swordmaster.org > Исторический костюм > Европейский средневековый военный костюм, часть вторая
Европейский средневековый военный костюм, часть вторая19-октября-2009. Разместил: SHARIK |
||
ВведениеПовседневную одежду солдата следует рассматривать в сравнении с гражданской одеждой. Плотность ткани и покрой менялись на протяжении времени, но в целом одежда рабочих и солдат шилась с прицелом на практичность. Хотя некоторые образцы представляются нам «прихотливыми», в действительности они были весьма удобны в носке. Можно только представить, насколько оборванными и грязными могли быть солдаты. Сторонники состоятельных господ, несомненно, выглядели лучше. К концу кампании внешний вид солдат был хуже, чем в начале, но случаев, когда солдаты превращались в настоящих оборванцев, отмечено немного. За армией тянулся обоз, в котором находилось множество штатских: женщины могли подштопать порвавшуюся одежду, а медники предлагали солдатам предметы первой необходимости и роскоши. После побед гардероб солдат пополнялся за счет трофеев. При этом стиль одежды нарушался. Вместе с повседневными вещами победители могли носить парадную одежду. Крепкая обувь важна для солдата. В средние века наиболее распространены были похожие на мокасины башмаки с мягкой подошвой. Подошва подшивалась к верхней части башмака, после чего башмак выворачивался так. чтобы все швы оказались внутри. Затем снаружи подшивалась толстая подметка. Среди крестьян м путешественников были популярны высокие ботинки, завязывающиеся на шнурки, застегивающиеся на пряжку или закрывающиеся с помощью ремня, свидетельства о толстых подошвах, каблуках и подбитых гвоздями подметках встречаются редко. Уильям Ленгленд (1360-1399) описывает подбитые гвоздями башмаки в The Vision Concerning Piers Plowman. Многие солдаты старались обзавестись износостойкой обувью, не стесняясь снимать подходящие башмаки даже с трупов. Наличие лошади и неплохое жалованье позволяло некоторым солдатам обзаводиться модными ботинками с длинными носами. Такие башмаки вошли в моду при Ричарде II (1377-1399). а затем снова приобрели популярность во второй половине XV в. По понятным причинам в походах такие башмаки носили только самые эксцентричные модники при езде верхом или в спокойной обстановке полевою лагеря. Поле боя быстро учило воинов, какие башмаки удобные, а какие нет. Высокие сапоги подходили для верховой езды. Такие сапоги могли быть как грубыми с прямоугольным носком, так и элегантными с округлым носком и облегающим голенищем. Польем сапога делался достаточно высоким, чтобы можно было просунуть ногу, затем излишек кожи собирался в складку и фиксировался крючком или ремнем с пряжкой. Для пошива сапог использовалась очень мягкая кожа, иногда голенище походило на чулок, так плотно оно облегало ногу. Однако технология выделки кожи утрачена, что весьма затрудняет адекватную реконструкцию. Очень длинные голенища могли доходить до середины бедра. При этом верх голенища подвязывался к поясу. Часто в голенище имелась подкладка, что значительно удорожало изделие. Итальянские солдаты XV в.наверхОсновные детали военного костюма были одинаковыми по всей Западной Европе, но в каждой стране имелись свои особенности. Рисунки, сделанные на севере Италии, – центре производства и торговли изящной одеждой – отличаются особым стилем, богатством и цветом. В XIV-XV вв. в Италии носили облегающее платье с разрезами па локтях и плечах. Доспехи типа «итальянская готика. Шлемы-баруты и саллеты были более распространены, нежели шлемы типа «железная шапка». Повсеместно встречались легкие доспехи: бригандины, поножи и кольчужные рукава. Настенные росписи многих церквей содержат изображения воинов, которые отличаются от изображений бургундских и французских воинов лишь в деталях. В Италии формировались отряды наемников, служившие по всей Европе, а также в самой Италии. Итальянские наемники действовали в целом успешно, поэтому всегда могли похвастаться трофеями и достатком. Солдаты герцога носили роскошные геральдические накидки и красивые чулки, хотя мы лишь иногда можем с уверенностью определить цвета. Половина жалованья неаполитанских наемников в 1451 г. уходила на ткань для одежды: красную, синюю, зеленую, белую и пурпурную. Солдаты Сигизмондо Малатесты носили вензель из инициалов своего хозяина и его супруги: B и I. В конце XV в. командир отряда, состоявшего из 400 флорентийских наемников, заказал для своих