SwordMasters > Вторая страница статьи - Европейский средневековый военный костюм, часть первая
на первую страницу: Европейский средневековый
военный костюм часть первая
 
Рыцари XIV века
Защита головы и шеи (ок. 1250-1370 гг..)
Гамбезоны, пурпуанты, жюпоны и матерчатые доспехи, XIV в.
Женщины в кампаниях XIV в
Нижнее белье и гражданский костюм
Женский костюм XV века

 

Рыцари XIV века

рыцари второй половины 14 в. Два рыцаря, экипированных по моде второй половины XIV века. Большие шлемы с турнирными украшениями, полный набор пластинчатых доспехов, частично скрытых под дорогой тканью. Небольшой бацинет носили или под большим шлемом или в качестве самостоятельного шлема. Обратите внимание, что у рыцаря слева на бацинете предусмотрены крепления для забрала. Украшения и демонстрации играли важную роль в военном деле. Они не только помогши определить рыцаря на поле боя и привлечь внимание к его храбрости, но также способствовали распространению славы о нем. Демонстративная роскошь свидетельствовала о богатстве, богатство означало власть, а власть привлекала новых союзников и сторонников, а также отпугивала потенциальных врагов и мятежников. В расходных книгах того времени мы можем прочесть о том, какие огромные суммы уходили на украшения флагов, палаток, и даже парусов кораблей. И с пользовалась вышивка, окраска и аплиикация. В 1352 г. около 330 штандартов было подготовлено для армии Эдуарда III. 250 из них шились из 2,5 ярдов камвольной и 1,5 ярдов льняной ткани. Эти флаги окрашивались киноварью и лазурью. 80 желто-синих полотнищ из камвольной ткани были украшены изображениями львов и лилий. Восемнадцать художников работали в течение 12 дней, еще 50 других мастеров быт заняты почти месяц, обрабатывая полотнища воском. Королевское сюрко в 1345-49 гг. делалось из 1,25 ярда синей и красной такни, а также 1,5 ярда желтой ткани, из которой выкраивались львы и лиши. В 1351-52 гг. 150 лучников короля Эдуарда получили ливреи, для пошива которых 15 портных работали 12 суток, получая ежедневно 4,25 пенса. В 1352 г. Эдуард заказал для себя темно-синий шатер, украшенный звездами и коронами из желтого сукна, а также зеленый шатер с красной подкладкой и желтыми орлами. В 1386 г. во время подготовки Франции и Бургундии вторжения в Англию герцогский художник Мезьхиор Бредерлам расписывав знамена герцогскими гербами, а также украшал паруса десантных кораблей золотыми девизами.

грейтхельм с гребнем рыцарь 14в. на коне

Гребни делали из пергамента, кожи, дерева и других легких материалов. Гребнями украшали закрытые шлемы. В Англии среди ранних образцов гребней следует упомянуть веерообразный гребень на печати короля Ричарда I (1189-1199). Гребень обозначал владельца, а также служил украшением. На турнирных шлемах гребни могли быть просто фантастическими и не всегда соответствовать геральдике владельцев. В бою от гребней отказывались в пользу плюмажей и небольших украшений вроде золотого шара, получившего широкое распространение в XV в. У рядовых солдат шлемы не несли украшений, иногда шлем обматывали шарфом наподобие тюрбана или втыкали перо. Гвардия состоятельных феодалов могла носить дорогие плюмажи. Бургундские и французские офицеры иногда носили на шлемах небольшие флажки с номерами, указывающими на принадлежность к той или иной роте.

Рыцарь XIV века. Его герб изображен на щите, передней луке седла и конской попоне. Точно не известно, когда простая система идентификации с помощью цветных полей начала превращаться в сложную систему родовых гербов. По-видимому, первые семейные гербы появились в середине XII века. Поначалу гербы представляли собой геометрические фигуры, изображения животных или предметов, в XV веке возникла сложная система геральдических знаков, в которой даже небольшие детали могли иметь большое значение.

