, одежду, обувь и тысячи других вещей. Несмотря на блокпосты на дорогах и аресты, многим удалось вынести припрятанное.

Что сделали трое солдат из городка Эбикон? Мы можем предположить. Все трое были не бедняками, но ремесленник получает жалованье ремесленника. Хроники Шиллинга и хроника Чахтлана дают согласное описание одежды и экипировки швейцарцев. Они носили шерстяные камзолы, чулки и куртки. Наиболее популярными были цвета белый и красный. Шлемы: саллеты, бацинеты или железные шапки. Возможно, на шлемы наматывали тюрбаны цветов города Эбикон, или сине-белый тюрбан цветов кантона Люцерн.

Они могли носить кольчуги с нагрудником или без него, или полную кирасу. Последнее наиболее вероятно, если при этом их вооружение состояло из 5-метровой пики. Лучшие швейцарские пикинеры происходили именно из этого кантона, хотя искусство вести бой в плотном строю было распространено по всей Швейцарии. Другим основным типом вооружения была 1.8-метровая алебарда с крюком. Предполагалось, что солдаты сами себя обеспечивают оружием, при этом сами солдаты могли не иметь собственного вооружения, а позаимствовать его. Для защиты от непогоды солдаты могли носить плащи или мантии.

По пути домой в Эбикон солдаты шли грязные, усталые и небритые, но их грела мысль о прикопанном в лесу богатстве. В конце концов, по сравнению с соседом Чолием, оставшемся лежать на поле боя, им сказочно повезло.

Одежда, носимая под доспехами

наверх

(A) С гобелена из Байё. Символически показано мародерство на поле боя. В действительности, только сумасшедший согласился бы надеть кольчугу на голое тело.

(B) Более реалистичное изображение одежды, которую носили под кольчугой. Поза знакома каждому, кто пробовал снять кольчугу.

(C) Чулки, подвязанные шнурками к длинному камзолу. Иллюстрации некоторых фехтовальных пособий XV века изображают подобный костюм.

(D) Кольчуга надета поверх рубахи с фестончатым подолом.

(E) В одном из текстов конца XV в.. озаглавленном «Как следует экипироваться человеку, желающему сражаться в пешем строю», читаем: «Не следуег надевать рубаху, но камзол из фланели с дырчатой атласной подкладкой. Камзол должен быть усилен в местах крепления шнурков, кольчужные ластовицы нашиты на сгибах рукавов. Шнурки следует делать из прочной бечевки. На ногах следует иметь пару чулок из камвольной ткани, дополнительно усиленные на коленях. Пара туфель из толстой кожи, застегиваемые тремя шнурками. Подошва башмаков усилена нашитым шнуром».

дырчатая атласная подкладка
Описании фланелевого камзола (Е) говорится о дырчатой атласной подкладке. Дырки обшивались по периметру шнурком, что делало очень прочный и в то же время дышащий слой. Подобная техника временами упоминается в документах того времени. В одном германском тексте середины XV в. сообщается, что каждое отверстие дополнительно усиливаю латунное кольцо.

В 1434 г., работавший во времена Генриха VI английский Оружейник Джон Хилл упоминает о чулках без носков, сшитых из шнуров, а также о ботинках из красной кожи со шнурками.

(F. J и К) Редкие иллюстрации одежды, носимой под доспехами в XVI в. Рисунки из «Иллюстрированной описи» королевского арсенала в Мадриде.

(G) Рисунок Хуана де ла Абадия. Св. Михаил изображен в чулках из шнуров, о которых упоминали в п. Е.

(H) Портрет итальянского дворянина середины XVI в. Тот же камзол с кольчужными вставками, прикрытыми слоем кожи или ткани, и ремешки с металлическими концами. Только во второй половине столетия мода решительно изменилась.

(I) Braies d'acier часто изображают в манускриптах XV века. Известен по меньшей мере один документ, в котором предписывается их ношение – бургундский указ, подписанный в октябре 1473 г. Сен-Максимсном де Тревом.

(L) Шотландская гвардия французского короля в изображении Жана Фуке, 1458 г. Серые камзолы, усиленные черными кожаными накладками.

(М) Аналогичная одежда, изображенная на бургундском гобелене.

(N) Гипотетическая реконструкция камзола XV в. Красный и серый были наиболее распространенными цветами. Несколько слоев холстины образовывали достаточный амортизатор, не сковывающий движений. Облегающий покрой позволял избежать неудобных складок, все швы усилены кожаной или матерчатой тесьмой. Снаружи камзол отделан фланелью или более богатой тканью. Контакт с доспехами быстро оставлял на поверхности масляные пятна, снаружи также проступали пятна пота.