солдат белый камзол, красно-белые чулки, белую шапку, туфли, доспехи и пики. Некоторые солдаты получили ружья. В последние годы многое стало известно о средневековых технологиях изготовления тканей. К удивлению, даже самые ранние из известных образцов, отличаются высоким качеством и сложностью. Фактурная поверхность и яркие цвета выглядят весьма современно, несмотря на то, что образцы тканей были сотканы 2000-3000 лет тому назад. Средневековые ткани имеют сложное плетение, яркие цвета и сложный рисунок. К этому также следует добавить импортные ткани, завозимые с востока. Тем не менее, для пошива солдатской одежды в основном использовались шерстяные ткани. Нижнее белье, рубахи и некоторые предметы верхней одежды шили из хлопчатобумажной ткани, льна, пеньки, крапивы, меха и войлока. Для окраски тканей использовались растительные пигменты. Наиболее известны вайда (синий), марена (красный) и ракитник (желтый). Они давали нежные и удивительно яркие цвета. Цветную одежду носили не только богачи. Даже беднейшие шотландские кланы ткали клетчатую ткань, даже беднейшие солдаты отправлялись на смерть пестро разодетыми. О некоторых средневековых красках мы знаем только их название, но не знаем цвет. Например, о краске pluncket мы не знаем вообще ничего, а о цвете russet можем предполагать, что она имела красно-коричневый оттенок. Законы о борьбе с чрезмерным расточительствомнаверхГосударство и церковь предпринимали неоднократные попытки сократить расходы населения на одежду, сдержать показную роскошь высших классов, а также заставить людей носить одежду, подобающую их социальному положению. Одежда, покрой, цвет и отделка тщательно регламентировались. Законы о роскоши иногда соблюдались, а иногда оставались только на бумаге. В целом эффективность законов понижалась с увеличением расстояния до центральной власти. Увлечение роскошной одеждой приобрело повальный характер после того, как деньги потекли в руки социальных слоев, лишенных реальной политической власти – в XV в. начинаю стремительно богатеть купцы. Интересно отметить, что Генрих IV в законе от 1403 г. делает четкое исключение для солдат, которые получают право одеваться так как пожелают. Эдуард IV в 1463 г. принял еще более строгий закон о роскоши, но и он не касался солдат. Ливрея как военная униформанаверхПринято считать, что военная униформа появилась в европейских армиях в XVII в. Но мы имеем ясные свидетельства о том. что и прежде предпринимались попытки единообразно обмундировывать крупные контингенты. Обычно униформой обеспечивал своих подчиненных лорд, капитан пли государство. Целые армии могли носить одинаковые ливреи иди знаки, некоторые отряды городского ополчения также получали униформу. Приведем несколько примеров ношения униформы. В 1295 т. английские новобранцы из Норфолка получили белые сюрко стоимостью 3 шиллинга. В 1300 г. солдаты из Турнэ носили красную униформу с серебряным изображением замка на груди и спине. В 1385 г. все шотландские солдаты и их французские союзники носили белый крест св. Андрея на груди и спине. Если одежда была белой, то крест нашивался по черному полю. В 1416 г. арбалетчики из Амьена, отправившиеся в Аббервиль. носили зелено-белую униформу. Под термином «ливрея» следует понимать любую одежду, полученную на время службы. Часто ливрея составляла заметную часть жалованья солдата. Солдаты английского лорда-канцлера носили ливреи, дороговизна которых соответствовала должности и положению солдата. Высший уровень обозначатся ливреями из качественного сукна, отделанного мехом. Низший уровень – минимальной по качеству ливреей, которая только бы не позорила хозяина. Обычно цвета и эмблемы на ливреях соответствовали гербовым цветам и эмблемам хозяина, но встречались и отклонения от этого правила, обычно вызванные доступностью на месте ткани того или иного цвета. Способность оснастить свои войска форменными ливреями свидетельствовала о состоятельности и щедрости владыки. Например, в 1434/1435 гг. король Англии Генрих VI летом обмундировывал свои войска в зеленые ливреи. Высшие командиры армии носили ливреи бордового, кроваво-красного или фиолетового цвета. Королевские сержанты носили ливреи из бордовой ткани или «полосатого солсберийского сукна». Слуги носили серо-синие, полосатые ливреи. Ближайшее окружение короля получало самые дорогие ливреи, иногда в особых случаях выдавалась индивидуальная ливрея. Так, в правление Карла IV в 1378 г. бургундский герцог Филипп (1364-1404) пожаловал своим дружинникам черно-серые ливреи. В 1384 г. король Франции давал зеленые, красные и синие ливреи, для того чтобы произвести впечатление на английских парламентеров в ходе переговоров в Булони. В 1385 г. красные ливреи шились в честь свадьбы в Камбрэ. В1389 г. красно-белые ливреи были пошиты королем в Дижоне. В 1402 г. в честь свадьбы были пошиты бело-зеленые ливреи, и т.