SwordMasters > Примечания и список литературы к статье "Антропо- и зооморфные изображения в раннеславянской металлопластике"

1. Работа выполнена в рамках исследовательской темы «История, языки и литературы славянских народов в мировом социокультурном контексте — Роль славянской культуры в истории мировых цивилизаций».

2. Данные о рассматриваемых предметах, месте и контексте их находки, основных публикациях приведены в каталоге.

3. Пользуюсь случаем поблагодарить А.В. Скибу за возможность ознакомиться с его подготовленной к печати работой в рукописи.

4. Выражаю искреннюю признательность А.В. Григорьеву, который привлек мое внимание к новому комплексу, и Григорию Науменко, предоставившему фотографии вещей для публикации.

5. Предметы были предложены для покупки Государственному Историческому музею, однако из-за недокументированного происхождения вещей и характера комплекса они не были приобретены. В настоящее время их местонахождение неизвестно. В моем распоряжении оказались качественные фотографии 7 фигурок, стилистические особенности которых не позволяют сомневаться в их подлинности и принадлежности к одному комплекту. Поэтому далее они будут рассматриваться вне комплекса других предметов, по словам находчика, происходящих из того же клада.

6. Так, в докладе И.Р. Ахмедова «Проблема датировки финала культуры Рязано-Окских могильников», представленного 05.11.2008 г. на конференции «Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов (этнокультурные контакты)» в Туле были продемонстрированы 2 противостоящие фигурки львов, происходящие из Шиловского района Рязанской.области. Поскольку у нас была возможность ознакомиться лишь с изображениями предметов, в каталоге они условно помещены в раздел литых накладок (Смотри каталог в настоящей статье: Кат. I.1:23, 24), хотя, возможно, являются тиснеными. Благодарю автора доклада за разрешение сослаться на неопубликованные пока материалы.

7. Следует сразу обратить внимание на то, что в наши каталоги и перечень не попали две находки, традиционно приводимые в качестве аналогий мартыновским. Первая — это пара объемных тисненых золотых изображений сидящих львов из Перещепинского клада (см. например, Werner 1953: 5, Taf. 5: 4-5; Laszló 1955: Abb. 84-85; Вернер 1988: 29, 53, прим. 114; Kidd 1992: 514, fig. 3: g; Скиба, в печати: таб.Х: 1), которые, как считал первый публикатор клада А.А. Бобринской и убедился после реставрации предметов А.И. Семенов, являются облицовкой деревянной основы, возможно, навершия жезла (Werner 1992: Abb. 5; Залесская, Львова, Маршак, Соколова, Фонякова 1997: 212, № 89).

Вторая — пара симметричных фигурок крылатых коней-пегасов из собрания Государственного Эрмитажа (см, например Balint 1989: 41-42; Kidd 1992: 514, fig. 3: f;). Они были обнаружены и поступили в эрмитажное собрание из Сибири еще в XVIII веке, вместе с фигуркой обнаженной танцовщицы. Эти вещи, выполненные тиснением из тонкого листового серебра (Инв. № S-189, S-190 — Тревер, Луконин 1987: 119, № 42, 43, ил. 116, 117), сделаны в манере, каноничной для сасанидского искусства, и находят соответствия в изображениях на печатях, в штуковых декорациях VI-VII вв. К.В. Тревер и В.Г. Луконин интерпретируют их, как накладные пластины блюда (Тревер, Луконин 1987: 119). Стилистически пегасы из собрания Эрмитажа резко отличаются от экспрессивных лаконичных «лошадок» мартыновского типа, но они близки к ним по размерам и в паре тоже образуют симметричную композицию. Включению этих находок в один ряд с мартыновскими способствовало недоразумение: в первой зарубежной публикации предметов местом их находки был указан сибирский За-ярск (Pósta 1905: 543, Abb. 306: 3; "Zajarsk” — Fettich 1953, со ссылкой на А.А. Спицына), но в дальнейшем, из-за неверного прочтения географического названия, возникшего в результате перестановки одной буквы, венгерские коллеги И. Бона и Ч. Балинт соотнесли находки из эрмитажной коллекции с комплексом культуры рязано-окских могильников из Зарайска под Рязанью ("Zarajsk” — Bóna 1983; Balint 1989: 41-42), где были обнаружены «подходящие» по времени (VI-VII вв.) элементы геральдической поясной гарнитуры. Таким образом, для венгерских и германоязычных читателей пегасы «переместились» в европейскую часть России, да еще и в геральдический комплекс, то есть стали рассматриваться в числе находок, сопоставимых с мартыновскими, причем исследователи вынуждены всякий раз оговаривать их своеобразие в этом контексте (см. например, Szmoniewski 2005).

8. В литературе обычно фигурирует одна находка фигурки льва из Камунты со ссылкой на публикации Э. Шант-ра (Chantre 1892: 21, fig. 24; Chantre 1887: Taf. XIX: 2, Werner 1953: Taf. 1: 7, Milosevic 1990: 119, sl. 2:8; Szmoniewski 2005: fig. 5: c) или И. Толстого — Н. Кондакова (Толстой, Кондаков 1890: 121, рис. 137; Рыбаков 1953: 86, прим. 2). Но у этих авторов приведены на самом деле разные, хотя и однотипные предметы. Тот шаблон для изготовления фигурки льва, что опубликован Э. Шантром, происходит из раскопок Ольшевского на могильнике Камунта (Перечень, № 10; Chantre 1887: 94; Taf. XIX: 2), а тот, который издан в «Русских древностях.» И. Толстого и Н. Кондакова, отнесенный ими также к находкам из Камунты, в настоящее время находится в фондах Отдела Востока Государственного Эрмитажа (№ КЗ-1397). В инвентарной книге Отдела Востока находка обозначена также как происходящая из коллекции Ольшевского, но из другого пункта — из с. Кобань, совр. Пригородного района Северной Осетии (Перечень, № 9). Благодарю хранителя коллекции А.А. Иерусалимскую, которая помогла внести ясность в этот вопрос.

9. Благодарю В.М. Горюнову, которая указала мне эту аналогию.

10. К сожалению, последняя по времени фундаментальная разработка иконографии пророка Даниила, где подробнейшим образом рассмотрены как иконографические типы, так и те многообразные объекты, на которых представлены изображения: Series R. Daniel in der Lowengrube zur GesetzmaBigkeit fruhchristliche Ikonographie. Wiesbaden, 2005 — осталась мне недоступна.

11. Пара львов из Шиловского района Рязанской области отнесены к числу литых условно, т.к. известны только по фотографии лицевой стороны.

 

Архивные материалы

РА НА ИИМК. Ф. 77. Д. 113. Корзухина Г.Ф. Среднее Поднепровье в V-VIII в. Глава III.

РА НА ИИМК. Ф. 77. Д. 116. Корзухина Г.Ф. Каталог памятников художественного ремесла Среднего Поднепровья V-VII вв.

А ИА РАН. Р-1. Д. 5626. Рунич А.П. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавказских минеральных вод за 1975 г.

 

Автор: О.А. Щеглова. Тайна «пляшущих человечков» и «следы невиданных зверей». Антропо- и зооморфные изображения в раннеславянской металлопластике // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Гали Фёдоровны КОРЗУХИНОЙ (Санкт-Петербург, 10-16 апреля 2006 г.). — СПб.: Нестор-История, 2010. 


Вернуться назад
Top.Mail.Ru