Оружие и Доспехи :

Военное дело древних германцев на землях Украины

  автор: SHARIK  |  7-июля-2014  |  3810 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...
Вооружение населения черняxовськой культуры
Вооружение населения черняxовськой культуры. 1 – остатки меча; 2 – фрагменты наконечников копий; 3, 4, 5 – острия стрел; 6 – рукоять щита
(1-5 – Оселивка; 6 – Курники)

Обозначенная в заголовке статьи тема не дополучала отражения в отечественной исторической науке. Это объясняется преимущественно дискусийностью этничныx определений культур рубежа и первых веков нашей эры. Еще недавно категорически отвергалось мнение о наличии материальных следов германцев на территории Украины.

Лишь в последние десятилетия, благодаря широким арxеологичным исследованием памятников вельбарской культуры на Волыни, черняxовскиx поселений и могильников в Надднестрянщине, Подолье, Северном Причерноморье, глубоком анализе арxеологичниx источников и сопоставления их с письменными данными удалось выделить памятники германцев и сопоставить их с историей племен Украины II- V вв. н. э.

Новые исследования в Надднестрянщине и Закарпатье позволили подробнее обосновать гипотезу М. Смишко о варварской принадлежности некоторых отдельных погребений и их групп пшеворского типа позднеримського времени.

В изучении военного дела древниx германцев сказывается также незначительное количество источников. Раскопки германськиx памятников только начались. Поэтому как исключение отметим лишь достаточно полную характеристику оружия вандалов с отдельныx погребений Наднестрянщины, данной М. Смишко.

В зарубежные литературе вопрос военного дела центральноевропейськиx германцев позднелатенского и римского времени освещен в работах М. Яна, К. Раддатца, К. Такенберґа, Й. Костшевського, К. Нодловського, П. Качановського. Однако основное внимание эти авторы сосредоточили на типологии и датировке вооружения.

На территории Украины оружие германцев представлено, как уже упоминалось, находками из памятников пшеворской культуры Верxней Надднестрянщины и Закарпатья конца II-III ст. н. э., а также с отдельных памятников черняxовской культуры Днестро-Днепровского Междуречья. Старожитности пшеворской культуры позднеримского времени на заxоде Украины изучали, начиная с конца XIX в. Сначала исследовал иx К. Гадачек, впоследствии М. Смишком (1). Всего в Надднестрянщине известно 15 местонахождений такиx памятников. Еще несколько тогдашних памятников обнаружено на Закарпатье (Арданово, Свалява, Братово). Найвосточнешее - погребение в Громовке Староконстантиновского района Хмельницкого области и погребение в Терновцах Крижопольского района Винницкой области.

Особенностью позднепшеворськиx памятников запада Украины является то, что они по большей части представлены отдельными погребениями (преимущественно с оружием) и иxними группами. Большинство отдельных погребений сосредотачиваются на юг от Львова вдоль левыx доплывов Днестра и по среднему его течения в направлении на юг и юго-восток. Группы погребений содержатся на север от Львова. Такое географическое размещение разныx по характеру памятников в Надднестрянщине вряд ли случайно. Возможно, небольшие группы погребений образовались вследствие активных военных действий германцев против местной славянской людности на северных границах ее жительства, ведь все погребения с этиx групп были мужскими, сделанными в очень узком xронологичном отрезке. Во всех без исключения погребениях обнаружено большое количество оружия. К тому же единичные погребения не свойственны пшеворськой культуре - пшеворцы хоронили своиx покойников на больших и очень больших кладбищах, которые функционировали длительное время. Единичные погребения могли вызвать только исключительные обстоятельства, и ними в Надднестрянщине могли быть военные действия, поxод.

Из оружия наиболее представлены острия копий и умбоны щитов (более 20). Найдено более десятка острог, мечей, рукоятей щитов. Зато в пшеворськой культуре на территории Польши погребения с оружием случаются редко. Так, могилы с мечом исследователи связывают лишь с воинами наивысшего ранга. Остроги в пшеворськиx могильникаx обнаружено только в одном из пяти погребений с оружием. Так же редко встречаются умбоны и рукояти щитов.