 

капюшон - шаперон капюшон - шаперон

На протяжении XIV-XV вв. было принято носить капюшон в качестве головного убора. Нижнюю часть капюшона закатывали вверх. Такое ношение капюшона было настолько популярным, что даже появился специальный головной убор - chaperon, имитирующий свернутый капюшон. В 1432 г. герцог бургундский Филипп Добрый заказал для своей стражи шапероны с подбитыми полями. В середине XV века шаперон стал почти обязательным для аристократии, его часто носили со свисающим языком, обвитым вокруг плеч или заткнутым за пояс.

Накидку с капюшоном (heuke, huk, huke) в качестве верхней одежды носили как мужчины, так и женщины. В 1439 г. такую одежду носили лучники сэpa Джеймса Сидмора из Херефордшира, нанятые сэром Джеймсом Ормондом для участи во французской экспедиции герцога Ричарда Йоркского. Ормонд приказал, чтобы солдаты Скидмора пошили себе накидки и выделил на это деньги. Когда Жанна д'Арк попала в плен, на ней был парчовый «huque, открытый с обоих боков». Термин huke обозначал также геральдическую ливрею, в этом значении он упоминается с 1295 г. В начале XIVв. лучники носили накидки из сукна, окрашенные в красный цвет мареной (Rubia Tinctorum). Такая накидка изображена на фотографии. Лучник носит капюшон в свернутом виде, а также несет зачехленный лук.

Блестящие и сверкающие

Легкий дождик, сырой воздух, даже влажное дыхание – все это приводило к появлению на железных доспехах налета ржавчины, проржавевший доспех уже не защищал своего владельца. В то же время доспехи стоили огромных денег, а их внешний вид следовало поддерживать хотя бы из соображений престижа. Поэтому поверхность доспехов тщательно полировали пемзой и натирали оливковым маслом. За десятилетия поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального состояния. Эта разница особенно заметна, если сравнивать полированные участки доспеха с участками, скрытыми под другими деталями и не подвергавшимися столь тщательной обработке. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудили. В инвентарном списке Луврского арсенала в 1361 г. зафиксирован покрытый оловом бацинет. Применялись также различные виды воронения, чернения и окраски.

Чистить кольчугу было труднее. Если ее недостаточно смазать маслом, она будет ржаветь, а если масла будет слишком много, на нее начнет липнуть пыль. Поэтому кольчуги хранили, погрузив в уксус или засыпав сухим песком.

 

Защита головы и шеи (ок. 1250-1370 гг.)

(A) Первое свидетельство о пластинчатом горжете относится к концу XIII в. Это надгробье дона Альверо де Кабреры (+ ок. 1314 г.). Горжет плотно охватывает шею и подбородок, вместе с кольчужным подшлемником образуя основание для большого шлема.

(B) Стальной горжет защищает горло и нижнюю часть лица. Сочетание горжета и железной шапки было популярным в Испании.

(C) Французский рыцарь (ок. 1333 г.) в тяжелом кольчужном подшлемнике с амортизатором и небольшой железной шапке, которые обеспечивают надежную посадку большою шлема. Из-под кольчуги видны рукава стеганого акетона. Локти дополнительно защищены круглыми металлическими дисками (rondel), закрепленными на шнурках.

(D) Латунная надгробная плита шевалье Маю де Монморанси (+ ок. 1360 г.). Виден мощный кольчужный горжет. Кроме защиты шеи. горжет служил лля фиксации основания большою шлема.

(Е) Латунная надгробная плита сэра Майлза Степлона, (+1364). К нижнему краю шлема подвешена кольчужная бармица, охватывающая нижнюю часть лица. Повидимому, под бармицей находится жесткий воротник или горжет.

(F) Латунная надгробная плита сэра Хью Гастингса, (+1347). Очень мощный горжет. Обратите внимание, что на рисунках О, Е и F у рыцарей тело защищено также кожаными или матерчатыми доспехами, на которых видны головки заклепок, свидетельствующих о креплении металлических пластин. Подобного рода доспехи применились вплоть до второй половины XV в.

