swordmaster.org > Всякое разное > Скандалы в ученом семейсве

Скандалы в ученом семейсве


20-ноября-2008. Разместил: SHARIK

Скандалы в ученом семействе

Из истории забавных и вовсе не забавных мистификаций

altСтрасть к коллекционированию стара как мир. Уже шумеры создавали библиотеки и некое подобие музейных коллекций; любителем памятников был ассирийский царь Ашшурбанипал (669-626 гг. до н.э.), один из образованнейших людей своего времени.

altНо мода на коллекционирование породила и другое явление: ремесло подделки предметов старины, на которые был большой спрос среди состоятельных людей. Не так уж редко фальсификаты делались не из жажды наживы, а просто из желания сыграть с кем-то шутку или прославиться.

altУже в Римской империи пышно процветало искусство подделки шедевров греческих мастеров. фаворит Августа, баснописец Федр, сообщает, что при царствовании Тиберия (14 г. до н.э. — 37 г. н.э.) в Риме появилось множество подделок под Праксителя, на которого тогда была мода.

altВ эпоху Ренессанса подделками под древность занимались такие мастера, как Филиппо Липпи, Бопичелли, Челлини. Микелаеджело делал под старое серебро, например, тарелки и кувшины, покрывал их патиной с помощью окуривания или фальсификация историизакапывания в землю. Прогремела связанная с ним история с изготовленной подделкой Кулидона. Разгневавшись на критиков, которые восхищались лишь древним искусством, он решил доказать, что сам не хуже мастеров прошлого. Якобы по научению Медичи он вырезал фигурку Кулидона и продал ее как подлинный шедевр римского искусства кардиналу Рафаэлю Риарио. Под крылом бога любви Микеланджело незаметно поместил свое клеймо. Спустя какое-то время кардинал обнаружил подделку и в гневе вернул статуэтку ее создателю, потребовав возврата денег. Но кардинал поступил необдуманно. Ирония этого происшествия в том, что авторство Микеланджело не снижало ценности статуэтки с художественной и материальной точек зрения, а, напротив, повышало ее, как своего рода тоже уникальной вещи.

altПо стопам выдающегося мастера пошел и современный итальянский скульптор Кремонц. Мечтая прославиться и выставить на посмешище экспертов-искусствоведов, которых он считал виновниками своей безвестности, он разработал поистине дьявольский замысел. Кремонц изваял в римском стиле статую Венеры, отломил ей нос, одну руку и ноги, потом закопал торс на поле французского крестьянина в окрестностях города Сент-Этьенн. В 1938 году крестьянин случайно выкопал скульптуру; во Франции находка вызвала большой ажиотаж. Комиссия из крупнейших специалистов заявила, что скульптура — бесценная реликвия времен римского нашествия в Галлию и превосходный образец неоаттического искусства. Тогда же комиссия установила и возраст скульптуры — 1700 — 2500 лет. Президент Франции Лебрен подписал декрет, причисляющий находку к национальному достоянию, охраняемому государством. Вот тогда-то и объявился Кремонц и в доказательство своего авторства не только предъявил отломанные части, точно прилегающие к туловищу, но даже привел певичку кабаре, которая служила ему моделью. Вся Франция, всегда охочая поиздеваться над напыщенностью сильных мира сего, покатывалась от хохота.

altЕсли говорить о человеческой наивности, то все рекорды побил уважаемый математик, астроном и член Французской Академии наук Мишель Шате. Его коньком было коллекционирование автографов исторических личностей. Однажды к нему обратился скромный чиновник по фамилии Лукас и привел профессора в небывалое возбуждение. Еще бы! Оказалось, что неожиданный визитер владел громадной коллекцией автографов, принадлежавшей некогда Бойсурдину, утонувшему в море в 1790 году. Фамилии ни визитера, ни бывшего владельца уникальной коллекции ничего не говорили профессору — да, впрочем, ему было не до того.

altУважаемый профессор без колебаний и сомнений лихорадочно скупая все, что приносил Лукас. И трудно удивляться такой ажитации, поскольку в огромной коллекции имелись, в частности, письма Клеопатры, Юлия Цезаря, Овидия, Плугарха, Карла Великого, В письме к Аристотелю Александр Великий хвалил мужество галлов, в другом послании святой Лазарь сообщал святому Петру о добродетелях кельтских и друидских жрецов. Там была даже переписка Марии Магдалины и короля Бургундии, Иисуса Христа с неким галльским медиком по имени Кастор.

