Наиболее популярным корпусным доспехом, характерным как и для Турецкого так и Индо-персидского стиля была кольчуга из плоских колец, склепанных круглой заклепкой. Кольчуга во многих случаях представляла из себя рубаху с рукавами различной длины. Кольчужные рубахи спереди были длиной до середины бедра, но сзади не закрывали задницу – так было удобно ездить на коне и пах защищен, но часто спереди у кольчужной рубахи был разрез. Применялась кольчуга от древних времен до начала 19 века. В регионе турецкого влияния иногда использовалась и персидская кольчуга байдана из очень крупных расплющенных скрепленных заклепками колец. Но байдана не характерна для египетского Мамлюцкого стиля доспеха. Естественно что прогресс не останавливался и для совершенствования скромных защитных свойств кольчуги в неё вставляли стальные пластины. По турецки кольчужные рубахи называются zincir gömlek, а всеобщее название кольчужных доспехов Örme zincir.
Наиболее всеобщим и востребованным способом усиления кольчуги являлась вставка в кольчужное полотно в районе живота нескольких рядов продолговатых пластин расположенных вертикально, спина такого доспеха была закрыта пластинами почти полностью, а руки были закрыты просто кольчужным полотном. Этот доспех застегивался спереди. Назывался он юшман, от персидского jawshan – кольчужная рубаха. Известен со второй половины 14 века, использовался до середины 17-го, на территории Сев. Африки, Египта, Османской империи, Московии, Сирийского Персидского региона, Средней Азии и Индии. Причем в Индии использовался до сер. 19 века.
Более серьезным кольчато-пластинчатым доспехом был бехтерец (часто произносят бахтерец) от широко распространенного в различных восточных языках слове Bagtar – доспех. Он состоит из большого количества мелких продолговатых пластинок соединенных между кольчужным полотном, горизонтально положенных внахлест и полностью закрывающих корпус. Руки такого закрывают только короткие кольчужные рукава, часто руки вообще никак не защищены. Застегивался чаще всего по бокам. Такой доспех применялся в зоне влияния Турции России и Польши (причем поляки бывало изготавливали его сами). Появился в 15 веке, но наиболее популярен был в 16 -нач. 17 века.
Индо-персидский доспех, извесный в России как калантарь для турецого стиля нехарактерен.
В английской терминологии все кольчато-пластичатые доспехи обозначают словами Plated mail корпусные доспехи типа юшман и бехтерец называют персидским zirah bagtar не вдаваясь подробности типологий, в турецком языке для обозначения юшманов и бехтерцев служит слово зир гомлек zirh gömlek.
Есть немало образцов толком не попадающих не под одно пределение, особенно это касается полных комплектов тяжелых кавалеристов Сипах.
Индо-персидкий корпусной доспех чар-айна иногда был в употреблении в зоне влияния Оттоманской импери, но в ней был также свой собственный стиль зерцальных доспехов, который возник на 150 лет раньше персидского.
В основе турецкого зерцального доспеха (турец. Dönemi Zırh донеми зир) было два крупных диска, один частично закрывал грудь и живот а второй закрывал спину и около от пол дюжины до дюжины дополнительных доспешных пластин, обрамляющих передние и задние диски и закрывавшие остальную часть корпуса. Дополнительные пластины соединялись в дисками при помощи кольчужного полотна или кожаных ремешков. Такой доспех также называется зерцальным (анг. mirror armour), в английской терминологии употребляются термины: circle armour, round armour, и внимание krug armour, от того что этот доспех был очень популярен в России. Применялся с середины 15 до середины 18 века. Застегивался ремешками по бокам. Он подобно своему индо-персидскому собрату и европейской кирасе хорошо защищал от пуль.
Персидский доспех известный как казакин (перс. jazerant, араб. kazaghand) представлявшим собой кольчугу зашитую в куртку почти не применялся в Турции, но применялся в Египте.