(G) Стеганые доспехи рядового солдата дополнены стоячим воротником, защищающим шею.

(H) Бацинет с откидным наносником (ок. 1350 г.). В боевом положении наносник удерживают две шпильки. Но даже столь легкая защита лица требует надежной фиксации шлема на голове. Даже легкий удар поперек наносника. может лишить воина зубов, если шлем сдвинется с места.

(I) Настенная роспись, увековечивающая похороны Бернабо Висконти, Милан (ок. 1370 г.). Стеганая куртка или усиленный камзол, который носили отдельно или в сочетании с поддетой кольчугой. Шлем с откидным забралом (Klappvisier) оснащен кольчужной бармицей.

{J) Стеганая бармица присоединена к шлему шнурком, пропущенным через небольшие втулки, наваренные вдоль нижней кромки шлема.

(K) Надгробье Альбрсхта фон Гогенлоэ в Сконгале (+1319). Изображен большой шлем и бацинет.

([.) Германский или североитальянский бацинет с забралом (около 1370 г.). Это был практичный и популярный тип шлема.

(М) Откидное забрало (Klappvisier) (ок. 1370 г.). Музей Валария. Зиттен. Швейцария.

бацинеты 13-14 вв.

Бацинеты 13-14 вв.

 

Гамбезоны, пурпуанты, жюпоны и матерчатые доспехи, XIV в.

Эти термины XIV века означали разновидности защитных матерчатых одежд, некоторые из которых представляли собой доспехи. В средине века не существовало четкой терминологии, поэтому все эти слова свободно использовались в качестве синонимов или в особом значении, что ставит в тупик современных исследователей.

(A) Св. Георгий, из рукописи конца XIV в. стеганый гамбезон, под которым, вероятно, пластинчатые доспехи, придающие воину характерный силуэт «песочных часов». Обратите внимание на кольчужную бармицу, ложащуюся на плечи под углом. Несомненно, под бармицей имеется горжет, иначе бы кольчужное полотно свисало вертикально.

(B) Надгробье Вальтера фон Гогенклингсна, убитого швейцарцами под Земпахом. 1386 г. С остроконечного бацинета снято забрало. Стеганая матерчатая или кожаная бармица по-видимому имеет кольчужную подкладку, фестончатый край кольчужного слоя выглядывает из-под материи. На грудной пластине панциря справа установлен упор для копья. Панцирь надет поверх стеганого габмезона с длинным рукавом и кольчуги. Обратите внимание на просторные рукава и перчатки с узким запястьем. В описываемый нами период встречались различные комбинации стеганых, пластинчатых и кольчужных доспехов.В историческом музее Люцерна, Швейцария хранится кольчуга герцога австрийского Леопольда III. взятого в плен при Земпахе. Это великолепный образец, следующий покрою гамбезона Гогенклингена. Кольчуга собрана из колец трех диаметров.

(C) Еще одно изображение св. Георгия как пример рыцаря конца XIV в. Бацинет с «собачьим забралом» (Hundsgugel), бармица доходит до плеч и крепится к нагрудной пластине ремешками. Один сохранившийся до наших дней бацинет с «собачьим забралом» находится в Хурбурге, Тироль. Шлем украшает цитата из Евангелия от Луки: «но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4:30).

(D) Реконструкция стеганной внутренней части бармицы. За основу взято изображение на надгробье бургундского герцога Филиппа Храброго, в настоящее время экспонируется в музее изящных искусств в Дижоне.

(Е, F и G) Пурнуант Шарля де Блуа, претендента на титул герцога Бретонского, убитого при Авре в 1364 г. Когда-то ярко окрашенная ткань полиняла и выгорела. Силуэт повторяет силуэт рисунка С. Пуговицы деревянные, обтянутые шелком.