altНо самое сильное впечатление на профессора произвело письмо Паскаля, из которого выяснялось, что именно он, а не Ньютон открыл закон гравитации. По этому поводу Шате написал брошюру, а когда в мае 1869 года комиссия экспертов признала письмо подлинным, охваченные энтузиазмом парижане устроили триумфальную уличную манифестацию.Если мы добавим, что все письма были написаны на современном французском языке, на бумаге с водяными знаками хорошо известной писчебумажной фабрики, то непонятно, чему в этом фарсе больше удивляться: невероятной безудержности обмана или апокалипсической наивности коллекционера.

altЛукас выудил у своей жертвы десятки тысяч франков сумму по тем временам огромную. Впервые он поскользнулся, когда англичанин сэр Дейвид Брюстер обратил внимание на дату на письме Паскаля, из которой следовало, что автору Мьслей было всего восемь лет, когда он якобы открыл закон гравитации. Но окончательно Лукаса разоблачили итальянские, а не французские ученые. В 1870 году мошенник был приговорен к двум годам тюремного заключения и 625 франкам штрафа. После франко-прусской войны его следы затерялись.

altЕсли этот случай из истории человеческой глупости относится ко второй половине ХIХ века, то стоит ли удивляться аналогичному происшествию, имевшему место в Х VIII веке? В веке, когда большинство людей еще верило, что мир, как учил ирландский архиепископ Ашер, был создан в 4004 году до н.э. Героем инцидента стал профессор естественных наук, доктор Берингер. Жил и работал он в Вюрцберге, в окрестностях которого нашли останки допотопных животных. Относительно этих находок у доктора Берингера было особое мнение — в частности, он утверждал, что эти животные никогда не существовали, что кости подбросил Бог, чтобы подвергнуть испытанию веру людей в Ветхий за- нет. Иначе говоря, это были, по его мнению, созданные самим Богом фальсификаты. Созданные, правда, с благой целью, но все же подделка.

altСлушатели профессора не могли проглотить эту гротескную теорию. И однажды, решили проучить чудака, правда, избрали довольно-таки жестокий способ. В тём местечке, где Берингер самостоятельно проводил археологические раскопки, они закопали сфабрикованные керамические таблички о текстами на древнееврейском, арабском и вавилонском языках. На одной из, табличек даже поставили подпись самого Яхве. Профессор впал в неописуемый восторг. Он тотчас же взялся за написание обширной научной статьи о находках. И тогда шутников охватил страх. Они в раскаянии признались и просили простить их. Но реакция профессора была более чем неожиданной. Он не поверил им и обвинил их в том, что завистники хотят лишить его славы великого первооткрывателя. Не обращая внимания на объяснения и протесты, он продолжал работать над книгой. Потратив ‚большую часть своего состояния, он в 1728 году издал ее в дорогой обложке, прекрасно оформленную многочисленными гравюрами с изображением находки.

altПоскольку Берингер излагал в книге свою любимую теорию о божественных фальсификатах, выход книги походил на взрыв бомбы. На бедного профессора полился поток издевательского смеха и шуток. И только тогда он понял, что пел жертвой собственного ослепления. Скупая в книжных магазинах свой труд, он потратил на это остатки состояния.

altВсе описанные случаи имели, скорее, характер второстепенных эпизодов и не влияли на нормальное развитие науки. Зато выходка, которую позволил себе английский адвокат Карл Досон, была уже откровенной диверсией. В 1911 году он объявил на весь свет, что в графстве Суссекс в карьере им найдены фрагменты черепа и челюстная кость прачеловека. Ученые пришли в неописуемое волнение, это была подлинная сенсация, так как после исследования находки и признания ее аутентичной следовало сделать единственно правильный вывод: человек типа гомо сапиенс появился пятьсот тысяч лет назад, а не сто тысяч, как считалось на основе предыдущих раскопок. Более сорока лет антропологи не могли разрешить эту загадку. Только в 1953 году американский ученый К.Оклей еще раз исследовал находку открытым им методом датирования в зависимости от содержания фтора в костях. И тогда оказалось, что подлинны только фрагменты черепа и что их возраст едва достигает пятидесяти тысяч лет. Что. же касается челюстной кости, скорее всего подброшенной самим Досоном для подкрепления своей версии, то она принадлежала современной обезьяне. Слава черепа прачеловека из Пилтауна, названного учеными эоантропос, полностью рухнула.