(О) Германский рисунок конца XV в., изображены детали усиленного камзола, отделанного черной тканью. Владелец сбросил камзол с плеч, оставив его держаться на поясе.

(Р) Гамбезон начала XVI в. в целом соответствует моде своего времени, но имеет ряд архаичных деталей. Обратите внимание на две заклепки и шайбы, усиливающие крепление ремня на плече.

(Q и R) Стеганые подшлемники. В 1460-х гг. амортизаторы на подшлемниках укладывали концентрически или параллельно. Существует неверное мнение, что популярная в начале века стрижка «под горшок» служила «дополнительным амортизатором». В конце столетия в моду вошли длинные волосы, которые перехватывали сеткой.

(Б) Несколько сохранившихся стеганых подшлемников XVI в. хранятся в музее истории искусств в Вене.

средневековые гамбезоны и пурпуанты

Проверка качества доспехов

наверх

Уже в 1316 г. отмечены случаи проверки доспехов на удар меча, топора, копья и стрелы. С развитием огнестрельного оружия, доспехи стали испытывать и на пуленепробиваемость. Обычно проверка заключалась в выстреле из арбалета или пищали с короткой дистанции. Выщерблина на поверхности доспехов свидетельствовала о том. что доспех выдержал испытание. В 1378 г. сообщалось об испытании на прочность с использованием специальных арбалетных болтов, которые в полете вращались, тем самым повышалась их проникающая способность. Болты для проверки доспехов стоили вдвое дороже обычных. Доспехи, прошедшие испытания, получали клеймо. Принимались законы, ограничивающие пролажу непроверенных доспехов.

Говоря о доспехах, следует отметить, что в XV в. распространение получили два типа доспехов: более гладкие, округлые и полированные «итальянские» и более рубленные «готические» или «германские». В Европе было два основных центра изготовления доспехов: на севере Италии в районе Милана и на юге Германии в районе Аугсбурга, Нюрнберга и в Тироле. Отсюда доспехи расходились но всей Европе, модели местных мастеров копировали. К удивлению, мы знаем слишком маю о мастерах и доспехах. Множество документов и книг того времени погибло в огне, а надгробья и скульптуры в большинстве своем были разрушены иконоборцами в годы Реформации. Французская революция также была разрушительной к историческому наследию. При сравнении, выявляются различия между доспехами, изображенными на английских надгробьях, и на уцелевших скульптурах из Франции, Бургундии и Испании. Однако, мы не можем точно сказать, производились ли эти оригинальные доспехи в самой Англии, или импортировались из Франции или Фландрии. Необходимы дальнейшие исследования в этой области, тогда как уверенно различать английский, бургундский, французский и испанский стиль доспехов историки научились сравнительно недавно.

полный латный германский доспех
Это доспехи хорошо экипированного воина, несущего гарнизонную службу. Это конный воин, он верхом патрулирует дальние окрестности замка. При необходимости он может спешиться и участвовать в обороне замка. Доспехи простые, германского типа.

Доспехи часто закупали в несколько приемов, или пополняли комплект за счет трофеев, поэтому цельные наборы встречались достаточно редко. Пизанский агент авиньонского купца получил задание скупать доспехи после расформирования там «свободной роты» в 1382 г. «В мирное время солдаты часто продают свои доспехи», - писал своему агенту купец.

Ранние рисунки и описания (С 1460 по 1580 гг.) хорошо согласуются друг с другом. Мы видим логическое развитие доспехов на протяжении этого периода. Нижний стеганый камзол имел усиленные кожаными или матерчатыми полосками швы, кольчужные вставки закрывали уязвимые места, которые не защищались пластинчатыми доспехами. Сами пластины доспехов крепились ремешками, нашитыми к камзолу. Покрой одежды следовал моде, в XV в. силуэт вооруженного человека отражал моду, а камзол носили не только с доспехами, но и самостоятельно.

Доспехи и вооружение подбираются в соответствии с поставленной задачей. Полные доспехи можно было надеть только с посторонней помощью. Первым надевали кольчужный воротник, застегивающийся ремешками с пряжками сзади или сбоку. Облегающие кольчужные «шорты» привязывали к рейтузам ремешками. Надевали пластинчатые башмаки (sabetons). Затем надевали поножи, защищавшие голень. Далее следовали наколенники и набедренники, которые ремнями крепили к ноге, а также подвязывали к верхней части чулка. Нагрудная и наспинные пластины кирасы застегивали на правом боку с помощью ремней с пряжками. К кирасе подвешнвался налядвянннк. Оплечья н наручи привязывались к рукавам камзола и соединялись с руками ремнями с пряжками. Как правило, наручи состояли из четырех деталей: оплечья (pauldron), наплечника (rarebrace), налокотника (counter) и собственно наручи (vamhrace). Шпоры, шлем, меч и кинжал довершали экипировку.