(Н) Матерчатый доспех (жюпон, пурпуант или дублет) французского короля Карла VI, датированный концом XIV в. В настоящее время доспех хранится в соборе в Шартре. Он пошит из белой льняной ткани, набит хлопком и отделан алым шелком.слева две прорези для перевязи меча.
Выпуклые пуговицы выше пояса и плоские ниже пояса. Историки все еще спорят о том, была ли это гражданская или военная одежда.

 

гамбезоны пурпуроны 14 в.
Поскольку все обязанные нести военную службу вооружались за собственный счет, множество видов оружия и доспехов выпускаюсь на продажу. Чтобы экипировать флот Филиппа IV в 1295 г., казна приобрела 6309 щитов, 2853 шлема, 4511 стеганых курток, 751 пару перчаток, 1374 горжетов и наручей, 5067 «железных пластин», 1885 арбалетов с 666258 болтами, 13495 пик и копий, 1989 топоров и 14599 мечей и кинжалов. К XV веку выпуск вооружений был поставлен на промышленную основу. Например, в 1427 г. миланские оружейники смогли полностью экипировать 4000 конных и 2000 пеших воинов всего за несколько дней.

 

бацинет и полеакс средневекековый кузнец

Кто был простым солдатом? Одним из сотен тысяч рядовых воинов. Как правило, рядовые воины происходили из села или небольшого города, реже - крупного города. Рядовой воин мог быть человеком без роду, без племени, мог быть закоренелым преступником, бывшим ремесленником, разорившимся торговцем, сбежавшим от хозяина подмастерьем или слугой феодала. Возможно, он попал на службу как ополченец, или добровольно бросил плуг, надеясь добыть славы, трофеев и женщин. Он мог быть профессиональным, хорошо оплачиваемым ветераном, прошедшим несколько кампаний, или сбитым с толку ополченцем, оставленным умирать в канаве.

Для некоторых военная служба стала выигрышным лотерейным билетом. Сэр Роберт Ноллис из Чешира начинал простым лучником. Из рядовых вышел и сэр Хью Колверли. Роберт Льюер также начинал простым солдатом, дослужившись до коннетабля Олдхем-касла при Эдуарде П. Во время войны судьба военного могла резко измениться. Тот же Лыоер в 1323 г. отправился на плаху как мятежник. Мы знаем, что некий Колпеп, «очень храбрый человек, хотя и незнатного происхождения» командовал отрядом из 300 англичан в составе бургундской армии. Его карьеру оборвало пушечное ядро при Нанси в 1477 г.

Кроме оружия и доспехов солдат носил и личные вещи: кошель, столовый нож и ложку, котелок, одежду, нижнее белье, башмаки, плащ, постельные принадлежности. Обычно к месту сбора армии солдаты шли небольшими группами, деля между собой продукты и инструменты. При удаче удавалось добыть вьючную лошадь или повозку.

 

Женщины в кампаниях XIV в

 
Женщины сопровождали средневековые армии в качестве маркитанток, служанок, жен, прачек и проституток. Иногда присутствие женщин в армии пытались резко ограничить. Так, английский король Генрих V приказал, что любой, обнаруживший женщину в военном лагере, должен забрать все найденные у нее деньги, сломать ей руку и выгнать из лагеря. В другие времена женщин терпели или даже набирали для выполнения вспомогательных работ. При осаде Нейсса бургундцами в 1475 г. около 4000 женщин рыли канал, чтобы отвести воды Рейна.

Реже женщины из знатных семейств лично командовали войсками, чтобы выполнить феодальные обязанности своей семьи, как правило, если в семье не оставалось мужчин. Женщины всех социальных слоев играли заметную роль в обороне замков и крепостей. В исключительных случаях женщины могли служить солдатами, причем, не скрывая своего пола.

