автор: SHARIK  |  6-марта-2016  |  1984 просмотра  |  Пока нет комментариев
В 1986 г. экспедиция Кубанского госуниверситета под руководством И. И. Марченко и Н. Ю. Лимберис исследовала курганную группу из 6 насыпей у х. Малаи́ Калининского р-на Краснодарского края. могильник получил название Восточномалайский II. в одном из погребений самого южного кургана 1, представлявшем собой яму с подбоем и содержавшем воинское захоронение, находился очень интересный материал, в том числе предметы вооружения. анализ погребения, детальное описание инвентаря, а также датировка были приведены в статье И. И. Марченко и Н. Ю. Лимберис (2011). хотелось бы обратить внимание на весьма редкую находку, упомянутую в этой статье, – полный пластинчатый панцирь, входивший в комплект всаднического боевого облачения. Это один из немногих археологически целых панцирей подобного типа, относящихся к эпохе раннего средневековья, с полным набором всех сегментов доспеха. авторы статьи на основе анализа погребального инвентаря, главным образом деталей пояса, меча и бронзового котла, датировали погребение серединой-второй половиной VI в., что еще более обостряет интерес к панцирю, относящемуся, таким образом, к наиболее раннему, если не самому раннему, типу ламеллярного доспеха в Восточной Европе.
  • 0
  автор: SHARIK  |  5-марта-2016  |  1740 просмотров  |  Пока нет комментариев
Образ грифона. Головы. Тип 1 Грищенецко-ольвийскийГрифоны и иные зооморфные существа, объединяющие различные элементы реальных животных в фантастических сочетаниях – один из ключевых мотивов репертуара искусства скифо-сибирского звериного стиля. В данной статье отражены результаты морфологической классификации, типологии, статистического и иконографического анализа массива синкретических изображений, созданных в рамках одного из локальных вариантов скифо-сибирского звериного стиля – в пределах звериного стиля зоны скифской археологической культуры Среднего Поднепровья, Среднего Подонья, степного Северного Причерноморья и Приазовья, а также Северного Кавказа (Прикубанье и Центральное Предкавказье, включая Ставрополье). Анализируемые показатели являются частью более общего исследования, предпринятого автором в отношении скифского искусства, предусматривавшего классификацию и морфологическую типологию всех опубликованных до 2013 года (включительно) изображений, выполненных в канонах скифо-сибирского звериного стиля VII -начала III в. до н.э. и происходящих с территории скифской археологической культуры.
  • 0
  автор: SHARIK  |  3-марта-2016  |  1846 просмотров  |  Пока нет комментариев
Известный немецкий искусствовед Г. Вентцель в 1959 г. опубликовал каталог средневековых стеклянных иконок-литиков, который дополнил работой 1963 г. Автор собрал сведения о 171 литике, выделив среди них более 55 типов. Он рассматривает эти христианские реликвии как знаки паломников и датирует большую их часть XIII в. После публикации работ Вентцеля список литиков пополнился пятью экземплярами из Оксфорда, среди которых на одном изображена сцена Рождества, а на остальных — святые Димитрий, Яков, Феодор и Михаил. За исключением прямоугольной иконки с изображением Михаила, все остальные, овальные, повторяли формы литиков, известные по каталогу Вентцеля.
  • 0
  автор: SHARIK  |  2-марта-2016  |  1591 просмотр | 1 комментарий

Среди дошедших до нас произведений иконописи и христианской металлопластики Древней Руси одними из наиболее распространенных являются произведения с изображением Богоматери. Первые иконы с образом Богоматери, по преданию, создал святой апостол и евангелист Лука.

На них Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, облачена в хитон и мафорий (покрывало). Фигура Богоматери часто изображается погрудно или по пояс, иногда она представлена стоящей, иногда – сидящей на Престоле. По сторонам изображения обычно помещены греческие монограммы «ΜΡ - ΘΥ» (Мать Бога).