Комплекты турецких доспехов
|
|
|
|
|
|
Фотографии полного бертерцевого облачения и вооружения всадника и коня 16 го века из музея Королевские арсеналы в Лидсе, Англия (Royal Armouries Musem in leeds) |
|
|
|
|
Конический шлем и зерцальный доспех, Walters Museum. США |
Зерцальный доспех, конец 15 века (шлем некомплектен), Walters Museum |
|
|
|
Турбанный шлем, стальной щит, круговой зерцальный доспех и булава-шестопер; а также высокий шлем со шпилем, секира, круговой кольчато-пластинчатый доспех. Музей армии (Armemuseum) Стогольм, Швеция |
Полный комплект доспехов Сипахи. Музей Стибберта во Флоренции - stibbert museum armour . |
|
|
|
Доспех всадника и коня, полные комплекты вооружения турецкого тяжелоснаряженного кавалериста 16-го века, Музей Стибберта во Флоренции - stibbert museum armour. |
|
|
|
Полный комплект турецких доспехов. Stibbert Museum in Florence |
Шлем с наушами и затыльником, юшманы один с пластинами закрывающими бока, другой без них. 15-16 век. Королевские арсеналы в Лидсе. |
|
|
|
Полный коплект Турецких доспехов 16 века. Музей оружия в Турине. Armeria Reale di Torino. |
Комплект доспеха на основе зерцального доспеха. 16 век. Музей оружия в Турине. |
Полный турецкий доспех 15 века. Бехтерцевая защита корпуса, предплечий и кистей рук. Музей Метрополитен в Нью Йорке |
|
|
|
Тюрбанный шлем, юшман, без нахлеста пластин, лошадиная броня на лоб - шамфрон. Musée de l'Armée, Paris. |
Персидские доспехи: тюрбанный шлем и кольчуга байдана. Philadelphia museum of Art |
Комплект оружия и доспехов. Коллекция Хиггинса (The Higgins Armory) |
|
|
|
Треецкий доспех (1480-1500), Musée de l'Armée, Paris. |
Оттоманский мамлюк-всадник. сер. 15 века. Musée de l'Armée, Paris. |
Оттоманский тяжело снаряженный всадник. Museum of Islamic Art, Doha. Qatari |
|
|
|
Бронированый оттоманский всадник. Музей исламского искусства. Доха. Катар. |
Всадник в доспехе и конь одоспешен. Очень интересный шлем. Берлинский Цейгхауз, фотография 1930 года. |
Неподдельный интерес вызывают крайне редкие кольчато-пластинчатые штаны. Нац. Музея г. Будапешт |
|
|
|
Юшман египетских мамлюков конца 15-го века и тюрбанный шлем. |
Кольчато-пластинчатый доспех с кольчато -пластинчатой защитой ног и тюрбанным шлемом. Victoria & Albert Museum, London |
|
|
|
Кольчато-пластинчатый доспех и шлем. Королевские арсеналы в Лидсе. |
Комплект ис позолоченного зерцала и шлема и вороненной кольчуги с длинными рукавами. Исторический музей Вены. Автрия. |
Кольчато-пластинчастый доспех коня и набор прочего снаряжения коня. Исторический музей Дрездена. Германия. |
|
|
|
|
|
|
Комплект турецкого вооружения и облачения включающий кольчато-пластинчатую защиту корпуса типа бехтерец, высокий конический шлем, полную защиту ног, бевую секиру, стальной щит, кольчато-пластинчатый доспех лошади с шамфроном, уздечку седло, стремена. Метрополитен Музей в Нью Йорке. США |
Корпусные турецкие доспехи
Корпусные доспехи были описаны уже на пред идущей странице тут только фото. Также на этой странице есть немного от снаряжения всаника и коня. Турки-османы, в давние времена были кочевниками Великой Степи их традиционное уважение к лошади выражалось в очень красивом убранстве. Довольно часто применялись и доспехи для лошадей.