Но основной задачей женщин было превратить лагерь в более удобное место. Они готовили пищу, ухаживали за ранеными. Женщины носили одежду, приличную их социальному статусу, приспособленную к полевым условиям походного лагеря. Женщины благородных сословий проживали в просторных шатрах, в окружении многочисленных слуг. Солдатские жены, напротив, довольствовались самыми скромными условиями. В походных условиях редко носили слишком роскошные или чрезмерно фривольные платья.

жена десятника жена десятника жена десятника

Тем временем на опушке леса жена десятника (vintainer - командир 20 человек) собирает дрова, чтобы приготовить ужин. Сбор хвороста, хотя и тяжелая работа, но позволяет отдохнуть от шума и вони походного лагеря. Отряд ее мужа остановился в полуразвалившемся сарае. Жизнь солдатской жены трудна, по у ее мужа водятся деньжата. Он ветеран уже пяти кампаний, а для его жены - это вторая кампания. Из пятерых детей трое умерли во младенчестве, дочек выдали замуж, дома женщину ничто не держит.

Желтую юбку женщина пошила и покрасила сама. Верхняя одежда покрашена синей вайдой. Это подарок мужа, скорее всего трофей. Модные рукава с множеством пуговиц, сбоку под рукавом вставлено несколько клиньев. В основу реконструкции легли находки из Херъ-ёльфнесса в Гренландии, сдешнные в начал с XX века. Реконструкция тщательно проведена. Использовано сукно, окрашенное растительными красками, льняная нить и ручной стежок. Узкие панели по бокам представляют собой лишнюю детазь, которая символизирует достаток, позволяющий пускать па одежду больше ткани, чем надо в действительности. Рукава с пуговицами типичны для XIV в. Обратите внимание на то, что для удобства подол подоткнут под ремень, спереди полы разведены и также подоткнуты.

жена капитана пряжка ремня Европа 14 в. металлические накладки на ремень

Жена капитана XIVв., сопровождающая мужа в течение безопасных участков похода. Женщина остановилась в приличном доме, подобающем статусу ее мужа. Одежда капитанши пошита из отбеленной льняной ткани и фламандского сукна - дорогих, но красивых тканей. Закончив гонять солдат, капитан вернется дамой, смоет грязь и пот, переоденется в чистое и проведет остаток дня в обществе своей прекрасной супруги.

В походе украшений почти не носили, тем заметнее выделяется металлическая отделка тих поясных ремней, подходящих как для солдат, так и для пышногрудых маркитанток.

 

Нижнее белье и гражданский костюм

 
Чтобы понять средневековый костюм, надо знать устройство нижнего белья того времени. Нижнее белье солдат и гражданских лиц оставалось практически без изменений вплоть до XIX века. Оно состояло из подштанников (braies), чулок (chausses) и рубахи (camisia, chemise или smock).

Подштанники носили, заправляя их в чулки. К XIV веку чулки стали подвязывать к камзолу. В XV в. чулки превратились в рейтузы, также подвязываемые к поясу камзола. К концу века рейтузы делали выше подвздошной кости, благодаря чему они сами держались на теле. Для физической работы и отдуха камзол расстегивали на груди и отбрасывали назад, оставив его держаться на талии. Большинство свидетельств имеют невоенную тематику, но те немногие военные образцы хорошо согласуются с ними.

(А) Рубаха была основным предметом мужской одежды с раннего средневековья. Рубаха надевалась через голову, постепенно ее покрой все больше усложнялся. Обычно рубаху шили из светлой ткани, украшая ее декоративными полосами и узорами. Известно, что саксонский феодал подарил аббатству Эли рубаху, пошитую из красно-пурпурной ткани, расшитой золотом.

(В-I) Эти иллюстрации из разных источников того периода показывают развитие подштанников. Поначалу подштанники напоминали легкие штаны (В) с разрезами на штанинах, благодаря которым их можно было подогнать по лодыжке (С), подвязать над коленями (Н) или подобрать к поясу (Е и F). Пояс оборачивали вокруг ремня, к подштанникам могли подвешивать кошелек, чтобы скрыть его под одеждой (G). Чулки сначала достигали колен, потом середины бедра, а позднее стали закрывать всю ногу. В последнем случае чулки подвязывали к поясу (I).