  • 0
  автор: SHARIK  |  2-марта-2016  |  1675 просмотров | 1 комментарий
Изображения Христа занимают главное место как в православном храме, так и в доме христианина. Христос на них чаще всего облачен в хитон и гиматий (верхняя одежда в виде плаща) и имеет в руках книгу (закрытую или раскрытую) или свиток. Лик Христа на фресках, темперных иконах и большинстве произведений мелкой пластики, в частности нательных крестов с изображением Иисуса Христа, окружает крестчатый нимб, в который могут быть вписаны греческие буквы οων, что означает «Сущий» или «Тот, Кто есть» и передает слова Бога, сказанные пророку Моисею (Исх. 3: 13–14). Слева и справа от фигуры Христа обычно помещены монограммы IC – ХС под титлами.
  • 0
  автор: SHARIK  |  1-марта-2016  |  1799 просмотров  |  Пока нет комментариев

До недавнего времени в работах, посвященных древнерусской одежде, для ее реконструкции исследователи обращались к фрескам, иконам, миниатюрам, что, объясняется отсутствием целых одежд или их частей в археологических памятниках. В работах по истории одежды последних десятилетий [1] сопоставляются ткани из археологических раскопок с этнографическими материалами, названия одежды по этнографическим данным и летописным увязываются с изобразительными материалами.

Исследование древнерусской одежды было бы более плодотворным, если бы при раскопках четче фиксировались детали одежды, которые говорят о ее покрое и конструктивных элементах. В действительности нередко сообщения в отчетах не подкрепляются данными чертежей, а наличие ткани, кожи, бересты часто вообще не отмечается. Для выявления форм древнерусских головных уборов, так же как и формы одежды, необходим максимальный учет археологического материала. Только раскопки могут дать по-настоящему полную картину, позволяющую говорить о реалиях. Поэтому исключительное значение имеют погребения, в которых детали головных уборов зафиксированы in situ.

  • 0
  автор: SHARIK  |  19-февраля-2016  |  2044 просмотра | 1 комментарий
Боевая полумаска из ДибровоВводится в научный оборот боевая полумаска, обнаруженная возле с. Диброво (Донецкая обл. Украина). По всей вероятности, она происходит из разрушенного погребения, в инвентарь которого также входили стремя, кресало и нож. На основании того, что обряд помещения в могилу защитного вооружения получил распространение в южнорусских степях после монгольского завоевания, делается предположение, что погребение около с. Диброво могло быть совершено не ранее середины XIII в. Также подробно рассматривается полумаска, найденная при раскопках детинца древнерусского города Вщижа (Брянская область, Россия). По данным отчетной документации подтверждается ранее предложенная датировка этой полумаски XII веком. Поэтому нет оснований возвращаться к гипотезе о распространении данного защитного элемента после татаро-монгольского нашествия. В результате проведенной реставрации и рентгенофлуоресцентного анализа поверхности полумаски из Вщижа был выяснен способ нанесения внешнего покрытия — амальгамирование серебром и золотом поверхности, покрытой сеткой из прочерченных линий. Рассмотрев все известные на сегодняшний день находки полумасок, на основании их морфологических особенностей и хронологии, авторы предполагают существование как минимум двух регионов, где изготавливались полумаски.
  • 0
  автор: SHARIK  |  19-февраля-2016  |  2447 просмотров | 1 комментарий
Шлем из Городца. (фото А.Е. Негина)В археологической экспозиции Городецкого краеведческого музея центральное место занимает уникальнейший экспонат – богато украшенный позолотой и серебрением шлем. Впервые он был опубликован нижегородским археологом Т.В. Гусевой среди других городецких находок. О.В. Степанов написал по итогам его реставрации дипломный проект. Кроме того, находке посвятил небольшую заметку журнал «Вокруг света». К сожалению, перечисленные работы ограничились приблизительной датировкой шлема и выдвижением гипотез относительно его принадлежности русскому воину (или кому-либо из удельных князей), но не ставили перед собой задачи более комплексного рассмотрения этой интересной находки. Первая такая попытка была предпринята автором этих строк в 2001 г. Вышедшая в свет брошюра «Шлем из Городца: тайны, факты, гипотезы» содержала в себе развернутое описание находки, выполненное автором прорисовки шлема, и серии аналогичных шлемов, обнаруженных при разных обстоятельствах на средневековых памятниках: в разоренных монголами русских городах, кочевнических погребениях и т.п. Были выдвинуты гипотезы о происхождении шлема и обстоятельствах его утраты, вызвавшие бурные обсуждения как среди знатоков средневекового вооружения, так и среди любителей военно-исторической реконструкции.
  • 0