д. Ливреи давались мужчинам и женщинам, получившим ранение на королевской службе. В 1349 г. некий Джон де Пастерхей получил пожизненную пенсию в размере 2 пенсов в сутки и ежегодной ливреи за увечья, полученные на королевской службе. Аналогичную пенсию в 1346 г. назначили Джону Хелмсуэллу. Герцоги вроде правителей Бургундии Филиппа Доброго ли Карла Смелого обмундировывали свою гвардию и окружение, выдавая шлемы, украшенные драгоценными камнями, золотую парчу, серебряные и золотые значки и роскошные мантии. Для встречи с королем в 1473 г. Карл дал новую одежду для 1003 человек из своего ближайшего окружения. Капитан лучников при этом получил отрез синего бархата для пошивки ливреи, и белой камки для нурпуанта. 110 человек из службы безопасности получили ливрейные куртки (paletots) и мантии из золотой или серебряной парчи, шелка, синего бархата и красного атласа. Герцог Берри очень подробно описывает одежду сельских жителей. В январе 1458 г. он прибыл на совет в Вестминстере в сопровождении 600 гвардейцев в красных мундирах, украшенных вышивкой в виде сучковатого креста на груди и спине. В эпоху, когда отсутствовали СМИ, какой еще можно было придумать способ для того чтобы заявить о себе. Частные армии всегда представляли собой угрозу для королевской власти. Короли и герцоги, стремившиеся к единоличному правлению, издавали законы, запрещавшие ношение ливрей всех других цветов, исключая королевские. В конце XV в. Генрих VII окончательно запретил на территории Англии и формирование частных армий. Эмблемы широко применялись уже в XV в. Так для коронации Ричарда II было изготовлено 26000 значков из фланели в виде фигурки вепря, наполовину вышитой, наполовину раскрашенной. Ливреи XII-XV вв.наверх(А) Настенная роспись (ок. 1170 г.) из бывшей тамплиерской церкви в Крессаке, Франция. Видна эмблема в виде креста на груди рыцаря. Такие иллюстрации встречаются редко, причем всегда крест небольшого размера. Братья монашеских рыцарских орденов, вроде ордена Тамплиеров, первыми начали носить подобного рода эмблемы. Позднее крест разных форм стал распространенным военным или государственным символом в большинстве европейских государств, став почти обязательным элементом униформы к XV в.
Опознавательные знаки служили для быстрого определения на поле боя своих и чужих. Известны случаи, когда с обоих сторон использовались одинаковые эмблемы, или воины преднамеренно в целях маскировки надевали эмблемы врага. При осаде Нейсса (1475) 600 кельнцев надели одежду с андреевским крестом и проскользнули через линии бургундцев. пронеся в город по 40 фунтов пороха каждый. Сцены из двух швейцарских летописей сообщают нам интересные детали в одежде стрелков. Дибольд Шиллинг (1435-1486) служил при Грансоне и Мора в 1476 г. О событиях, которых он был очевидцем, он написал трехтомную хронику. Мы не знаем, кто были три художника, иллюстрировавшие его рукопись, но очевидно, что они или сами были солдатами или непосредственными очевидцами событий. В первой, так называемой Цюрихской хронике Карл Смелый показан наступающим в сопровождении четырех пеших лучников. Лучники носят короткие куртки с рукавами-пуфами и красным бургундским крестом на груди и спине. Их экипировку дополняет саллет и облегающие ноги рейтузы. Двое вооружены луками, двое - копьями. В Бернской хронике эта сцена повторяется, лучники выглядят похожим образом, но вместо шлемов у них небольшие шапочки с плюмажем, а штанины рейтуз закатаны до колен. Четверо вооружены копьями. Эти гвардейцы могли быть лучниками английского короля Карла. Сохранилось множество документов, относящихся к бургундской армии. Нельзя сказать, насколько их можно экстраполировать на другие европейские армии, поскольку аналогичные документы, относящиеся к другим армиям до нас не дошли, или до сих нор не изучены историками. Лучник-телохранитель герцога БургундскогоВ то время среди европейских правителей было модно иметь отряд лучников-телохранителей. Бургундский герцог постарался хорошо обмундировать своих телохранителей. 