altЕщё несколько десятилетий назад наука не располагала такими точными методами, как углеродный анализ или содержание фтора в костях, которые позволяют сегодня быстро и доказательно распознавать фальсификаты. Характерный и одновременно забавный случай произошел во франции в 1928 году. В небольшой деревушке неподалеку от Виши крестьянин выкопал множество каменных табличек со странными знаками, вазы и маски, изображаюшие мужские лица. Находка произвела много шума в научных кругах. Альбер Морле, врач и любитель-археолог из Виши, заявил, что предметы относятся к каменной эпохе. Он насчитал на табличках 136 знаков и сделал из этого сенсационный вывод о том, что у людей каменной эпохи уже была письменность. Его мнение с энтузиазмом поддержал реставратор из музея в Сен-Жермен-эн-Лайе профессор Соломон Рейнах, считавшийся одним из выдающихся археологов Франции.

altНо революционную теорию разделяли отнюдь не все. Так, известный историк Камилл Джулиан пришел к выводу, что находки из окрестностей Виши относятся к римско-гальскому периоду и что, вероятно, это были предметы, которыми в III  веке нашей эры пользовался какой-то когдун для своих мистических действий. Наиболее радикальный взгляд высказал профессор Рене Дюссо. Поскольку одна из масок очень напоминала облик Бетховена, он высказал предположение, что это подлинная посмертная маска великого композитора. Излагая свои возэрения, дюссо резко критиковал экспертизу, проведенную его коллегами, и прямо заявил, что найденные предметы совсем недавнего происхождения. Как ни парадоксально, именно его позиция вызвала бурю протеста дело о находке в Виши разрасталось, осложнялось, получало все большую огласку. На международном конгрессе антропологов в Амстердаме одна комиссия объявила найденные предметы фальсификацией, а другая — подлинными. Высшей своей точки этот фарс достиг в конце 1928 г. На ежегодном заседании College de france спор о предметах из Виши перерос в невиданный скандал, когда вошедшие в раж слушатели с галерки стали закидывать ученых обломками кирпичей и вонючими субстанциями. Только благодаря вмешательству полиции удалось прекратить эту единственную в своем роде научную авантюру.

altЗабавный гордиев узел разрубил, наконец, директор криминалистической лаборатории в Париже Эдмон Бойл. Он воспользовался химией и микроскопом, и тогда взорвалась бомба. Якобы камни растворялись в воде, и в осевшем песке были обнаружены обрывки ниток, окрашенных анилиновым красителями, остатки недавно скошенной травы. Стало ясно, что научные круги поддались на обман ловкого остряка. действительно, через несколько недель в Англии был арестован некий плуг и обманщик, который признался, что искусно подделывал предметы старины. Определенные моменты в его добровольных признаниях не позволяют усомниться в их правдивости и, пожалуй, указывают направление поиска автора предметов из Виши.

altОднако самые опасные фальсификаторы — это те, кто производство подделок превратил в профессию рада прибыли. Особенно часто подделываются предметы якобы этрусского и египетского происхождения. Эти ловкачи стали устрашением для директоров музеев и частных коллекционеров. Некоторые «специалисты» довели искусство фальсифицирования до таких высот, что, например, две прославленные скульптуры из терракоты, изображающие мужественных этрусских воинов, в 1963 году были изъяты из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Иорке как подцелки. А до того музей несколько десятилетий с гордостью экспонировал эти “щедевры” этрусского искусства. Поэтому не стоит удивляться, что, имея за собой такой опыт, ученые стали осторожными. Когда в Тель-эль-Амарне были найдены 400 клинописных табличек, содержащих дипломатическую переписку фараонов Аменофиса и Аменофиса I I, многие ученые заявили, что это фальсификаты. Только после прочтения текстов немецкими востоковедами и всесторонних экспертиз ученый мир признал их подлинность.

altО встрече с профессиональным торговцем фальсификатами с иронией рассказывает американский археолог Линдон Смит в своей книге “Гробы, святыни и древнее искубство”. В Александрии жил некий грек, который буквально забрасывал рынок превосходными подделками “под древний Египет”, навязывая их легко- верным американским туристам. Смит решил познакомиться с этим таинственным торговцем. Изобразив только что приехавшего из Америки туриста, он появился в доме грека и выразил желание купить кое-какие предметы. Грек водил его по комнатам, восхищенно расхваливая скарабеев, вазы, статузтки. Археолог внимательно слушал, ничем себя не вьщавая, но в какой-то момент не выдержал: среди всякого хлама, не имевшего ни малейшей ценности, он увидел маленькую подлинную головку эпохи Тель-эль-Амарна. Красота этой миниатюрной статузтки была столь впечатляюща, что Смит стремительно схватил ее в руки и стал тщательно рассматривать через увеличительное стекло.

altГрек мгновенно сориентировался в ситуации. Безгранично возмущенный и огорченный, он выталкивал Смита из квартиры, крича в голос: “Господин обманщик! Господин — настоящий археолог!”

 

Михаил Дубейко


Вернуться назад
Top.Mail.Ru