(J) Хотя в средние века было принято спать нагишом, на людях мужчины избегали раздеваться даже до пояса, даже если занимались тяжелой физической работой. Если становилось слишком жарко, работники раздевались до нижней рубахи и подштанников. Это французская иллюстрация XV в., изображающая жнецов. Полы рубахи подоткнуты в подштанники.

(K и L) Необычная рубаха, изображена в рукописи XV в. Глубокие боковые разрезы, разрез сзади, квадратный ворот так как в XV в. рубаху носили только под верхней одеждой, ее выкройка упростилась, приобретя простейшую Т-образную форму с разрезом на воротнике. Не удалось найти доказательств, что в XV в. воротник и рукава рубахи затягивали шнурком.

(М) Типичные подштанники XV в. Слева подштанники простолюдина, справа подштанники- «бикини» с завязками по бокам. Такие подштанники мы находим лишь в нескольких швейцарско-германских источниках. Как правило, они черного цвета, возможно, это просто позднейшая цензура нагих фигур.
(N) Реконструкции, созданные на основе нескольких источников.

(О) Реконструкция рубахи с ластовицей под мышкой и клиньями в подоле.

(Р) Женское повседневное рабочее платье, которое могли носить женщины, сопровождавшие армию. Иллюстрация из «Часослова» герцога Берри. Для удобства подол подоткнут под пояс.

(Q) Реконструкция длиннополого камзола и чулок, характерных для конца XIV -начала XV вв.

(R) Вид спереди на тот же камзол.

Воротники рубах конца XV в.:

(S) Пьетро ди Доменико.
(Т) Пьеро делла Франческа.
(U) Пьеро ди Косимо.
(V) Рубаха ландскнехта с расстегнутым воротником. В конце XV в. рубахи снова появились из-под верхней одежды, поэтому их стали украшать.
(XV) Две женщины рисунок работы Урса Графа (1516-1525). Нижние рубахи видны в вырезах платья.

бре, камиза - нижнее бельё
Нижнее бельё и верхняя одежда 14-15в

 

брэ - нижнее бельё

Мужское нижнее белье XIV-XV вв. состояло из подштанников (braies) и рубахи. В период с IV no XII вв. носили рубахи свободного покроя. Наиболее ранние образцы имеют прямые выкройки. Покрой рубахи оставался практически неизменным вплоть до XII в., когда появились попытки подогнать рубаху по фигуре владельца. В XV в. покрой рубах усложнился, они стали очень плотно облегать тело. Облегающие рубахи с пышными рукавами и подвязанными к поясу чулками характерны для начала XVI в.

 

средневековый мужской костюм гульфик средневековый мужской костюм средневековый мужской костюм дублет

Поверх рубахи и подштанников надевались шерстяные рейтузы облегающего покроя. У рейтуз умеренного размера гульфик и цельнокроенные пятки. Вместе с рейтузами надевается облегающий фигуру дублет. Рейтузы подвязываются к дублету шнурками с металлическими кончиками (points). Поверх дублета носят камзол. В данном случае камзол украшен плиссировкой. Наконец, в зависимости от погоды и состоятельности, поверх камзола надевают мантию. Солдаты редко носили длиннополое одеяние. В плохую погоду они могли носить укороченные варианты мантии. Если солдату удавалось «найти» дорогую и элегантную вещь, он предпочитал продать ее скупщикам, нежели носить самому.

средневековый мужской костюм камзол средневековый мужской костюм мантия

 

Женский костюм XV века

 
Армию всегда сопровождали женщины: маркитантки, жены и любовницы солдат.

Женщины в средние века не сидели без дела. Они вели домашнее хозяйство, пряли, ткали и шили, готовили одежду, работали на фермах, участвовали в деятельности ремесленных цехов и гильдий. Женская одежда отражала социальный статус и род занятий женщин.