Куда делись все доспехи?

наверх

Средневековые доспехи в наши дни представляют собой огромную редкость. До нас не дошло ни одного английскою доспеха. относящегося ко времени до правления Генриха VIII (1509-1547). Большинство сохранившихся образцов – доспехи королей и знатных феодалов, которые хранили как историческую и художественную ценность. Доспехи производились на протяжении веков, были изготовлены сотни тысяч комплектов, где же они теперь?

Прежде всего, значительная часть доспехов утрачена в результате войн и кораблекрушений. Устаревшие доспехи потихоньку ржавели по дальним углам арсеналов. Ненужные детали использовали для мощения мостовых, их переделывали в котелки, дверные петли или рубили на небольшие фрагменты, которые использовались при изготовлении бригандин.

В 1575 г. сэр Джордж Говард, комендант арсенала лондонского Тауэра приказал пустить старые доспехи на детали для 1500 бригандин, предназначенных для моряков. В 1635 г. Карл I изъял из Тауэра доспехи для экипировки 10000 человек, при этом часть доспехов была продана ополченцам и судьба их неизвестна.

Коллекционировать доспехи начали сравнительно рано. Первые коллекции собирались на базе королевскою арсенала, а позднее собирать доспехи стало модно. За исключением нескольких особых случаев, большинство доспехов просто отправилось в переплавку. В первую очередь в утиль шли английские доспехи, как не имевшие особой ценности. Поэтому о доспехах XV в. мы можем судить исключительно по германским и итальянским образцам.

саллет без забрала саллет с забралом втор. половина 15 в раскарашенный салад с горжетом конец 15в.

Из сотен тысяч шлемов, выкованных в средние века, до нас дошло всего несколько штук. На основании имеющейся информации можно сделать определенные выводы и строить классификации. Не сохранившиеся экземпляры можно реконструировать по дошедшим до нас рисункам. Наиболее распространенным типом шлема был саллет без забрала, состоявший из простой чашки с едва намеченным назатыльником, который носили с высоким горжетом. Если на саллете имелось забрало, оно делалось откидным. В XV веке стали популярны глубокие саллеты с прорезями для глаз. Поверхность шлема полировалась, воронилась или раскрашивалась. Шлем типа «железная шапка» имел форму, напоминавшую английскую каску времен ПМВ. Чашку шлема могли делать рифленой.

 

миланский доспех 1450 г. клепаная кольчуга с плоскими кольцами  кольчуга 6в1

Мы хотим представить один великолепный комплект средневековых лат, изготовленных в Милане около 1450 г. В настоящее время комплект хранится в коллекции Баррелла. Доспехи кованы, чеканены и цементированы. Молот с приводом от водяного колеса широко использовался для выполнения черновой ковки. После того, как пластины в целом были выкованы, им придавалась нужная форма вручную. Мастер указывал точку, куда бил тяжелым молотом подмастерье. На протяжении столетий именно так передавалось кузнечное мастерство. Рыцари и капитаны носили очень дорогие и качественные доспехи. Вообще, доспехи выпускались в разных ценовых категориях, встречались на удивление дешевые подержанные комплекты, прошедшие ремонт. Однако больших переделок доспехов не делали, поскольку жизнь владельца напрямую зависела от того – насколько разные пластины подогнаны друг к другу. Изготовление доспехов было налаженным делом, удовлетворявшим самые разные требования интернациональной клиентуры.

Два примера кольчужных колец, XV -.XVI вв.  Верхняя клепаная и плющеная, нижняя сплетена по принципу 6 в 1. Существовали кольчуги разных степеней защиты, размеров и массы, поэтому сам по себе кольчужный фрагмент почти невозможно точно датировать, если нет сопутствующей информации. Так как кольчуги делались из железа, они весьма подвержены коррозии, поэтому не удивительно что от бесчисленного множества средневековых кольчуг до нас дошли единицы и отдельные фрагменты неизвестного происхождения. Но некоторые кольчуги все же хранились надлежащим образом, поэтому в целости сохранились до наших дней и теперь представляют огромную ценность. Рядовые солдаты далеко не всегда носили новые кольчуги. Кольчуги могли служить на протяжении поколений, поэтому можно даже предположить, что в средние века встречались образцы, сохранившиеся с древних времен.

 

Источники:

журнал Солдат на фронте № 18 "Средневековый военный костюм в цветных фотографиях, часть вторая"
журнал Новый Солдат № 129 - Немецкие рыцари, 1300-1500г.
журнал Новый Солдат № 134 - Швейцарцы
журнал Новый Солдат № 003 - Английские лучники 1330-1515 г.г.


Вернуться назад
Top.Mail.Ru