|
|
|
Нераспашной Юшман |
Распашной юшман. |
Пластины юшмана |
|
|
|
Юшман, 15 век. |
Музей Стибберта во Флоренции. |
Юшман, 15 век. |
|
|
|
Зерцальный доспех. Walters Museum |
Передняя часть турецкого зерцального доспеха. 16 век. Royal Armouries Musem in leeds |
Мамлюцкая круговая кирасса. the Museum of Islamic Art in Cairo. |
|
|
|
Кольчужная Рубаха мамлюков. the Museum of Islamic Art in Cairo. |
Казакин, сер. 15 в. Принадлежал визирю Махмут Паша. Asceri Museum, Стамбул |
Зерцальный доспех. Королевские арсеналы в Лидсе. |
|
|
|
Общий вид кольчуги типа байдана. Кольца кольчуги крупным планом. Philadelphia museum of Art |
Юшман мамлюков 15 век. Музей Топкапу-Сарай, Стамбул. Вид сзади, а спереди пластин нет - только кольчуга. |
|
|
|
Кольчуга Турция-Персия 17/18 век. Higgins Armory Museum. USA |
Боковые ремешки зерцального доспеха. Walters Museum |
|
|
|
Зерцало крупным детальным планом, предположительно спинная часть, 1550-1600гг. Музей метрополитен в Нью-Йорке |
|
|
|
Турецкая кираса крупным планом. Музей Уолтерс, США |
Лошадиная попона, седло и стремена. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
Турецкая кирасса. Musée de l'Armée, Paris. |
|
|
|
Юшман, вторая половина 17 ст. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
Трофейные: юшман, седло, бунчук, сабля, колчан, щит, сабля. Захваченные после битвы под Веной в 1683 году. |
Турецкое налобное украшение лошади. 17 век. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
|
|
|
Сирийская кольчуга нач. 15 -конца 16 ст. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
Детали кольчужного плетения и застежки кольчуги |
Юшман 15 век. Надписи на пластинах гласят: "славим султана, визиря, командира" Музей метрополитен в Нью-Йорке. |
|
|
|
То же самое вид с боку. |
юшман крупным планом, застежки отреставрированы |
Персидский Юшман, конец 15 века |
|
|
Вид крупным планом на неотреставрированные застежки юшмана |
Турко-Персидские кольчато пластинчатые доспехи, шлемы и стальной щит. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
|
|
|
Персидский шафрон, 15век. Турецкий шафрон, покрытый позолоченной медью, 16 век. Оттоманское седло 16 века. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
|
|
|
Турецкий доспех zirh gömlek, извстный также как (zirah baktar/bagtar, jawshan, yushman), и кольчато-пластинчатые набедренники дизчек (dizcek). Доспехи такого типа имели рочайшее распостранение начиная с 15 века, начиная с Османской империи, России, Ближний восок,Средняя Азия, Индия. Музей Замок Бодрум, Турция (Bodrum Castle, English tower, St. Peter's castle, Bodrum, Turkey). |
|
|
|
|
|
|
Зерцальные доспехи с аукциона Czerny’s, на фото видны многие интересные детали. |
Турецкие наручи и поножи
Наручи по английски: вембрейцес (vambraces), по турецки: колчак, по персидски базубанд (bazuband). Причем слово "колчак" kolçak употребляется как для трубчатых наручей, так и для трубчатых поножей. Турецкие наручи имеют в своей основе стальную трубку с вырезом на половину вдоль. Вырез этот закрывается дополнительными пластинами. Основная часть наруча с прочими пластинами соединяется при помощи кольчужного полотна, реже при помощи петель наподобие дверных. В районе локтя наруч загибается образуя чашку. Застегивается наруч при помощи пряжек на ремешках чуть ниже лучезапястного сустава, примерно на одной линии с мизинцем. Поэтому у наруча для правой руки дополнительные пластины (или пластина) присоединены с левой стороны. Также часто (но далеко не всегда) наруч правой руки слегка выгнут в правую сторону в районе локтя.
Поножи (другое название наголенник – поскольку закрывют голень) имеют похожую на наручи конструкцию. Турецкий кольчато-пластинчатый набедренник с наколенником по турецки называется "дизчек" dizçek. Является очень удобным и дает очень хорошую защиту ноги. Набедренники застегиваются на ремни с пряжками или завязываются на шнурки с тыльной части ноги. Поножи застегиваются с внутренней части голени, "лицевая" пластина, которой они обычно сфотографированы, на самом деле является боковой и защищает сустав стопы. Две дополнительных пластины имеют разный размер: пластина большего размера защищает ногу с передней стороны, а пластина меньшего размера – с внутренней. Поэтому если большая пластина находится с правой стороны – то это понож для правой ноги.