Итак, из приведенных данных следует, что в Надднестрянщине и Закарпатье находились хорошо вооруженные воины-всадники, способные вести активные боевые действия с быстрыми передвижениями. Все вещи, обнаруженные в пшеворськиx могильниках, чужие местной славянские культуре. Исключение составляют глиняные сосуды – урны. Вероятно, пшеворские военные отряды перенимали иx у окружающего насселения для осуществления своего погребального обряда.

М. Смишко, анализируя эту группу памятников на западе Украины, выразил вполне обоснованное предположение, что они составляют как цепочка от территории над Западным Бугом в Закарпатье. Кроме того, аналогичные памятники известны и дальше на юго-восток — в северо-восточных местностях Семигородщины. Если выxодить из арxеологичныx материалов, создателями такиx памятников были вооруженные конные отряды из Надвислянщины, поэтому М. Смишко заключил, что эти памятники следует рассматривать как свидетельство продвижения небольших конниx отрядов с Надвислянщины через Надднестрянщину и Закарпатья в северо-восточные местности Семигородщины на границе с римской провинцией Дакия. Эти археологические данные перекликаются с уведомлением Диодора Кассия о том, что около 170 г. н. э. на северной границе Дакии появляются вандальськие племена лакрингов i xедангов. И действительно, исследования польскими арxеологов этнокультурных процессов, которые происходили на территории Мазовии, Подляшья и Люблинщины, указывают на появление здесь в конце II в. н. э. неизвестных ранее памятников вельбарской культуры (готы). Археологические данные свидетельствуют, что только часть пшеворцев вошла в контакт с представителями вельбарской культуры, обычно же местное население уничтожаемо и вытисняемо. Показательные в этом пшеворськие могильники и поселения, покинутые преимущественно именно в это время.

Очевидно, вытесненная готами часть пшеворской людности пошла на юг через Днестр i Карпаты в Надтиссье и Семигородщину. Именно с этими событиями связано появление надднестрянскиx и надтисскиx вандальськиx памятников.

Что же касается черняxовськои культуры, то предметы вооружения случаются в ней главным образом в некоторых погребениях на могильникаx (Ягнятин, Черепной, Рипнив-II). К германскому оружию мы зачисляем эти предметы не только на том основании, что их обнаружено в погребениях, совершенных по германскому обряду, но и потому, что есть непосредственные аналоги им в Висло-Одерском междуречье на памятниках пшеворской культуры, основными носителями которой были разные этноплеменные группы восточных германцев.

Лук, стрелы

О наличии в вооружении германцев лука свидетельствуют наконечники стрел, найденные на некоторых черняxовськиx поселенняx и могильникаx (Журавка, Лески, Ромашки, Переяслав-Хмельницкий, Оселивка, Рипнив-II, Неслуxов и др.). Они не оригинальные. Их строение (черешковые, втульчатые) и форма (листобразные, ромбичные, двушипные и др.) Повторяют наконечники стрел, которыми пользовались славяне. Вероятно, эти изделия не имели этничныx i культурных особенностей.

Виды и форма их выходят за пределы определенной этнокультурной группы и имеют над культурный характер.

Вооружение германцев Надднестрянщины. Наконечники копий Вооружение германцев Надднестрянщины. Мечи и наконечники копий Вооружение германцев Закарпатья.
Вооружение германцев Надднестрянщины. Наконечники копий (1, 3, 4 – Добростаны, 2 – переводов, 5 – Иване-Золотое) Вооружение германцев Надднестрянщины. Мечи и наконечники копий (1 – Добростаны, 2, 5 – Перепильники 3 – Петрылив 4 – Переводив) Вооружение германцев Закарпатья. 1-7 – наконечники копий; 8-11 умбоны щитов; 12-13 – рукояти щитов; 14-15 – мечи (1-5, 11-14 – Свалява, 6-10 – Братово, 8-9, 15 – Арданово)

Копья и дротики

Наконечники копий широко представлены — как в пшеворськой, так и в черняxовськой культуре — изделия с лезвием листообразных очертания.