40 archiers de corps под командованием двух капитанов постоянно сопровождали герцога, днем и ночью загораживая его от ножа наемного убийцы. При любой возможности телохранители практиковались в стрельбе из лука, кроме того, у них имелось и огнестрельное оружие, о чем свидетельствуют инвентарные описи. На практике телохранители выполняли роль мотоциклетного эскорта нынешних президентов, при необходимости оттирая слишком напирающую толпу. В 1416 г. герцог пошил 24 комплекта униформы. Рукава ливрей украшали три изображения колчанов со стрелами. В 1433 г. телохранители получили черно-серую ткань для пошива 29 heuques ytaiennes, расшитых золотом. Эти ливреи были открыты с боков, наподобие камзола герольда. В 1435 г. для телохранителей пошили paletots серо-черного цвета с вензелем герцога Филиппа и его супруги, вышитыми золотой и серебряной нитью. В 1442 г. капитан телохранителей «сеньор де Тернан» получил 42 ливра для ремонта одежды. В 1452 г. мы читаем о том, что лучники сменили куртки на более легкие пурпуанты. В 1465 г. мы читаем о черно-фиолетовых ливреях с белым бургундским крестом и вышивкой в виде кремниевого замка. В 1467 г. Эен де Мошо. «плюмажник» поставил плюмажи для капитана и стрелков. В 1471 г. гвардейцы носили куртки с высоким воротником, выполненным из 12 слоев ткани, в том числе трех пропитанных воском. Ливреи и эмблемы XV в.наверх(A) Реконструкция геральдической накидки герцога Бургундского Карла. Изображены гербы владений, входящих в состав Бургундии. Богатая вышивка, дорогая ткань, золотая и серебряная проволока, жемчуг - все это используется xi я отделки. Свита бургундского герцога в походе представляла собой пеструю кавалькаду.
Мастера артиллеристынаверхНа протяжении XV в. неуклонно росла роль артиллерии: как легкой полевой, так и тяжелой осадной. Сложное оборудование и многочисленный обоз требовались для обслуживания нового рода войск. В результате появился новый класс офицеров-мастеров и подразделений саперов, металлистов, изготовителей пороха и ядер, погонщиков и т.п. Содержание столь многочисленных контингентов квалифицированных специалистов требовало огромных сумм. Франция и Бургундия включились в технологическую гонку. В обеих странах сложился класс знати, обладавших глубокими познаниями в механике и других науках. Эти специалисты стали называться мастера-канониры. В XV в. термин «артиллерия» означал не только пушки, но и включал в себя современное понятие логистики. Из письменных источников того времени мы узнаем, что артиллерия занималась транспортировкой луков, арбалетов, боеприпасов, палаток, понтонов и палаток. В инвентарных книгах сохранились дотошные списки приобретенных перчаток для лучников и льняных шнуров для арбалетов, свинцовых чушек для отлива ядер и краски для орудийных лафетов. Некоторые историки XX века недооценивали эффективность артиллерии XV в. Тем не менее, нам известны многочисленные свидетельства применения картузов с заранее отмеренными навесками пороха, а также использования казнозарядных пушек. Осадная артиллерия вела огонь с постоянных позиций. Этооыло очень дорогое оружие, которое никто НС стал бы применять, если бы не ждал от него немедленного и убедительного эффекта. Действительно, артиллерия радикальным образом изменила ход осадной войны. Если итальянский замок Монте-Сан-Джованни в свое время выдержал семь лет осады, то в 1494 г. под огнем пушек Карла VIII крепость продержалась всего восемь часов. Мастера, необходимые для успешного функционирования армии, набирались из числа штатских специалистов. Их услуги хорошо оплачивались. В 1456 г. бургундский герцог Филипп Добрый мечтал провести крестовый поход против турок. Он зафиксировал свои планы на бумаге. По прикидкам герцога ему требовалось от 500 до 600 плотников, мастеров но изготовлению луков и стрел, арбалетов, канониров, каменщиков, кузнецов, саперов и рабочих. Все они должны были вооружаться пиками или другим «оборонительным оружием». Специалистам планировалось платить хорошее жалованье, не уступающее жалованью профессиональных наемников. Любая средневековая армия нуждалась в подобных специалистах. Хотя мы не знаем точно, что носили работники, можно считать, что это были отнюдь не оборванцы. Известно, что бургундские саперы в середине XV в. носили форменные гамбезоны с бургундским крестом. Известно также, что специалисты носили фартук во время работы.
Вернуться назад |