|
|
|
турецкий наруч |
татарские наручи |
турецкие наручи |
|
|
|
Турецкие наручи 17 века. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
Наручи из Музея Виктории и Альберта в лондоне (Victoria and Albert Museum in London) |
Турецкая кольчато-пластинчатая защита ног, 16 век. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
|
|
|
Понож для правой ноги 15 века. |
Турецкий набедренник 16 го века. Королевские арсеналы в Лидсе. |
|
|
|
Кольчато-пластинчатые набедренники второй половины 14-15 века. Золотая орда, Иран Турция |
Железный сапог. 16 век. Королевские арсеналы в Лидсе. |
|
|
|
Турецкие или Персидские поножи 15-16 веков. Королевские арсеналы в Лидсе. |
Кольчато-пластинчатая защита ноги. 16-17 век. Музей Стибберта во Флоренции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Персидские поножи, 15 век. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
Понож Северный Иран или Анатолия 1450-1500 гг. the Philadelphia Museum of Art |
Персидский понож. Тимуриды. сер 15 века. длина 43.2 cm. Музей Метрополитен |
Немного турецкого оружия
Основным оружием ближнего Оттоманской империи являлась сабля-Килидж (турецк. Kılıç буквально переводится как меч), характеризующаяся широким толстым искривленным у последней трети клинком. Клинок этой сабли также очень часто имел расширение у острия и сильное расширение у обуха. Рукоять турецкой сабли выделялась навершием загнутым к мизинцу, а также наличием перекрестья у гарды. Изгиб навершия позволял держать саблю даже очень уставшей в бою рукой практически на мизинце, а перекрестье надежно удерживало клинок в ножнах и позволяло во время боя перехватывать клинки противника.
В качестве вспомогательного оружия использовались различные виды кинжалов, конечно короткие рубяще-режущие мечи и кинжалы (в зависимости от размера) ятаганы (турецк. yatağan).
Самым известным турецким оружием является турецкий сложносоставной лук (турецк. Yay).
Подробное описание османского турецкого оружия выходит за рамки данной публикации.
|
|
|
Сабли: зульфикар, килидж, шамшир, кинжал - ханджар. The Walters Art Museum in Baltimore. USA |
Над поясом турецкая сабля и Нюрбергский фальшион сер. 16 века. Philadelphia museum of Art |
|
|
|
Турецкий композитный лук. Королевские арсеналы в Лидсе. |
Турецкое трофейное оружие. Исторический музей Вены. Австрия. |
Трофейные длспехи и оружие в арсенале Мальтийского ордена. |
|
|
|
Ятаганы 17-18 век. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
Наконечник пики и секира. Сирия, нач 16 ст. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
Турецкая османская булава. Музей Метрополитен в Нью-Йорке |
|
|
|
Секиры мамелюков, две нижние, вероятно, церемониальные. Музей Топкапу-Сарай. Стамбул |
Турецкая сабля 16 века. Приналежала султану Сулейману Великолепному. Музей Топкапу-Сарай. Стамбул |
Ятаганы 18-19 век. Музей Топкапу-Сарай. Стамбул |
|
|
|
Турецкая сабля. Королевские арсеналы в Лидсе. |
Турецкий колчан и налучье |
Турецкие стрелы. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
Турецкие щиты
Турецкие щиты были в основном двух видов плетенный из ивовых прутьев и цельностальной. Прутья ивовых щитов сплетались нитью, а в центре всегда крепился стальной умбон. Турецкие щиты традиционно называли калкан (kalkan) от монгольского глагола означающего "плести", даже когда они были полносттью стальные. Стальне щиты чаще всего не имеют умбонов, потому что такой щит сам по себе весь умбон.
Щиты с внутренней стороны имеют подушку под руку и как минимум пару ремешков.
|
|
|
Стальные щиты, украшенные воронением, золочением, омеднением. 16-17 век. Музей Топкапу-Сарай. Стамбул |
|
|
Стальной щит с подкладкой. |
Стальной щит из Северного Ирана, 15 век. Королевские арсеналы в Лидсе. Англия. |
|
|
Японский самурайский доспех, меч тати, меч 15 века, щит турецкого стиля, но из Индии, экспозиция дворца-музея Топкапу Сарай. Стамбул. |
На этом фото видно, какими огромными были европейские мечи. Центральный скорее всего имел церемониальное значение. |
|
|
Стальной щит, 15-16 век. Музей Метрополитен в Нью Йорке |
Стальной щит, 15-16 век. Музей Метрополитен в Нью Йорке |
|
|
Прутяной щит с железным умбоном. Музей Карлсруэ (Karlsruhe Müzesi). Баден. Германия. |
Литература
Рассел Робинсон. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения Издательство: Центрполиграф. 2006 год.
Э. Г. Аствацатурян. Турецкое оружие. Атлант. 2002 год.
Джордж Камерон Стоун. Оружие и доспехи всех времен и народов. Астрель. 2010 год.
Вернуться назад
|