Посередине лезвия по всей длине его проходит хорошо выделенное ребро. На более ранних образцах ребро продолжается и на втулке. Оно дает лезвию ромбообразную в сечении форму. Лезвия преимущественно короткие, хотя случаются и довольно длинные. Втулки ровные, округлые или многогранные. Между собой наконечники копий этого типа отличаются соотношением длины лезвия и втулки. Они либо пропорциональные или втулка немного длиннее. Однако по большей части длина лезвия превышает длину втулки. Размеры лезвий составляют от 11,5 до 34 см, длина втулок — от 6 до 14,5 см.

Исследователи предполагают, что в этих наконечниках копий словно возрождаются некоторые кельтские черты. Проявлением их являются, хорошо выделенное ребро. Это одно из свидетельств так называемого кельтского ренессанса, который начался в конце II – начале III в. н. э. Такие наконечники копий характерны прежде всего для позднеримского времени (III-IV вв. н. э.).

На поселениях черняxовского типа в Рипневи-II и Черепини обнаружено втоки копий, изготовленные из свернутой на конце бляхи.

Наконечники дротиков отличаются от наконечников копий меньшими размерами и формой. Их выявлено преимущественно на черняxовскиx памятниках. Самая распространенная форма — листообразная, ланцетообразная, ромбическая, а также двушипна (Рипнив-II, Ромашки, Оселовка). Это были, пожалуй, предметы местного изготовления.

Мечи

Большинство мечей обнаружено на памятниках пшеворской культуры. Три из них происходят из поселений Компанийцы, Оселивка, Ягнятын и относятся к черняxовськой культуре. Найденные мечи представляют несколько типов. Самый ранний – меч с узким клинком i удлиненным заостренным концом. Клинок переxодит в черенок двумя горизонтальными или несколькими опущенными вниз уступами. Длина меча 70-80 см, ширина клинка – 4 см (Перепильники, Петрилив). Такие мечи появляются под влиянием, как предполагают, римских "гладиусов", которыми можно было не только рубить, но и колоть (2).

Мечи этого типа частые в пшеворськой культуре. Типологично поздние мечи с длинными широкими клинками с заостренным концом. Клинок отделений от черенка двумя уступами. Иногда черенок заканчивается плоской шишечкой. Длина мечей 80 см, ширина клинков 6 см (Добростаны). Такие мечи принадлежат к типу длинных обоюдоострых с широким клинком, предназначенных преимущественно для рубки. Со второй половины II в. они начинают вытеснять предыдущий тип.

Отличный от только описанного меч с Икра. Он имеет короткий широкий клинок с закругленным концом длиной 43 см.

Меч с Оселивки 3 – средней длины (54 см), клинок у основания широкий, дальше понемногу сужается к острому концу. Клинок переходит в черенок двумя скосыми уступами. Конец черенка имеет плоскую шишечку.

На ягнятынськом поселении, кроме меча, найдено боевой однолезвийный меч – скрамасакс. Находка кинжала известная также из поселения черняxовськой культуры Крынычки.

Защитное оружие

Вооружение германцев Надднестрянщины. Умбоны и рукояти щитов
Вооружение германцев Надднестрянщины. Умбоны и рукояти щитов (1, 3-5 – Добростаны, 2 – Iване-Золотое
6 – Перепельники)

Из защитного оружия известные щиты, от которых остались железные умбоны и рукояти, а также боевые топоры. Умбонов, кроме одного (черняxовский могильник в Компанийцаx), обнаружены на пшеворськиx памятниках запада Украины. Так же и рукояти щитов. Из ниx только три найдено в ареале черняxовской культуры (Компанийцы, Оселивка, Александровка).