Иногда женщины активно участвовали в боевых действиях. Есть множество ссылок, относящихся к XV в. и более ранних. В 1292 г. Цюрих оказался сильно ослаблен войной с Винтертуром, в которой погибли многие мужчины. Герцог Альбрехт Австрийский решил воспользоваться ситуацией, и выступил во главе многочисленной армии с целью занять город. Женщины Цюриха облачились в доспехи, взяли в руки оружие, и под звуки военных флейт и барабанов, прошлись парадом вдоль стен. Альбрехт подумал, что город успел восстановить гарнизон, поэтому поспешил заключить мир и отступить.
Три примера женского повседневною костюма. Южная Германия или Швейцария, около 1470 г.

Маркитанки готовят ужин для солдат средневековый женский костюм фото средневековый женский костюм фото

Маркитантки швейцарской роты (1470-е гг.) готовят ужин для солдат. У поварихи простое льняное платье, длинные волосы она заплела и убрала под льняной чепец.

Женщины в средние века не сидели без дела. Они вели домашнее хозяйство, пряли, ткали и шили, готовили одежду, работали на фермах.

средевековый женский костюм средневековый женский костюм средневековый женский костюм

Синее нижнее платье из тонкой шерстяной или льняной ткани. Облегающие рукава выкроены так, что в них едва можно просунуть руки. Спереди платье завязывается на шнурки. Дополнительная шнуровка по бокам лифа позволяет подгонять платье по размеру во время беременности.

Похожий покрой, но с глубоким декольте, в котором видна нижняя рубаха. Пышная юбка выкроена так, что основа и уток идут по диагонали к вертикали. Благодаря этому приему образуются изящные конические складки.

Одежда для приема гостей или выхода в гости. Поверх шалфейно-зеленого нижнего платья надето синее шерстяное платье с багровой отделкой. Покрой верхнего платья почти повторяет покрой нижнего, но более свободный. К чепцу приколота лента, которая изящно ниспадает па плечи.

средневековые женские прически средневековый женский платок средневековый капюшон застегивающийся на пуговицы

Женщины могли заплетать и укладывать волосы множествам способов. Частое расчесывание волос имело кроме косметических еще и гигиенические цели, так как позволяло избавиться от вшей и блох. Женская прическа во многом определялась местными традициями и существующей модой. Замужние женщины и вдовы убирали волосы, хотя из этого правит имелись исключения. Иногда голову закрывали простым прямоугольным куском ткани, закрепленном заколками. Известны различные лепты, чепцы и другие женские головные уборы. Солдатские жены одевались по-походному, обычно закрывали голову.

Капюшон, застегнутый под подбородкам, был популярен в ХУ-ХУ1 вв. Простой красный или черный капюшон с застежкой па шее, имел широкое распространение во Франции, Бургундии и Англии. Несомненно, такие капюшоны носили и женщины, сопровождавшие армию.

Головной платок мог быть как из дешевой и грубой льняной ткани, так и из дорогого шелка и даже золотой парчи. Известны весьма причудливые схемы повязки платков, хотя в походных условиях одежда тяготела к простоте. По праздникам женщины могли делать из своих головных платков настоящие цветочные бутоны. В XIV-XV вв. сложилось множество местных вариантов причесок, которые практиковались вплоть до XIX века. В швейцарских летописях конца XV в. сообщается об обычае женщин из Швейцарии и южной Германии носить на затылке шиньоны из овечьей шерсти, окрашенные в красный, синий, зеленый, красный, белый или желтый цвет.

 
дервянные башмаки
Средневековые деревянные башмаки носили в слякоть для защиты обуви, но для длительных переходов такая обувь не годилась.

 

Источники:

журнал Солдат на фронте № 17 "Средневековый военный костюм в цветных фотографиях"

журнал Солдат на фронте № 38 "Норманнские рыцари. Саксонские войны и битва при Гастингсе в цветных фотографиях.


Вернуться назад
Top.Mail.Ru