автор: SHARIK  |  1-февраля-2013  |  11892 просмотра  |  Пока нет комментариев

ладья

В 1967 году в местечке Ральсвик на легендарном острове Рюген была сделана весьма значительная находка. При проведении дорожных работ, ковш экскаватора вынес из земли несколько, соединённых между собой деревянными нагелями дубовых досок. Строитель отнёс свою находку работавшим неподалёку археологам и те в скором времени приступили к раскопкам, в ходе которых было обнаружено четыре древнеславянских корабля и целое торговое поселение. Поселение существовало там с VIII века и было в средневековье одним из важнейших портов балтийского моря. Предполагается, что именно здесь, в защищённом от штормов заливе, а не на малопригодном для этого скалистом, с многочисленными мелями, морском берегу, и располагался флот руян. Ральсвик был уничтожен в результате вражеского, скорее всего датского, нападения. Об этом свидетельствуют следы пожара и клад в 2 203 арабских дирхем; предполагается, что и ладьи были в спешке закопаны руянами, во избежание их разрушения врагами.

  • 0
  автор: SHARIK  |  22-января-2013  |  10229 просмотров  |  Пока нет комментариев

валькирияЭтимологически слово "Валькирия" означает "выносящая убитых». Работа этих девушек с щитами в скандинавской мифологии состоит сборе викингов павших на поле боя и переносе их души к усадьбе Одина, где они будут в загробной жизи будут проводить боевое обучение для  "Рагнарок" (Сумерки Богов) – финальной битве против сил хаоса. После каждодневной боевки, викингам в загробной жизни предоставлен банкетный зал со свининой и текущими рекой напитками, и валькирии их уже ждут за столом.

  • 0
  автор: SHARIK  |  16-января-2013  |  15780 просмотров  |  Пока нет комментариев

полоцкое городищеСтатья содержит итоги археологических раскопок в 2007 г. на древнейшем в Полоцке памятнике истории и культуры – городище. Приводится подробная характеристика стратиграфии культурного слоя раскопа I на полоцком городише. Дана характеристика важнейших археологических находок. Представлена типология гончарной керамики раскопа. Определена датировка серии артефактов, а также приведены данные радиоуглеродного анализа культурного слоя городища (днепро-двинской культуры: VII в. до н. э. - III в. н. э.), культуры смоленско-полоцких длинных курганом (780 г.). Определена дата окончания функционирования городища (начало XIV в.). Дана характеристика ремесленной деятельности на месте раскопа в XII-XIII вв. (оружейная и ювелирная мастерская). Определен статус городища в IX - начала XIV в (княжеская резиденция).

  • 0
  автор: SHARIK  |  4-сентября-2012  |  10805 просмотров | 1 комментарий

антропоморфная маска

К настоящему времени в Приморье известны несколько железных масок. Обнаружены они на средневековых городищах, относящихся к началу XIII в. (периоду государства Восточное Ся). Во время раскопок центральных ворот Шайгинского городища в 1982 г. была обнаружена первая из них (рис. 2). По мнению В.Э. Шавкунова, маска изготовлена методом кузнечной ковки, возможно, на болванке, из цельного листа железа (Шавкунов В.Э., 1993, с. 80). Она имеет выпуклую форму и, судя по всему, плотно прилегала к лицу Толщина железного листа, из которого изготовлена маска, составляет 0,2 см. Длина маски 23 см, ширина – 15,5 см. Выпуклые и массивные брови сходятся под углом к переносице. Длина левой брови 7,2 см, правой – 6,9 см. Диаметр отверстий для глаз 5 мм (левое) и 6 мм (правое). Расстояние между центрами отверстий для глаз 6,5 см. Нос прямой, подтреугольной формы, длиной 7,2 см, шириной у основания – 5,3 см. Высота по центру его основания – 1,8 см. В основании носа сделаны два круглых отверстия (ноздри) диаметром 5 мм. Расстояние между ними – 11 мм. Рот сделан в виде прорези прямоугольной формы длиной 2,5 см, шириной – 0,6 см. По бокам маски имеются парные отверстия для креплений диаметром 0,6 см, расстояние между ними 6,5 см. Вес маски 470 гр.

  • 0
  автор: SHARIK  |  5-августа-2012  |  17179 просмотров  |  Пока нет комментариев

амулет-топорик

Бронзовые подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян. Наиболее подробно они были рассмотрены в специальной статье В. П. Даркевича, собравшего данные о значительной серии подвесок-топориков и систематизировавшего этот материал. Вывод В. П. Даркевича о том, что подобные подвески изображали оружие славянского бога-громовика Перуна и были связаны с его почитанием, прочно вошел во многие обобщающие исследования по древнерусской культуре. За три десятилетия, прошедшие со времени публикации статьи В. П. Даркевича, коллекция амулетов-топориков значительно пополнилась. Новые находки, многие из которых происходят из датированного культурного слоя или из закрытых комплексов, позволяют существенно уточнить хронологию и географию распро­странения этих предметов. Меняются и методические подходы к изучению археологических материалов, связанных со сферой верований и культа. Поэтому сегодня оказывается вновь актуальным вопрос о назначении амулетов-топориков связанных с ними религиозных представлениях, казалось бы, окончательно решенный 30 лет назад.

  • 20
  автор: SHARIK  |  10-июля-2012  |  12264 просмотра  |  Пока нет комментариев

Результаты и материалы длительных раскопок древнерусского поселения возле с. Автуничи на севере Гродненского района Черниговщины закономерно привлекают внимание многих историков и археологов. Количество открытых объектов, их состав, количество и ассортимент найденных вещей, а также их технологические характеристики, пространственное положение самого поселка в синхронной ему системе заселения – все эти и другие обстоятельства позволяют рассматривать поселок как некий эталон для данной категории памятников. Информативное значение исследований в Автуничи, мощность массива полученных данных заставляет внимательнее присматриваться к уже выделенным характеристикам данного памятника, определяя уникальное и универсальное [За 9 сезонов, начиная с 1987 г. в поселке раскрыто более 2.5 га площади культурного слоя. Здесь обнаружено 416 сооружений, 228 ям, 130 остатков ограждений. Из числа сооружений выделено сегодня 9 горнов, 20 карьеров, 26 лесохимических объектов. Некоторые сооружения идентифицированы как разновидности хозяйственных построек. Также полностью исследованы могильник с 64 курганов в трех группах, где выявлено 74 захоронения].

  • 0
  автор: SHARIK  |  30-мая-2012  |  14212 просмотров  |  Пока нет комментариев

ключи

Аламнер (город на горе), Оролы курык (сторожевая гора), Чалымский городок, Сундырская Гора, Мало-Сундырское городище, Важнангерское городище – под такими названиями это место сохранилось в памяти народа и исторических источниках, каждое название имеет свою легенду и связано с конкретными событиями. Обратимся к известным историческим фактам, мифам, преданиям, запискам краеведов и попытаемся восстановить картину прошлого. Рассказывая о событиях средневековой давности, легко увлечься, преувеличить роль отдельного народа или одной личности в судьбе края. Но нам на помощь приходит археологическая наука. Именно благодаря материальным остаткам («вещдоки» – шутят археологи): жилищам, предметам быта, орудиям труда и вооружению, монетам, полученным в ходе археологических раскопок, можно определить, какие народы проживали в этой местности, и установить точную дату тех или иных событий. Начиная с 1958 года на городище проводились археологические раскопки. В раскопках в разные годы принимали участие известные марийские археологи: доктор исторических наук В.В. Никитин и кандидаты исторических наук: С. В. Большов, Д. Ю. Ефремова, А. В. Михеев, Б. С. Соловьев, лаборант С. В. Долгополов, работавшие в качестве руководителей отдельных секторов и раскопов. В течение многих лет помощь археологам оказывали студенты МГПИ им. Н. К. Крупской (руководитель практики – доктор исторических наук А. Г. Бахтин) и школьники п. Медведева и г. Йошкар-Олы (руководители И. И. Панов и О. А. Колос). Двенадцать полевых сезонов профессионалы-археологи, любители истории и просто любознательные романтики пытаются постичь загадку таинственной горы и понять суть происходивших здесь событий.

  • 0
  автор: SHARIK  |  14-мая-2012  |  12994 просмотра  |  Пока нет комментариев

славянский челнЗначение рек в истории Русского государства трудно переоценить. Они играли важнейшую роль в хозяйстве славян: по ним добирались до соседних поселений, сплавляли лес, перевозили жито и сено, в реках ловили рыбу. Пользуясь водными путями славяне торговали или воевали с Причерноморьем, Балтикой, Волжской Булгарией и Прикаспием. Бассейны крупных рек фактически не были изолированы, ибо суда нетрудно было перетаскивать через водоразделы по волокам. Сами же реки, включая даже относительно небольшие притоки, протекали средь лесных массивов и имели более благоприятный водный режим, чем ныне. К обмелению привела начавшаяся в XVIII в. бессистемная вырубка лесов по берегам. С появлением торгового обмена и разделения труда реки стали крупнейшими торговыми путями, Удачно расположенные на них поселения обрастали ремесленными посадами, постепенно превращаясь в города. Такова была, в частности, история возникновения градов по Десне – Чернигова, Дебряньска, Вщижа, Трубеча. Сама Десна являла собой одновременно одно из ответвлений пути «из Варяг в Греки» и часть более древнего Волго-Окско-Деснинско-Днепровского пути, связывавшего Волжскую Булгарию и Северо-Восточную Русь с Южной Русью и Византией. Частью последнего торгового пути была и Ока с её крупными притоками.

  • 0