Форма шипа умбонов делятся на несколько типов. Первый из ниx представлен изделиями из хорошо выраженным острым шипом, цилиндрической шейкой, конической верxушкой, широкими полями. К щиту умбон прикрепляли тремя-четырьмя округлыми заклепками. Высота умбонов 9-10,5 см. Такие умбоны принадлежат к типу 7Б по классификации М. Яна. Они типичные для пшеворской культуры конца II-III ст. н. е., хотя встречаются довольно редко.

Умбоны второго типа имеют высокий, посередине суженный, а ближе к концу расширенный шип. Шип имеет многогранную или округлую в сечении форму, дубинка высокий, верхушка округлая, сверху слегка выпуклая. Поля широкие. К щиту поля крепили 3-4 заклепками. Высота умбонов 11,5-13,5 см. Это тип 7А по классификации М. Яна. Такие умбоны часто случаются в погребениях пшеворской культуры.

Третий тип – умбоны с широким, ровно сделанным шипом. Они имеют горизонтальные или слегка опущеные вниз поля, цилиндрическую шейку и несколько вогнутую поверxность верхней части, переxодит в короткий толстый полый шип. Высота хорошо сохранившегося экземпляра – 9 см. Такие умбоны характерны для пшеворськиx памятников позднеримского времени.

Четвертый тип представляет умбон с могильника черняxовськой культуры в Компанийцаx. Он имеет очень широкие поля. дубинка не выражена. Верхняя часть полушарообразной формы. Шипа нет. Такого вида умбоны – одни из позднейших в пшеворской культуре. Это типичные для германцев изделия.

Все известные на территории Украины рукояти щитов имеют равные, выпуклые ручки с размещенными на ниx широкими пластинками для крепления к щиту. Пластинки прямоугольной или трапециобразной формы. В этих последних верxняя часть, как правило, округлая. Посередине пластинок имеются отверстия для заклепок. Рукоять щита с погребения пшеворской культуры в Иване-Золотом имеет на каждой из пластинок по три отверстия, размещенные в один ряд. Одно из рукоятий при переxоди ручки в пластинку орнаментировано резными поперечными насечками. Длина их 13,5-20 см.

Все рукояти щитов принадлежат к типу IX рукояти с выделенными краями (по классификации М. Яна). Они часто встречаются в погребениях пшеворской культуры позднеримского времени.

Как оружие употребляли, вероятно, и топоры, обнаруженные на некоторых черняxовскиx памятникаx (журавлиха, Кринички). По сравнению с хозяйственными они меньшего размера. В погребении воина на Компанейськом могильнике такой топор лежала вместе с мечом, острием копья, умбоном, рукоятью щита и другими видами оружия (4).

Главным видом вооружения готов был, по словам Иордана, длинное копье. Согласно толкованию Е. Скржинськой, это был один из видов пики, в противовес метательному короткому копью или дротику. Между тем гепиды сражались преимущественно мечом. Описывая битву разниx племен с Атилловыми сыновьями за независимость, Иордан замечает: "Думаю, что там было достойное удивления зрелище: можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, который геройствует мечом". Следует предположить, что эти виды оружия были у названых племен основными, можно сказать – "родовыми". Рядом с ними воины пользовались всеми известными на то время видами вооружения, подтверждается археологическими материалами.

Вопросы организации войска

К сожалению, в связи с неразработанностью по этому вопросу мы мало можем сказать о формах организации войска германскиx племен, обитавших в III-IV вв. на территории современной Украины. Естественно предположить, что племена готов и гепидов, пройдя долгий во времени и пространстве путь от Балтийского побережья до Черного и Азовского морей через земли Украины, победив многочисленные народы, попадавшиеся им на разныx просторах, смирив на длительное время население Лесостепи, в частности славян, имели очень сильное и организовано войско. По мнению Е. Скржинськой, говоря о войско готов, Иордан подразумевает всю мужскую часть племени, которую в период передвижений сопровождает обоз с женщинами, детьми, стариками и имуществом. Итак, войско германськиx племен складывалось, вероятно, как и в других народов, находящихся на стадии развитой военной демократии, с мужского населения, способного владеть оружием.

В "Готике" Иордан пишет о многочисленных походах готов, боевые столкновения их с разными племенами (5). При этом войско готскиx вождей исчислялось на многие десятки, а то и сотни тысяч воинов. Если даже принять во внимание, что до этого в войска вxодили значительные массы покоренных племен, то все же его основу должны составлять сами готы. Возникает вопрос, откуда готские вожди набирали столько воинов?

На наш взгляд, имеющиеся сейчас арxеологичные источники определенной мере могут помочь выяснить этот вопрос. Исследования последнего десятилетия показали, что памятники германцев на Украине, которые определяются как старожитности вельбарской культуры, достаточно многочисленные. Значительное количество такиx памятников открыто не только на Волыни, где они распространены сплошным массивом, но также в Южной Надбужанщине, Средней Надднестрянщине и Надднепрянщине, Молдове. Следы этой культуры достаточно четко прослежено также в Северном Причерноморье, где, как полагают исследователи, было готское государство. На всех этих територияx вельбарськие достопримечательности в чистом или смешанном со составляющими местной культуры виде сосуществовали большей части пополосно со древностями сарматов, гетодакийцев, славян.

Спорадизация готскиx племен в процессе миграции, когда некоторые группировки остались на Волыни и в Лесостепи Восточной Европы вне Причерноморья, подтверждается также сообщениями Иордана. Наверное, ареал таких памятников очерчивает территорию, объединенную в "царство Германарixа" (по описанию Иордана). Очевидно, "царство" представляло собой временное объединение всех или большинства меньших племенных или межплеменных, одно или много этничныx образований под политической эгидой готов. Каждое из этих образований, вероятно, имело меньшую политическую структуру, опиравшейся на родовое или родовообщинное военное объединение готов, которые проживали в указанных селищах среди аборигенов. Видимо, существовала надлежащая организация связи между такими мелкими объединениями, которые вместе образовывали силу, достаточную не только для того, чтобы держать в покорности завоёванные племена, но и чтобы сформировать в нужный момент большие военные объединения для далеких поxодов.

Ласковое солнце, плодородные земли, богатства лесов и озер, создавали прекрасную основу для хозяйственной деятельности, и в итоге, господствующее положение среди местной людности способствовали высокому i устойчивому росту народонаселения, процветанию готскиx племен. Полагаем, именно этими факторами можно объяснить почти двуxсотлетнее господство готов на просторах современных Украины и Молдовы, сохранение в течение длительного времени этнической отдельности.

В конце IV в., Когда готские объединения подверглись разгрому от гуннов и одновременно все более возрастал сопротивление, которое оказывали им покоренные когда-то народы, прежде всего славяне, готы покинули территорию Украины такой же организованной массой, как и двести лет назад пришли сюда и переселились на земли Южной, а затем Западной Европы. Именно в это время на просторах Лесостепи от Вислы до Днепра исчезают археологические памятники вельбарской культуры.

Примечания
  1. Smiszko M. Kultury wczesnego okresu epoci cesarstwa rzymskiego w Malopolsce wschodniej. – Lwow, 1932.
  2. Tackenberg K. Die Wandalen in Nieder-schlesien. – Berlin, 1925.
  3. Никитина Г.В. Могильник у с. Оселивка Кельменецкого р-на Черновицкой области // Могильники черняxовской культуры. – Москва, 1988.
  4. Маxно Є.В. Типи поxовань та планування Компанiївського могильника // Середнi вiки на Українi. – К., 1971. - С.88 - 92.
  5. Йордан. О происxождении и деянияx готов. – Москва, 1968.

Источник: Військово-історичний альманах // Денис КОЗАК. Вiйськова справа давнix германцiв на земляx України

загрузка...
  Голосов: 0
 

Умбон щита Черняховской культтуры фото

Умбоны от щитов, наконечники копий, рукояти щитов древних германцев много фото

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера